Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:42, курсовая работа
В процессе выполнения работы нам необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность методов обучения, их функции и классификации.
2) Выявить характерные особенности основных форм обучения студентов.
3) Описать лекцию, ее виды, структуру и методы проведения.
4) Осветить формы практической подготовки студентов.
5) Рассмотреть примеры использования активных методов обучения в современной высшей школе.
Введение 3
1. Методы обучения студентов: сущность, функции и классификация 5
2. Характеристика основных форм обучения студентов 12
3. Лекция, ее структура и методы проведения 16
4. Основные формы практической подготовки студентов 21
5. Использование активных методов обучения в современной высшей школе 23
6. Опыт преподавателей в использовании методов обучения..............................31
Заключение 34
Список литературы 36
Лекция – многогранное явление. Нужно учитывать композицию, содержание, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.
Лекция как форма устного изложения не может быть заменена зачитыванием готового текста, телепередачей, радиотрансляцией, презентацией и др. Живая речь преподавателя непосредственно воздействует на формирование знаний.
Лекция допускает импровизацию, которая оживляет ее, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес [2, с.183].
Дидактическими целями лекций являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов. Преподаватель, мастерски читающий лекцию, увлекает студентов, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету и стремление постоянно пополнять знания [11, с.173]
В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций:
1) Вводная лекция открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции четко и ярко показывается теоретическое и прикладное значение предмета, его связь с другими предметами, роль понимания (видения) мира в подготовке специалиста.
2) Установочная лекция (используется, как правило, в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для студентов трудность (наиболее сложные, узловые вопросы). Установочная лекция должна детально ознакомить обучаемых с организацией самостоятельной работы, с особенностями выполнения контрольных заданий.
3) Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала предмета.
4) Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в предэкзаменационный период.
5) Обзорная лекция содержит краткую, в значительной мере обобщенную информацию об определенных однородных (близких по содержанию) программных вопросах. Эти лекции чаще используются на завершающих этапах обучения (например, перед государственными экзаменами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения [4, с.182].
Структура лекций в основном складывается из трех элементов.
Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы.
В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития, формируется вывод.
В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формируются общие выводы, излагаются рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Даются ответы на вопросы [9, с.392].
В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций:
1) Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения). Лекция-информация – самый традиционный тип лекций в высшей школе.
2) Проблемная лекция предполагает изложение материала через проблемность вопросов, задач или ситуаций. При этом процесс познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сравнения точек зрения и т. д.
3) Лекция-визуализация предполагает визуальную подачу материала техническим средствами обучения или аудио-, видеотехники с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.
4) Бинарная лекция (лекция-диалог) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т. д.
5) Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.
6) Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов и слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.
7) Лекция-консультация предполагает изложение материала по типу «вопросы-ответы» или «вопросы-ответы-дискуссия» [16, с.217].
Выделяются и другие типы лекций:
- по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
- по содержанию: академические и популярные;
- по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.
Задача преподавателя – сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой. Конспект каждой лекции должен содержать:
- тему (точно сформулированную);
- цель и задачи;
- список литературы обязательной и дополнительной;
- текст содержания (с выделением основного и второстепенного);
- задания для самостоятельной работы.
Этапы подготовки лекции:
1) изучение программы и учебников;
2) составление списков литературы;
3) изучение литературы, отбор материала и его стилистическая правка;
4) выбор типа композиции;
5) написание плана или конспекта, выделение в нем главного и четкое структурирование текста;
6) подбор иллюстративного материала (схем, таблиц, произведений изобразительного или музыкального искусства, рисунков и отрывков из художественной литературы, фотографий, аудио- и видеоматериалов, других технических средств обучения) [9, с.427].
Форма подачи:
- голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);
- мимика и жесты;
- репетирование (перед зеркалом и магнитофоном) с хронометрированием времени всей лекции и отдельных ее частей.
При чтении лекции необходимо учесть ряд правил:
а) поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;
б) обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых суждений;
в) ясно и точно излагать мысли и активизировать мышление слушателей;
г) выделить интонационно каждый вопрос;
д) в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);
е) четко проговаривать термины, расшифровывать и записывать их на доске;
ж) доводить каждую истину до каждого обучающегося, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия;
з) уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории;
к) использовать обратную связь, желательно после каждого раздела, вопроса [2, с.378].
Для
повышения эффективности
Рассмотрим
основные формы практической подготовки
студентов, которые имеют наибольшее
распространение в системе
Лабораторное занятие – форма организации обучения, когда обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ [8, с.275].
Основные
дидактические цели лабораторных работ
– экспериментальное
Практическое
занятие – это форма
Дидактическая цель практических работ – формирование у обучаемых профессиональных умений, а также практических навыков, необходимых для изучения последующих учебных предметов.
Особенно большую роль практические занятия должны играть при изучении специальных предметов, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений.
Содержание практических работ составляют:
- изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием;
- анализ служебно-производственных ситуаций, решение конкретных служебных, производственных, экономических, педагогических и других заданий, принятие управленческих решений;
- решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений;
- ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической документации и др. [10, с.131].
Структура проведения включает в себя:
1) сообщение темы и цели работ;
2) актуализация теоретических знаний, необходимых для рациональной работы с оборудованием, подготовка эксперимента или другая практическая деятельность;
3) разработка алгоритма принятия управленческого решения или другой практической деятельности;
4) непосредственное проведение экспериментов, разработка документов и других практических работ;
5) обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков постановлений, решений и т.п.);
6) подведение итогов занятия [10, с.138].
Эффективность
лабораторных и практических занятий
в значительной степени зависит от того,
как проинструктированы обучающиеся о
выполнении практических и лабораторных
работ.