Методы проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективность метода проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся.

Задачи исследования:

Изучить сущность проектной методики, исторический аспект проблемы по использованию метода проектов, направленные на развитие творческих способностей учащихся через анализ учебной и методической литературы.
Изучить условия образовательного учреждения для обучения информатики. Изучить опыт образовательного учреждения по развитию творческих способностей через уроки информатики с использованием метода проектов.
Изучить систему работы педагога по развитию творческих способностей учащихся на уроках информатики, используя метод проектов.
Провести диагностику уровня развития творческих способностей у учащихся.
Разработать и провести уроки информатики, направленные на развитие творческих способностей у учащихся с использованием метода проектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПОЕКТОВ
1.1 Понятие творчества и его характеристика………………………………… 8

1.2 Понятие метода проектов и его характеристика………………………… 10

1.3 Использование метода проектов на уроках информатики и развитие творческих способностей учащихся…………………………………….. 15

1.4 Принципы создания школьного сайта……………………………………. 22

1.5 Этапы работы над методом проектов……………………………………. 24


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1 Анализ условий школы для обучения учащихся информатике и развития творческих способностей………………………………………………… 28

2.2 Диагностика уровня развития творческих способностей у ребенка….. 30

2.3. Разработка и реализация уроков и внеклассного мероприятия по информатике с использованием метода проектов……………………. 35


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39



ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….. 42

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Такое творческое начало ничем не может  быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию, оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Творчество, прежде всего, выражается в активной преобразовательной деятельности, в  процессах личностного выбора и  личностного вклада, полной отдачи себя.

      Таким образом, творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной и субъективной значимостью.

      Американский  ученый Тейлор, обозревая литературу по психологии способностей к научно-технической деятельности, выделяет следующие компоненты: «Находчивость, изобретательность, познавательные способности, интуиция, энтузиазм, творческие способности».

Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида деятельности и обуславливающих уровень ее результативности.

      Одной из важнейших задач процесса обучения в школе является развитие у учащихся творческого начала, в чем бы оно  не проявлялось – в математике или в музыке, в физике или в  информатике. Творческое начало играет огромную роль не только в самих классных занятиях, но и в других видах внеурочной деятельности. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени, и одновременно повышается результат.

Одним из приемов творческой работы является метод проектов на уроках информатики.  
 

1.2 Понятие метода проектов и его характеристика 
 

     Метод проектов основан на активизации  учащихся в процессе обучения, на переориентацию обучения с репродуктивного на креативный. Свойственное этому методу создание предпосылок для развития аналитико-синтетических видов мышления интенсифицируется применением его к обучению информатике, что развивает и формирует новое понимание предмета, нового обучающегося и нового педагога. Таким образом, метод проектов вызван к жизни в силу необходимости перестройки образовательной системы в условиях информатизации общества.

      Слово «проект» растолковывается словарями  как «план, замысел, текст или  чертеж чего-либо, предваряющий его  создание». По определению Е.Н.Ястребцевой «проект рассматривается как совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата».

      Не  вступая в противоречие со сделанными определениями, под проектной деятельностью учащихся мы будем понимать целенаправленную, творческую, результативную, групповую, ограниченную определенным временем, деятельность. А учебный проект – это объект проектной деятельности учащихся, используемый в учебных целях при обучении. Это и замысел получения результата проектной деятельности, и последовательность действий, приводящих к желаемому результату, и способ деятельности.

С другой стороны, метод проектов в дидактике  определяется как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, развитие и воспитание. Таким образом, под методом проектов мы понимаем такой способ совместной деятельности учащихся и учителя, при котором овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, развитие и воспитание осуществляется в процессе проектной деятельности учащихся.

      Как отмечает американский ученый Е.С. Полат [19], использование метода проектов для современной школы является показателем прогрессивной методики обучения и развития, он «находит все большее распространение в системах образования разных стран мира».

Метод проектов не является принципиально  новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего  столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.

      Учитель может подсказать источники информации, а может просто сориентировать мысли учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. Тем самым ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, вся работа над проблемой приобретает контуры проектной деятельности.

     Со  временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее  время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим овладение определенной суммой знаний через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем. Учитывая, развитие рефлекторного мышления (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. "Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления" [3].

     Метод проектов привлек внимание русских  педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога Станислава Тиофиловича Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

      Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Джона Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" [3] - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод – это дидактическая категория, объемлющая совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

      Проекты могут быть длительными и кратковременными, коллективными и индивидуальными, классными и внеурочными (либо сочетать обе организации: начинаться на уроках и иметь продолжение во внеурочное время, затем снова переходить на классные занятия).

В проект в качестве его составных компонентов  входят:

  • формулирование цели (что и почему надо сделать);
  • разработка или выбор путей выполнения проекта;
  • работа над проектом;
  • оформление результатов;
  • обсуждение результатов работы.

Другими словами, проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация, это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

      Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения – это всего лишь форма обучения.

     Под учебным проектом понимается совместная обоснованная, спланированная и осознанная деятельность обучаемых - партнеров, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеют общую проблему, цель, согласованные методы и, которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

     Одним из видов учебных проектов, организованных на основе телекоммуникационных технологий, является телекоммуникационный проект, представляющий собой - совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся. Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Что касается школьной информатики, то она чаще всего, и в телекоммуникационных проектах тоже, затрагивается в межпредметной связи с другими предметными областями учебных проектов, ее учебно-воспитательные задачи решаются постольку, поскольку в том или ином проекте используются навыки владения компьютером и информационными технологиями.

      Типологическими признаками проектов являются:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная  область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников  проекта. 

6. Продолжительность проекта.

      Таким образом, в системе образования создание проектов находится в центре внимания, как ученых, так и педагогов-практиков.

Учебный проект, в ряде случаев, является ведущей общеобразовательной формой. 
 

1.3 Использование метода проектов на уроках информатики и развитие творческих способностей учащихся 
 

      В условиях информатизации общества необходимо уделять больше внимания средствам  и способам деятельности, перестройке  методов и организационных форм обучения. Главное среди этих требований – включение в содержание большой группы новых деятельностных составляющих: умение работать с информацией, продуктивно планировать свою работу, эффективно сотрудничать при выполнении совместной работы. Необходимы новые технологии обучения, обеспечивающие формирование новой информационной культуры мышления  и требуемый уровень мобильности будущего специалиста. В связи с этим,  компьютерная техника должна использоваться как необходимый элемент целостной структуры учебной деятельности, как динамическая модель, как средство организации и контроля результатов обучения.

      Интегрирующим фактором служит сегодня информатика, не только как учебный предмет, но и как специфическая сфера содержания образовательного процесса.

      Перед учителем информатики стоит важнейшая  задача: не только сообщить учащимся определенную сумму знаний в соответствии с современными требованиями общественного и научно-технического прогресса, развивать их умения и навыки, но, главное, у учащихся должны быть привиты стремление к непрерывному совершенствованию знаний, умение самостоятельно пополнять их и применять на практике. Все чаще основным помощником в получении новых знаний становится ЭВМ. Метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации у учащихся для достижения поставленных целей и овладения определенными знаниями.

Информация о работе Методы проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся