Методы и формы обучения студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

В процессе выполнения работы нам необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность методов обучения, их функции и классификации.
2) Выявить характерные особенности основных форм обучения студентов.
3) Описать лекцию, ее виды, структуру и методы проведения.
4) Осветить формы практической подготовки студентов.
5) Рассмотреть примеры использования активных методов обучения в современной высшей школе.

Содержание

Введение 3
1. Методы обучения студентов: сущность, функции и классификация 5
2. Характеристика основных форм обучения студентов 12
3. Лекция, ее структура и методы проведения 16
4. Основные формы практической подготовки студентов 21
5. Использование активных методов обучения в современной высшей школе 23
6. Опыт преподавателей в использовании методов обучения..............................31
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Методы и формы обучения студентов.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

- закрепление  нового материала (формирование  практических умений и навыков);

- обобщающие  уроки (систематизация знаний  по разделу, курсу в целом), урок-семинар, урок-зачет, урок-диспут, урок-праздник (фольклорный);

- контроль (входной, промежуточный, текущий,  итоговый).

Примерная структура урока английского языка,

 применяемая  преподавателем:

  1. Речевая разминка (упражнения по технике речи, развивающая дыхание, дикцию, интонацию). Эти умения и навыки являются необходимым условием для формирования коммуникативно-речевой компетенции, способствует профессиональному становлению.
  2. Ортологическая пятиминутка. Чтение слов, словосочетаний, текстов с правильным ударением, соблюдением норм английского языка.
  3. Изучение нового материала. Мотивация темы и учебных задач урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения темы.
  4. Первичное закрепление (выполнение упражнений, заданий по учебнику).
  5. Операционно-исполнительский этап (решение языковых, речевых, коммуникативных задач). Система продуктивных заданий по переводу текстов, выполнению упражнений, пересказу.
  6. Контрольно-рефлексивный этап (тестирование, оценка деятельности в достижении цели урока, самооценка).
  7. Самостоятельная работа.

                Внеурочная деятельность студентов так же способствует повышению коммуникативно-речевой компетенции. Студенты моей группы на хорошем уровне подготовили спектакли по сказкам на китайском и английском языках: «Красный шапк», «Три поросенка», «Джесчант». В процессе этой работы совершенствуется техника речи (дикция, дыхание, качество голоса).

                 Если говорить о результативности обучения иностранным языкам в нашем ВУЗе, то можно уверенно сказать, что большинство выпускников владеют нормами изучаемого языка, способны составлять собственные тексты разных типов речи, обладают навыками публичного выступления, показывают высокий уровень языковой и коммуникативной компетенции во время прохождения педагогической практики.

                Считаю, что преподаватель должен быть профессионалом в своем деле, творчески и интересно строить уроки, чтобы студенты испытывали чувство удовлетворения от занятий, с желанием изучали иностранный язык, повышали и совершенствовали культуру речи, осознали, что в учительской профессии речь – это главный инструмент. 
     
     
     
     
     
     
     

Заключение

     Итак, в педагогике до настоящего времени  нет более важной категории для  развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория «метод обучения». Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод – процессуальная характеристика деятельности. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя как надо действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.

     Методы  обучения выполняют ряд функций  и имеют самые разнообразные  классификации. Именно поэтому преподаватель  должен умело сочетать различные методы обучения, чтобы максимально решить дидактические цели и задачи на каждом конкретном занятии.

     Не  менее важной педагогической категорией в дидактике высшей школы является и «форма обучения», которая представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия между преподавателем и студентом. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.

     Система разнообразных форм обучения, позволяет  раскрыть целостные разделы, темы, теории, применить взаимосвязанные умения и навыки, а также сформировать у обучаемых системные знания и личностные качества.

     Лекция, как одна из наиболее распространенных организационных форм обучения в системе высшего образования, выполняет познавательную, развивающую и воспитательную функции, имеет определенную структуру и различные виды. Несомненным является то, что лекция требует от преподавателя высокого профессионализма и мастерства, глубокого и современного знания своего предмета, излагаемой темы.

     В качестве основных форм практической подготовки студентов принято рассматривать  лабораторные и практические занятия, которые имеют свои дидактические  цели и специфические особенности.

     В настоящее время в практику высшей школы внедряются активные методы обучения, которые можно считать инновационными и позволяющими интенсифицировать  учебно-воспитательный процесс. В частности, сюда можно отнести: анализ конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, «мозговой штурм», социально-психологический трениг, видеометод и др.

     С внедрением в обучение новых современных  технологий от преподавателя требуется  специальная психолого-педагогическая подготовка, поскольку в его профессиональной деятельности реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области психологии и педагогики, технологии обучения и воспитания в высшей школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Список литературы

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
  2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
  3. Васильева Ю. С. Опыт внедрения современных методик обучения иностранным языкам: статья / Журнал: Методист № 4, 2009. – 31c.
  4. Гагарин, А.В. Психология и педагогика высшей школы / А.В. Гагарин. – М.: МЭИ, 2010. – 240 с.
  5. Князева Т. В. Обучение студентов речевому взаимодействию на уроке иностранного языка: статья / Журнал: Специалист, март, 2011. –25 с.
  6. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Владос, 2010. – 648 с.
  7. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Академия, 2010. – 512 с.
  8. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 354 с.
  9. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. 2-е изд., доп. – М.: Юрайт, 2011. – 576 с.
  10. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учебное пособие / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
  11. Седова, Н.Е. Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / Н.Е. Седова. – Комсомольск-на-Амуре, Изд-во АмГПГУ, 2010. – 470 с. – ISBN 978-5 85094-375-2
  12. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,  
    Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с.
  13. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие /  
    Ю.В. Сорокопуд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 544 с.
  14. Стеценко Л. П. Развивающее обучение при преподавании английского языка: статья / Журнал: Специалист, февраль, 2011. –25 с.
  15. Султанова Г. Ф. информационные технологии при обучении иностранному языку: статья / Журнал: Специалист, январь, 2010. -29 с.
  16. Харламов, И.Ф. Педагогика: Краткий курс: ученое пособие для вузов /  
    И.Ф. Харламов. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
  17. Яруллина, Л.Р. Использование активных методов обучения в высшей школе / Л.Р. Яруллина // Вестник ТИСБИ. – 2008. - №1. – С.38-47.

Информация о работе Методы и формы обучения студентов