Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования – определить эффективность метода проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся.
Задачи исследования:
Изучить сущность проектной методики, исторический аспект проблемы по использованию метода проектов, направленные на развитие творческих способностей учащихся через анализ учебной и методической литературы.
Изучить условия образовательного учреждения для обучения информатики. Изучить опыт образовательного учреждения по развитию творческих способностей через уроки информатики с использованием метода проектов.
Изучить систему работы педагога по развитию творческих способностей учащихся на уроках информатики, используя метод проектов.
Провести диагностику уровня развития творческих способностей у учащихся.
Разработать и провести уроки информатики, направленные на развитие творческих способностей у учащихся с использованием метода проектов.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПОЕКТОВ
1.1 Понятие творчества и его характеристика………………………………… 8
1.2 Понятие метода проектов и его характеристика………………………… 10
1.3 Использование метода проектов на уроках информатики и развитие творческих способностей учащихся…………………………………….. 15
1.4 Принципы создания школьного сайта……………………………………. 22
1.5 Этапы работы над методом проектов……………………………………. 24
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1 Анализ условий школы для обучения учащихся информатике и развития творческих способностей………………………………………………… 28
2.2 Диагностика уровня развития творческих способностей у ребенка….. 30
2.3. Разработка и реализация уроков и внеклассного мероприятия по информатике с использованием метода проектов……………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….. 42
В начале создания страницы тяжелее всего разработать ее форму и дизайн. Можно остановиться на странице с фреймами, выбран редактор Front-Page, представляющий такой сервис. Школьный сайт должен отражать концепцию школы, рассказывать о школьном устройстве, о школьной жизни. Каждый посетитель должен найти что-то о себе. Например, учителю, посещаемому страничку в интернете будут интересны некоторые эксперименты, проходящие в данной школе, ученику, наверное, будет интересен рассказ о школьной жизни или рассказы учеников о самих себя, родителю – информация о школе, стоит ли приводить своего ребенка к нам в школы или нет.
Вообще, динамизм школьной жизни предъявляет очень высокие требования к оперативности обработки информации. Тут можно говорить о хроникерах и репортажах, зачастую приходится вести репортаж с места событий. Для этого понадобятся специалисты в области журналистики. Как только сайт будет посещаем в ИНТЕРНЕТЕ, появится выбор направлений дальнейшей деятельности из предложений гостей сайта.
Таким
образом, хороший проект с определенными
требованиями по качеству, оперативности,
профессионализму неизбежно вызывает
расширение поля деятельности, расширяет
круг школьных предметов, с ним контактирующих,
открывает новые направления, дает материал
для творчества и полета фантазии.
1.5
Этапы работы над методом
проектов
Для
получения ожидаемого эффекта при
осуществлении обучения информатике
с помощью учебного проекта необходимо
выполнить ряд рекомендаций и соблюдать
некоторые принципы на этапах совместной
деятельности с детьми, представленных
на схеме.
Схема 1. Этапы деятельности.
Нулевой этап. На данном этапе учителю важно понять цели создания школьного сайта. Продумать, что будет важно для него самого, что для создателей, а что и для всей школы. Какие цели является основополагающими, а какие второстепенными. Могут ли в ходе работы появиться новые цели или «отпасть» уже существующие.
Первый этап – подготовительный. Выбор темы проекта. Этот этап очень важен для успеха работы методом проектов. На первом этапе в момент выбора темы проекта происходит формулирование проекта, постановка задачи проекта. Необходимо определить задание конкретной практической направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда. Определение группы учащихся и распределение ролей. В ходе эксперимента учащиеся объединяются в разновозрастные группы.
Ощущение
свободы выбора, участие в выборе
и определении направления
Второй этап – «Планирование работы». На этом этапе идет выстраивание групповой организации будущей проектной деятельности учащихся, распределение задач между группами участников, определение амплуа каждого члена группы и их взаимодействия, планирование работ. Роль учителя многообразна, с одной стороны, педагогические задачи становления личности в условиях интенсивного трудового и творческого процесса, с другой – организация и координация работ большого творческого коллектива. Этот этап важен для решения такой учебно-воспитательной задачи как формирование самостоятельности школьников в целополагании и планировании своей и групповой деятельности. Образование рабочих групп, по всем направлениям работы, разбиение предстоящей работы на шаги, планирование учитель проделывает вместе с учениками, вовлекая их в обсуждение ожидаемых результатов, способов их получения, последовательности работ. Планирование сначала происходит укрупненное, затем в процессе работы к нему можно возвращаться для коррекции и уточнения плана.
Третий этап – «Практический». Контроль выполнения этапов. Руководитель собирает группу по расписанию, каждый участник представляет свою версию реализации задания. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На данном этапе очень важна роль учителя или координатора, руководящего проектом. Учитель должен помнить, что задача формулируется так, чтобы, с одной стороны, достичь учебно-воспитательной цели данного шага проекта, а с другой, дать максимальную свободу для творческого ее выполнения учениками.
