Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования – определить эффективность метода проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся.
Задачи исследования:
Изучить сущность проектной методики, исторический аспект проблемы по использованию метода проектов, направленные на развитие творческих способностей учащихся через анализ учебной и методической литературы.
Изучить условия образовательного учреждения для обучения информатики. Изучить опыт образовательного учреждения по развитию творческих способностей через уроки информатики с использованием метода проектов.
Изучить систему работы педагога по развитию творческих способностей учащихся на уроках информатики, используя метод проектов.
Провести диагностику уровня развития творческих способностей у учащихся.
Разработать и провести уроки информатики, направленные на развитие творческих способностей у учащихся с использованием метода проектов.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПОЕКТОВ
1.1 Понятие творчества и его характеристика………………………………… 8
1.2 Понятие метода проектов и его характеристика………………………… 10
1.3 Использование метода проектов на уроках информатики и развитие творческих способностей учащихся…………………………………….. 15
1.4 Принципы создания школьного сайта……………………………………. 22
1.5 Этапы работы над методом проектов……………………………………. 24
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1 Анализ условий школы для обучения учащихся информатике и развития творческих способностей………………………………………………… 28
2.2 Диагностика уровня развития творческих способностей у ребенка….. 30
2.3. Разработка и реализация уроков и внеклассного мероприятия по информатике с использованием метода проектов……………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….. 42
Тест
состоит из 18 вопросов с тремя
вариантами ответов, из которых необходимо
выбрать один. Затем нужно произвести
подсчет очков.
На момент
проведения теста в классе присутствовало
10 учащихся.
Результаты тестирования показали, что: 100% учащихся имеют средний уровень творческого потенциала. То есть все учащиеся пятого класса набрали от 24 до 48 очков. Это свидетельствует о том, что у ребят нормальный творческий потенциал, они обладают теми качествами, которые позволяют им творить. Но иногда возникают небольшие проблемы, которые тормозят процесс творчества. А при желании ребята могут проявить себя на должном уровне.
Результаты теста внесены в протокол (Приложение 5) и построена диаграмма (Приложение 6).
Следующим этапом исследовательской работы стало проведение теста
Г. Дэвиса на определение творческих личностей (Приложение 7).
Количество испытуемых на момент проведения теста составляло 9 человек.
Результаты тестирования показали, что у 63% учащихся преобладает способность к творчеству, у 16% учащихся преобладает наличие творческих способностей, а 21% показывает нетворческую личность.
Результаты теста внесены в протокол (Приложение 8) и построена диаграмма (Приложение 9).
Таким
образом, по результатам проведенных
диагностик можно сделать вывод,
что низкий уровень воображения
довольно значительный; высокий уровень
творчества недостаточно высок; уровень
творческого потенциала и способностей
к творческой личности – средний.
2.3.
Разработка уроков и
внеклассного мероприятия
по информатике с использованием
метода проектов
На формирующем этапе нами были разработаны и проведены два урока информатики и одно внеклассное мероприятие по теме исследования.
Тема: Подготовка текстового документа.
Цель: Дать понятие текстового документа и познакомить с основными этапами его подготовки, формировать умение творческого мышления.
Задачи:
В ходе
урока дети получили первоначальное
представление о проекте, и имели возможность
проявить свои творческие способности
в процессе форматирования текста (Приложение
10).
Тема: Компьютерная графика.
Цель:
Задачи:
В процессе
работы детям была представлена возможность
использовать компьютерную графику для
разработки простейших моделей. При выполнении
индивидуальных заданий учащиеся проявляли
свои творческие способности по воображению,
содержанию и оформлению
(Приложение 11).
Тема: Путешествие в страну «Информатика».
Цели:
Задачи:
При подготовке данного мероприятия дети получили задание по разработке сюжета сказки и подготовке соответствующей наглядности, в результате чего были выявлены их творческие способности и эрудиция (Приложение 12).
Таким образом, можно сказать, что при изучении тем: «Текстового редактора Word» и «Графического редактора Paint», применение идей метода проектов вполне оправдано. Метод проектов является эффективным средством обработки текстовой и графической информации. В результате создания проектов ученикам предоставляется возможность проявить весь свой творческий потенциал.
На контрольном этапе нами были повторно проведены диагностические методики.
Методика «Дорисовывание фигур». Результаты тестирования показали, что высокий уровень творчества остался прежним – 55%, средний уровень значительно повысился, и составляет – 32%, низкий уровень значительно понизился, и составляет – 13%.
Результаты теста внесены в протокол (Приложение 13) и построена диаграмма (Приложение 14).
Сравнительный результат теста «Творческий потенциал».
Результаты повторного тестирования показали, что высокий уровень творческого потенциала повысился и составляет – 15%, средний уровень составляет – 85%, низкий уровень у учащихся пятого класса был не выявлен.
Результаты теста внесены в протокол (Приложение 15) и построена диаграмма (Приложение 16).
Следующим этапом в рамках исследования стало повторное проведение теста на определение творческих личностей.
Результаты повторного тестирования показали, что высокий уровень остался прежним – 16%, средний уровень значительно повысился, и составляет – 70%, низкий уровень значительно понизился, и составляет – 14%.
Результаты
теста внесены в протокол (Приложение
17) и построена диаграмма (Приложение 18).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В методе проектов в наиболее наглядном и концентрированном виде проявляются возможности компьютерных технологий как мощного инструмента познания, своеобразного «усилителя» интеллекта, дающего эффективные результаты в самых различных сферах человеческой деятельности и вызванного к жизни насущными потребностями. Основными целями при обучении учащихся в школе являются: развитие творчества в процессе решения задач и расширение области познания детей. Центральной методической проблемой формирования метода проектов на уроках информатики как средства развития творческих способностей является установление рационального баланса между вопросами методологии, формального аппарата, программных средств и практических приложений информационного моделирования.
Наиболее гармоничное и универсальное решение этой проблемы может быть получено на основе подхода, предложенного отечественными педагогами В.К.Белошапкой и С.А.Лесневским. Основой должно быть не «оттачивание» формального аппарата для конкретных приложений, а глубокое освоение методологии моделирования и творческое ее применение для самого широкого круга практических задач.
Метод проектов имеет теоретическое ядро и практическую часть. Он предполагает изучение различных видов информационных моделей: классификационных, динамических и языковых. Разработан большой набор задач, позволяющий сформировать у учащихся творческий подход и устойчивые навыки информационного моделирования на различных типах проектов.
Таким образом, работа над проектами позволяет:
Из выше сказанного следует, что метод проектов с широким использованием современных информационных технологий является эффективным средством развития творческих способностей и реализации творческого потенциала у детей.
Использование различных форм и приемов работы с персональным компьютером позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую выразительность.
В ходе исследований поставленная цель: определить эффективность метода проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся, была достигнута, а задачи реализованы.
Гипотеза – метод проектов в преподавании информатики явится эффективным в развитии творческих способностей, если:
нашла свое подтверждение.
В качестве рекомендаций можно предложить:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.С. Лесневский, С.А. Бешенков. – М., 1996г.