Методы проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективность метода проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся.

Задачи исследования:

Изучить сущность проектной методики, исторический аспект проблемы по использованию метода проектов, направленные на развитие творческих способностей учащихся через анализ учебной и методической литературы.
Изучить условия образовательного учреждения для обучения информатики. Изучить опыт образовательного учреждения по развитию творческих способностей через уроки информатики с использованием метода проектов.
Изучить систему работы педагога по развитию творческих способностей учащихся на уроках информатики, используя метод проектов.
Провести диагностику уровня развития творческих способностей у учащихся.
Разработать и провести уроки информатики, направленные на развитие творческих способностей у учащихся с использованием метода проектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПОЕКТОВ
1.1 Понятие творчества и его характеристика………………………………… 8

1.2 Понятие метода проектов и его характеристика………………………… 10

1.3 Использование метода проектов на уроках информатики и развитие творческих способностей учащихся…………………………………….. 15

1.4 Принципы создания школьного сайта……………………………………. 22

1.5 Этапы работы над методом проектов……………………………………. 24


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1 Анализ условий школы для обучения учащихся информатике и развития творческих способностей………………………………………………… 28

2.2 Диагностика уровня развития творческих способностей у ребенка….. 30

2.3. Разработка и реализация уроков и внеклассного мероприятия по информатике с использованием метода проектов……………………. 35


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39



ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….. 42

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Тест  состоит из 18 вопросов с тремя  вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один. Затем нужно произвести подсчет очков.  
 
 
 
 
 
 

На момент проведения теста в классе присутствовало 10 учащихся.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты  тестирования показали, что:  100% учащихся имеют средний уровень творческого потенциала. То есть все учащиеся пятого класса набрали от 24 до 48 очков. Это свидетельствует о том, что у ребят нормальный творческий потенциал, они обладают теми качествами, которые позволяют им творить. Но иногда возникают небольшие проблемы, которые тормозят процесс творчества. А при желании ребята могут проявить себя на должном уровне.

     Результаты теста внесены в протокол (Приложение 5) и построена диаграмма (Приложение 6).

     Следующим этапом  исследовательской работы стало проведение теста

Г. Дэвиса на определение творческих личностей (Приложение 7).

Количество  испытуемых на момент проведения теста  составляло 9 человек.

Результаты тестирования показали, что у 63% учащихся преобладает способность к творчеству, у 16% учащихся преобладает наличие творческих способностей, а 21% показывает нетворческую личность.

     Результаты теста внесены в протокол (Приложение 8) и построена диаграмма (Приложение 9).

      Таким образом, по результатам проведенных  диагностик можно сделать вывод, что низкий уровень воображения  довольно значительный; высокий уровень  творчества недостаточно высок; уровень  творческого потенциала и способностей к творческой личности – средний.  
 

2.3. Разработка уроков и внеклассного мероприятия по информатике с использованием метода проектов 
 

     На  формирующем этапе нами были разработаны и проведены два урока информатики и одно внеклассное мероприятие по теме исследования.

Тема: Подготовка текстового документа.

Цель: Дать понятие текстового документа и познакомить с основными этапами его подготовки, формировать умение творческого мышления.

Задачи:

  1. Повторить пройденный материал.
  2. Выработать элементарные пользовательские навыки у учащихся.
  3. Дать первоначальное представление о проекте.
  4. Развивать навыки самостоятельной творческой работы.
  5. Подготовить и выполнить практическую работу с целью усовершенствования навыков пользования клавиатурой.

В ходе урока дети получили первоначальное представление о проекте, и имели возможность проявить свои творческие способности в процессе форматирования текста (Приложение 10). 

Тема: Компьютерная графика.

Цель:

  1. Расширить понятие о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления посредством графики.
  2. Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.
  3. Развивать творческие способности.

Задачи:

  1. Повторить пройденный материал.
  2. Дать первоначальное представление о процессе моделирования.
  3. Выработать навыки использовать в использовании компьютера для моделирования, изучаемого процесса.
  4. Развивать навыки самостоятельной творческой работы.
  5. Подготовить и выполнить практическую работу.

В процессе работы детям была представлена возможность  использовать компьютерную графику для разработки простейших моделей. При выполнении индивидуальных заданий учащиеся проявляли свои творческие способности по воображению, содержанию и оформлению (Приложение 11). 

Тема: Путешествие в страну «Информатика».

Цели:

  1. Совершенствовать навыки по использованию возможностей компьютера.
  2. Развивать эрудицию, находчивость, творческие способности.
  3. Воспитывать компьютерную грамотность, ответственность за результат труда, уважение к товарищам.

Задачи:

  1. По информационной составляющей:
    • Закрепить ЗУН учащихся, полученные в течении предыдущих уроков технологии с компьютерной поддержкой.
  2. По технологической составляющей:
    • Учить школьников работать в группе (команде), разделяя обязанности.

При подготовке данного мероприятия дети получили задание по разработке сюжета сказки и подготовке соответствующей наглядности, в результате чего были выявлены их творческие способности и эрудиция (Приложение 12).

     Таким образом, можно сказать, что при изучении тем: «Текстового редактора Word» и «Графического редактора Paint», применение идей метода проектов вполне оправдано. Метод проектов является эффективным средством обработки текстовой и графической информации. В результате создания проектов ученикам предоставляется возможность проявить весь свой творческий потенциал.

     На контрольном этапе нами были повторно проведены диагностические методики.

Методика «Дорисовывание фигур». Результаты тестирования показали, что высокий уровень творчества остался прежним – 55%,  средний уровень значительно повысился, и составляет – 32%, низкий уровень значительно понизился, и составляет – 13%.

     Результаты теста внесены в протокол (Приложение 13) и построена диаграмма (Приложение 14).

     Сравнительный результат теста  «Творческий потенциал».

Результаты повторного тестирования показали, что высокий уровень творческого потенциала повысился и составляет – 15%,  средний уровень составляет – 85%, низкий уровень у учащихся пятого класса был не выявлен.

 
 
 
 
 
 
 
 

     Результаты теста внесены в протокол (Приложение 15) и построена диаграмма (Приложение 16).

     Следующим этапом  в рамках исследования стало повторное проведение теста на определение творческих личностей.

     Результаты повторного тестирования показали, что высокий уровень остался прежним – 16%,  средний уровень значительно повысился, и составляет – 70%, низкий уровень значительно понизился, и составляет – 14%.

     Результаты теста внесены в протокол (Приложение 17) и построена диаграмма (Приложение 18). 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      В методе проектов в наиболее наглядном  и концентрированном виде проявляются  возможности компьютерных технологий как мощного инструмента познания, своеобразного «усилителя» интеллекта, дающего эффективные результаты в самых различных сферах человеческой деятельности и вызванного к жизни насущными потребностями. Основными целями при обучении учащихся в школе являются: развитие творчества в процессе решения задач и расширение области познания детей. Центральной методической проблемой формирования метода проектов на уроках информатики как средства развития творческих способностей является установление рационального баланса между вопросами методологии, формального аппарата, программных средств и практических приложений информационного моделирования.

      Наиболее  гармоничное и универсальное  решение этой проблемы может быть получено на основе подхода, предложенного отечественными педагогами В.К.Белошапкой и С.А.Лесневским. Основой должно быть не «оттачивание» формального аппарата для конкретных приложений, а глубокое освоение методологии моделирования и творческое ее применение для самого широкого круга практических задач.

      Метод проектов имеет теоретическое ядро и практическую часть. Он предполагает изучение различных видов информационных моделей: классификационных, динамических и языковых. Разработан большой набор  задач, позволяющий сформировать у учащихся творческий подход и устойчивые навыки информационного моделирования на различных типах проектов.

Таким образом, работа над проектами позволяет:

  • Развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, что позволяет учащимся переосмыслить имеющиеся знания и генерировать новые.
  • Вырабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий.
  • Получить возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации.
  • Продемонстрировать свою работу своим сверстникам и вообще всем желающим.
  • Развивать чувство ответственности за свои действия.

