Методы проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить эффективность метода проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся.

Задачи исследования:

Изучить сущность проектной методики, исторический аспект проблемы по использованию метода проектов, направленные на развитие творческих способностей учащихся через анализ учебной и методической литературы.
Изучить условия образовательного учреждения для обучения информатики. Изучить опыт образовательного учреждения по развитию творческих способностей через уроки информатики с использованием метода проектов.
Изучить систему работы педагога по развитию творческих способностей учащихся на уроках информатики, используя метод проектов.
Провести диагностику уровня развития творческих способностей у учащихся.
Разработать и провести уроки информатики, направленные на развитие творческих способностей у учащихся с использованием метода проектов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПОЕКТОВ
1.1 Понятие творчества и его характеристика………………………………… 8

1.2 Понятие метода проектов и его характеристика………………………… 10

1.3 Использование метода проектов на уроках информатики и развитие творческих способностей учащихся…………………………………….. 15

1.4 Принципы создания школьного сайта……………………………………. 22

1.5 Этапы работы над методом проектов……………………………………. 24


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
2.1 Анализ условий школы для обучения учащихся информатике и развития творческих способностей………………………………………………… 28

2.2 Диагностика уровня развития творческих способностей у ребенка….. 30

2.3. Разработка и реализация уроков и внеклассного мероприятия по информатике с использованием метода проектов……………………. 35


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39



ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….. 42

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

 Для того чтобы заинтересовать ребят, нужно поставить проблемную ситуацию, для решения которой у обучающихся возникает потребность объединения в группы для создания проектов.

     На  уроках информатики проектный метод  позволяет использовать все воспитательные и дидактические возможности. Он представляет собой, во-первых, как один из методов проблемного обучения, активизирующий и углубляющий познание; во-вторых, как метод, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности; в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для развития творческих способностей учащихся.

Обучение  школьников информатике включает в  себя два информационных ядра: знания, умения и навыки. Усвоение различных  по характеру знаний, умений и навыков, формирование и развитие эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств личности, сочетание умственных и практических действий позволяет на уроках информатики и факультативных занятиях использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения. В результате, под руководством учителя, разрабатываются проекты программных комплексов, электронных учебников по различным предметам, что способствует формированию творческих способностей учащихся.

      Метод проектов относится к активным способам обучения. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим, с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и, достаточной степенью самостоятельности для ученика. Такого не бывает при пассивных методах обучения. В отличие от пассивных способов обучения, метод проектов вовлекает учащегося в деятельность, где целью является получение интересного для обучаемого результата – результата работы над проектом – что является сильным мотивантом. Проектная деятельность учащихся должна проводиться в удобное для детей время, оставляя простор для других занятий и кружков, если в них ребенок заинтересован. Учащийся должен быть спокоен, никуда не спешить во время занятия, полностью отдаваясь работе.

      Для успешного занятия проектной  деятельностью необходимо наличие  обязательных условий:

- желание  самого ребенка (мотивация к  интеллектуальному творчеству);

- оборудованное  место (помещение, техника, благоприятная среда);

- грамотный, доброжелательный преподаватель – консультант.

Без этого  проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

      При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Вопросы воспитания и самовоспитания приобретают большую значимость для развивающейся личности.

      С помощью метода проектов осуществляется «деятельностный» подход к воспитанию и обучению. На уроках информатики, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют развивать творческие способности учащихся. Целью проекта учитель может ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных сред, пакетов программ, оболочек и прочее, которые каждый ученик должен освоить в процессе обучения на уроке.

Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для учеников форме, целенаправив на значимый для них  результат – продукт коллективной, творческой работы. Практические занятия  превращаются в увлекательное, целенаправленное дело. Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной.

      При работе над большим проектом, требующим пошаговой организации, системного подхода в проектной деятельности, появляется возможность обучать учащихся системной самоорганизации мышления и деятельности. Такой подход заключается в расчленении общей задачи проекта на подзадачи, определение подцелей, организации этапности в работе, синтез общего результата из результатов решения подзадач. Работа по продвижению шаг за шагом от задачи к задаче, не теряя из виду главной цели проекта, носит поисковый характер, позволяет научить системному подходу в решении проблем проекта. Для информатики подход в решении задач является учебным умением, вырабатываемым в процессе обучения, навыком.

    Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

  • начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
  • далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением;
  • распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
  • самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.);
  • защита проектов, оппонирование;
  • коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

     Каждый  проект подлежит защите, определяемой установленными критериями оценивания, которые предусматривают следующие  направления:

  • связь с программой и учебным планом;
  • содержание проекта;
  • соблюдение авторских прав;
  • оригинальность;
  • мультимедийные средства;
  • использование педагогических технологий;
  • работа в группе;
  • графический дизайн;
  • оценивание успеваемости учащихся;
  • организация применения проекта в школе.

     Проектное обучение как никакая другая форма обучения позволяет реализовать творческие методы в преподавании.

Творческие  методы словами учеников [21]:

  • уважение желания ребенка работать самостоятельно;
  • умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности учащегося;
  • предоставление ребенку свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели;
  • создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
  • исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;
  • подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;
  • уважение потенциальных возможностей отстающих;
  • демонстрация энтузиазма;
  • оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;
  • создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником;
  • поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью;
  • интересно превращать свою фантазию в реальность, а когда это, получается, чувствуешь большое удовлетворение;
  • извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных возможностей;
  • терпимое отношение к возможному беспорядку;
  • поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.

      В процессе творческой проектной деятельности учащихся групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет воспитывать  и развивать важные социальные качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, учиться друг у друга, работать на одну общую цель, совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.

     Работа  над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учащихся, но в то же время и усложняет стоящие перед ним задачи. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, обеспечивать учащимся доступ к информации, не подавлять их инициативу, уважать их достоинство, проявлять доброжелательность и мягкость при высказывании практических замечаний.

   С помощью метода проектов, возможно, обучить учащихся:

  • выявлять и формулировать проблемы;
  • проводить их анализ;
  • находить пути их решения;
  • умению работать с информацией;
  • находить необходимый источник;
  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

   Таким образом, метод проектов в преподавании информатики исключительно уместен, как форма внеурочной деятельности. В урочную систему могут быть включены элементы проектной деятельности. Совмещение традиционного и личностно-ориентированного типов обучения наиболее полно соответствует современной концепции преподавания информатики в школе, как фундаментальной науки и признания ее высокого развивающего потенциала. 
 
 
 

1.4 Принципы создания школьного сайта 
 

     Концепция школы предусматривает индивидуальное развитие личности, которая  лучше  всего реализуется в конкретной, целенаправленной деятельности. Чем  шире такая деятельность проникает  в жизнь, в частности в жизнь  школы, чем ближе она (деятельность) к реальной действительности, чем больше направленности на конечный результат, тем активнее выделяется творческая самостоятельность ученика, тем больше у него стимул повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу, приобрести достаточно универсальных знаний, не только помогающих ему в работе, но и способствующих его индивидуальному развитию. При этом под конечным результатом понимается продукт учебной деятельности, который соответствует самым строгим требованиям посторонних, независимых экспертов. Такой продукт оценивается не только по каким-то формальным критериям, но и по своей актуальности, необходимости и важности, если уж не для всего человечества, то хотя бы для школы.

      Следует заметить, что строгость требований к результатам деятельности имеет двойственную структуру. С одной стороны, она (строгость) отпугивает ребят, вызывает неуверенность в своих силах и знаниях, но, с другой, активный интерес попробовать, разобраться, и, в конце концов, победить. Если при этом учесть, что такая деятельность разворачивается в кабинете информатики, с участием взрослых профессионалов, то естественно ожидать, что речь пойдет о новых информационных технологиях в рамках реализации данного проекта. В качестве такого проекта, который опирается на новые информационные технологии, для группы учеников под руководством учителя можно предложить проект создания школьного веб-сайта.

      Такой проект позволяет использовать всю (или почти всю) совокупность школьных предметов в процессе его реализации, кроме того, сюда же подключаются коммутативные и социальные технологии. Иными словами – ученики, работающие в проекте создания школьной страницы, должны знать обо всех предметах, преподаваемых в школе, уметь собрать свежую информацию о происходящем, знать все новости и даже знать школьные сплетни.

  Естественно, как и при любом начинании, любого встретят трудности.

Во-первых, полное отсутствие методических, организационных, справочных и других материалов в разделах создания веб-страниц.

Во-вторых, отсутствие умения работать с WEB-редакторами не только у учеников, но и у учителей.

В-третьих, отсутствие выхода в INTERNET.

      Преодолевать  трудности лучше с конца, для  этого нужно подключиться к всемирной  сети INTERNET. Осталось только приобрести хороший модем, установить соответствующее обеспечение на соответствующий же компьютер. Появится стержень, вокруг которого можно завертеть деятельность, при этом вполне результативную. Организационный период, ни в какой деятельности, гладко не проходит, а тут новые информационные технологии. Собрать группу ребят, способных реализовать проект. Подготовить ведущих учителей в школе к тому, что им придется делиться информацией. К сожалению далеко не каждый,  даже ведущий руководитель готов рассказать о своей работе, о своем эксперименте. По разным причинам: занятость, не желание до поры рассказывать свои методики и приемы, а порой и просто неумение письменно описать свою деятельность.

      Появится  совершенно новый вид образовательной  деятельности – осваивать: редакторы, браузеры, приемы журналистской работы, сканирование, фотографирование, информационно-поисковые системы и тому подобное. Большая тяга к освоению появится у ребят из-за осознания важности выполняемой работы, которая направлена на создание Российского имиджа своей любимой школы.

Информация о работе Методы проектов на уроках информатики как средство развития творческих способностей у учащихся