Четвертый этап – «Проектный шаг». Здесь организуется и проводится работа над поставленной задачей. В процессе выполнения задачи используются групповые формы работы учащихся. В процессе работы учитель организует взаимодействие, взаимопомощь учащихся, поощряет и направляет самостоятельный поиск необходимой информации, организует практическую работу на компьютерах и другой технике. Каждая шаговая задача должна приводить к вполне ясному для учеников результату в ясной связи целью всего проекта.
На завершающем этапе – «Итоговом» - подводятся итоги совместной работы учеников, дается качественная оценка проделанной работе по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Подводятся итоги воспитательного характера. Так же на этом этапе выделяются направления на следующий учебный год, выделяются те направления, которые устарели или работа, над которыми не актуальна. Ищутся совершенно новые направления работы.
Перспективы для развития школьного сайта:
В ходе работы над проектом ребята приобретают технические навыки работы с ЭВМ, умения работать с программными средствами. Многие из них проявляют свои дизайнерские способности и вносят в текст подходящие схемы, рисунки и графические объекты.
Главным
результатом проектной
Все
этапы работы над проектом проводятся
с обеспечением максимально возможных
условий для выбора, творческой инициативы,
творчества учащихся. Реализация проекта
в конкретных условиях обучения всегда
имеет свои особенности, вариации и хода
проведения, и результатов работы.
2.
Исследовательская
работа по развитию
творческих способностей
у учащихся
на уроках информатики
через метод проектов
2.1
Анализ условий
школы для обучения
учащихся информатике
и развитие творческих
способностей
Проходя преддипломную (квалификационную) практику для овладения первоначальным профессиональным опытом в образовательном учреждении СОШ №1 п. Огорон с 25.02.2008 года по 22.03.2008 года, мы выяснили, что школа работает по программе, которая имеет методическую тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, как средство развития школы и саморазвития личности».
Цель: Обеспечение различных траекторий получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности, интересы учеников.
Задачи:
В школе работают 15 учителей. Коллектив школы стабилен. Отношения между учителями и администрацией основаны на доверии, взаимопонимании, разумной деятельности. Коллектив школы имеет реальное подтверждение успешности своей работы по многим направлениям.
Форма обучения очная, осуществляется в одну смену.
В школе обучаются 102 учащихся.
Социальный состав учащихся неоднородный: дети работников сельского хозяйства, служащих, интеллигенции, безработных.
Информатику преподает:
Уроки информатики ведутся в классах среднего звена по одному часу в неделю, в классах старшего звена по два часа в неделю.
Учителя работают по программе: Л.Босовой «Информатика 5 класс», И.Семакина, Л.Залогова «Информатика. Базовый курс 7 –9 класс», И.В.Угриновича «Практикум по информатике и информационным технологиям».
В Огоронской СОШ №1 один хорошо оборудованный кабинет информатики. В классе одиннадцать персональных компьютеров нового поколения, оснащенных операционной системой Windows XP, соединенных в локальную сеть, с выходом в Интернет. Среди аппаратных средств: принтер, сканер, ксерокс, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Кабинет информатики оснащен программно-методическим обеспечением, учебной и научной и справочной литературой. Кабинет рассчитан на индивидуальное пользование.
При проведении уроков информатики учитель применяет различные традиционные формы и методы обучения, включая элементы информационных технологий:
Из беседы с учителем информатики мы выяснили, что в процессе обучения он уделяет большое внимание развитию творческих способностей детей.
Таким
образом, проанализировав материальную
базу образовательного учреждения, можно
сделать вывод, что в СОШ №1 п. Огорон созданы
все условия для обучения детей информатике.
2.2
Диагностика развития
творческих способностей
у детей
На констатирующем этапе нами были проведены диагностические методики с учащимися 5 класса.
Методика «Дорисовывание фигур» под авторством О.М.Дьяченко, А.И.Кирилловой (Приложение 1).
Цель данной методики: определить уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы.
Данная методика была проведена с группой ребят, состоящей из десяти человек.
Данная методика позволила выявить три уровня развития творческих способностей.
При обработке результатов выявлено следующее процентное соотношение.
Высокий уровень составляет 55%, который характеризует, что дети дали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки.
Средний уровень составляет 24%, указывающий на то, что дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей.
Низкий уровень составляет 21%, характеризующий фактическое непонимание поставленной задачи: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или делают беспредметное изображение.
Результаты диагностики внесены в протокол (Приложение 2) и построена диаграмма (Приложение 3).
Также, в рамках исследовательской работы был проведен тест «Творческий потенциал», автор С.Н.Чистякова, целью которого являлась оценка уровня творческого потенциала, умений принимать нестандартные решения (Приложение 4).