   Из  выше сказанного следует, что метод проектов с широким использованием современных информационных технологий является эффективным средством развития творческих способностей и реализации творческого потенциала у детей.

   Использование различных форм и приемов работы с персональным компьютером позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую выразительность.

В ходе исследований поставленная цель: определить эффективность метода проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся, была достигнута, а задачи реализованы.

Гипотеза – метод проектов в преподавании информатики явится эффективным в развитии творческих способностей, если:

  • Учитель владеет проектной методикой;
  • Проектное задание будет соответствовать уровню обученности детей, учитывая их интересы;
  • Учитель обеспечит детям ситуацию успеха.

нашла свое подтверждение.

В качестве рекомендаций можно предложить:

  • создать необходимые условия для проектной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании / М.Е. Белиловская // Информатика. Приложение к газете. Первое сентября №47 – 1999г.
  2. Белуцов В. Новейший самоучитель / В. Белуцов. – М., 2000.
  3. Билл Игер Работа в Интернете // Билл Игер. – М., 1996.
  4. Бочкин А.И., Гордеева З.Ю. Информатика: от ремесла – к технологиям и творчеству / А.И. Бочкин, З.Ю. Гордеева // Информатика и образование №1 – М., 2004г.
  5. Величева Е.П. Проект Веселые картинки / Е.П.Величева // Информатика и образование №5  - М., 2005 г.
  6. Воройский Ф.С. Систематизированный толкорвый словарь по информатике / Ф.С. Воройский // Изд. Либерея. -  М., 1998г.
  7. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М., 1968.
  8. Гусева О.Л. Одна задача — два решения / Е.В. Гусев, Н.Н. Миронова //  Информатика и образование. — М., 2000.
  9. Дуванов А.А Интернет для начинающих / А.А. Дуванов //Информатика. Приложение к газете. Первое  сентября №21.-1999.
  10. Жалдак М. И. Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе // Автореферат док. пед. наук – М., 1988.
  11. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности / И.П. Калошина. — М., 1983.
  12. Константинов Н.А История педагогики: учебник для студентов педагогических институтов / Н.А Константинов– М.,1982.
  13. Кузнецов А.А. //Проект Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Образовательная область Информатика) /

А.С. Лесневский, С.А. Бешенков. – М., 1996г.

  1. Леднев В.С. 12 летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Ю.И. Дик, А.В. Хуторской — М. РАО ИОСО. — 1999.
  2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. — М., 1972.
  3. Машбиц Е.И Психолого–педагогические проблемы компьютеризации  обучения / Е.И. Машбиц.- М.,1988.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод проектов /Н.Ю. Пахомова //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование -  М., 1996.
  5. Пенчева Л.А. Проектно – исследовательские олимпиады, фестивали / Л.А. Пенчева // Информатика и образование №2 – М., 2003г.
  6. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под редакцией Е.С.Полат. -  М., 2000 г.
  7. Тихомиров О. К. Психологические механизмы исследования творческой деятельности./ О.К. Тихомиров — М., 1975.
  8. Трофимова Т.Г. Проектное обучение глазами учеников / Т.Г. Трофимова  // Информатика и образование №6 – М., 2003 г.
  9. Уваров  А.Ю  Вступая в век  информатики / А.Ю  Уваров  // Информатика и образование №2.-М.,1995.
  10. Черкасов Р.С Методика преподавании информатики // Р.С.Черкасов. - М., 2003.
  11. Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии / Ю. Шафрин -  М., 1997г.
  12. Якушина Е.В. Internet для школьников и начинающих пользователей.
  13. Компьютерные коммуникации в школе: Пособие для учителя. – М., 1995.
  14. Научное творчество. — М., 1969.
  15. Художественное и научное творчество. — Л., 1972.
  16. Творческий процесс и художественное восприятие.— М., 1978.
  17. Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.

Информация о работе Методы проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся