Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования – определить эффективность метода проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся.
Задачи исследования:
Изучить сущность проектной методики, исторический аспект проблемы по использованию метода проектов, направленные на развитие творческих способностей учащихся через анализ учебной и методической литературы.
Изучить условия образовательного учреждения для обучения информатики. Изучить опыт образовательного учреждения по развитию творческих способностей через уроки информатики с использованием метода проектов.
Изучить систему работы педагога по развитию творческих способностей учащихся на уроках информатики, используя метод проектов.
Провести диагностику уровня развития творческих способностей у учащихся.
Разработать и провести уроки информатики, направленные на развитие творческих способностей у учащихся с использованием метода проектов.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПОЕКТОВ
1.1 Понятие творчества и его характеристика………………………………… 8
1.2 Понятие метода проектов и его характеристика………………………… 10
1.3 Использование метода проектов на уроках информатики и развитие творческих способностей учащихся…………………………………….. 15
1.4 Принципы создания школьного сайта……………………………………. 22
1.5 Этапы работы над методом проектов……………………………………. 24
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1 Анализ условий школы для обучения учащихся информатике и развития творческих способностей………………………………………………… 28
2.2 Диагностика уровня развития творческих способностей у ребенка….. 30
2.3. Разработка и реализация уроков и внеклассного мероприятия по информатике с использованием метода проектов……………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….. 42
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………………
3
1.1 Понятие творчества и его характеристика………………………………… 8
1.2 Понятие метода проектов и его характеристика………………………… 10
1.3 Использование метода проектов на уроках информатики и развитие творческих способностей учащихся…………………………………….. 15
1.4 Принципы создания школьного сайта……………………………………. 22
1.5 Этапы работы над методом проектов…………………………………….
24
2.1
Анализ условий школы для
2.2
Диагностика уровня развития
творческих способностей у
2.3. Разработка
и реализация уроков и внеклассного
мероприятия по информатике с использованием
метода проектов……………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
С
момента введения во все средние
учебные заведения курса «
Достаточно полно с обширным охватом зарубежной и отечественной литературы проработан вопрос психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения Б.С. Гершунским и Е.И. Машбиц [16]. М.И.Жалдак [10] в докторской диссертации «Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе» провел тщательный анализ публикаций по теоретическим и прикладным разработкам, посвященным проблемам состояния преподавания «Основ информатики и вычислительной техники» в школе на момент 1989 года. Вопросам содержания и методики обучения в школе уделяется большое внимание в работах Андрея Петровича Ершова, Вадима Макарьевича Монахова, Юрия Абрамовича Первина, Александра Андреевича Кузнецова, Анатолия Георгиевича Кушниренко, Александра Георгиевича Гейна и других. В 1905 году русский педагог Станислав Тиофилович Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.
Предмет «Информатика» является фундаментом для всех современных информационных технологий. Ее основные цели и задачи – это формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Другая – прикладная сторона информатики – это освоение современных методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации на базе современных информационных технологий.
Следует заметить, что характер преподавания школьного курса информатики в подавляющем количестве случаев – репродуктивен. Результатом соответствующей методики и практики обучения становится преобладание у большинства обучающихся только воспроизводящего мышления, не готового к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и не обеспечивающего потенциал роста интеллекта, жизненно необходимого в современном информационном мире. К тому же возможности курса информатики при сложившейся практики преподавания далеко не полностью используется, а именно ее дидактические возможности, возможности развивающего обучения. В то же время школа призвана воспитывать человека, ощущающего потребность в приобретении новых знаний, использовании в своей деятельности всего самого нового и передового, стремящегося к творчеству и самореализации, то есть, имеющего активную жизненную позицию.
Преподавание информатики для детей требует разработки специфических программ и методов обучения, которые должны, с одной стороны, учитывать их высокую восприимчивость к обучению, с другой стороны, способствовать развитию творческих способностей у детей. Дети очень любознательны, активны в изучении окружающего мира, не терпят каких-либо ограничений на свои исследования. Так как обработка информации является основной потребностью интеллекта, то задача учителя заключается в том, чтобы организовать получение этой информации в каком-либо творческом процессе. Существует множество различной литературы, авторских методик, систем преподавания на тему, как организовать урок как творческий процесс.
Насущным требованием времени становится использование в обучении информатике методов, вырабатывающих у учащихся готовность и умение самостоятельно добывать новые знания, развивающие творческие способности. Большие возможности в этом отношении открывает метод проектов.
Метод проектов – это из области дидактики. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформлена тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
Кроме того метод проектов в практике преподавания информатики является путем решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения невозможно. Как наиболее острую из них выделим проблему различного стартового уровня знаний и умений школьников по информатике. В результате построить оптимальный курс обучения даже в одном классе становится практически невозможно. К тому же, знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуют идентификации пробелов в них с последующей коррекцией. Решение задачи приобретения качественных знаний по всему курсу информатики каждым ребенком видится в оптимальном сочетании его личных направленностей и потребностей с соответствующей областью применения информационных технологий.
Работая
по комплексно-проектным
Этот
метод имеет богатые
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.
С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.
В период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умения собирать необходимую информацию, умения выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Метод проектов позволяет приобрести такое умение в процессе работы и дает эффективные преимущества в предметной области учебного проекта.
Для того чтобы определить возможности курса информатики в развитии творческих способностей детей с использованием метода проектов, нами был определен методологический аппарат исследования:
Объект исследования – деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей у учащихся.
Предмет исследования – метод проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся.
Цель исследования – определить эффективность метода проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся.
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: Средняя Общеобразовательная Школа №1 п. Огорон.
Гипотеза исследования – метод проектов в преподавании информатики явится эффективным средством в развитии творческих способностей, если:
1.
Теоретические основы
развития творческих
способностей детей
на уроках информатики
через метод проектов.
«Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других».
Б. Астафьев
Что представляет собой творчество? В психологии этот вопрос до сих пор окончательно не решен. За последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории, которая смогла бы объединить рассеянные и, иногда конфликтующие, исследования творчества.
Лев Семенович Выгодский [7] рассматривал творчество, как создание нового. А.М. Матюшкин [15] выделял два вида творчества: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов.
Творческую индивидуальность учащихся характеризует, прежде всего, потребность в самореализации, то есть стремление к возможно полной реализации потенциала в учебной деятельности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.