Методы и формы обучения студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:42, курсовая работа

Описание работы

В процессе выполнения работы нам необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность методов обучения, их функции и классификации.
2) Выявить характерные особенности основных форм обучения студентов.
3) Описать лекцию, ее виды, структуру и методы проведения.
4) Осветить формы практической подготовки студентов.
5) Рассмотреть примеры использования активных методов обучения в современной высшей школе.

Содержание

Введение 3
1. Методы обучения студентов: сущность, функции и классификация 5
2. Характеристика основных форм обучения студентов 12
3. Лекция, ее структура и методы проведения 16
4. Основные формы практической подготовки студентов 21
5. Использование активных методов обучения в современной высшей школе 23
6. Опыт преподавателей в использовании методов обучения..............................31
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Методы и формы обучения студентов.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     До  настоящего времени, несмотря на многообразие педагогических исследований, проблема методов и форм обучения остается по-прежнему актуальной. И сегодня продолжаются попытки теоретиков-педагогов создать научную систему эффективных и оптимальных методов и форм обучения и разработать технологические подходы к их применению в высшей школе.

     В педагогике известны разные методы обучения, которые нельзя оценивать по принципу - «лучше» или «хуже». Между методами обучения существует организованная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия «методы», их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них.

     Выбор метода зависит от многих показателей, начиная от дидактической концепции, и, кончая профессиональными возможностями, склонностями и предпочтениями преподавателя. Компетентность и профессионализм педагога как раз и заключается в умении адекватно образовательной цели подбирать метод обучения и эффективно его использовать при работе со студентами.

     Высшая школа имеет свои специальные формы организации процесса обучения, которые позволяют реализовать научно-познавательные цели в соответствии с возрастом и уровнем развития человека. В целом, можно сказать, что преподаватель сегодня свободен в выборе формы обучения, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и применения данных знаний на практике.

     В зависимости от решения данной проблемы находится учебно-воспитательный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.

     В связи с вышесказанным, основная цель данной курсовой работы – изучить методы и формы обучения студентов.

     Объектом работы является педагогический процесс в системе высшего образования.

     В качестве предмета выступают характерные особенности методов и форм обучения студентов.

     В процессе выполнения работы нам необходимо решить следующие задачи:

     1) Рассмотреть сущность методов обучения, их функции и классификации.

     2) Выявить характерные особенности основных форм обучения студентов.

     3) Описать лекцию, ее виды, структуру  и методы проведения.

     4) Осветить формы практической  подготовки студентов.

     5) Рассмотреть примеры использования активных методов обучения в современной высшей школе.

     В качестве методов исследования использованы: теоретический обзор и анализ научной литературы по указанной тематике; систематизация и обобщение собранной информации.

     Представленные мною теоретические основы и примеры использования могут быть полезны профессорско-преподавательскому составу системы высшего образования в процессе совершенствования процесса обучения в условиях инновационной деятельности, а также всем тем, кто заинтересован в интенсификации и активизации познавательной активности студентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Методы обучения студентов: сущность, функции и классификация

     Методам обучения, от которых в немалой  степени зависит результативность всего педагогического процесса, посвящены сотни фундаментальных  исследований, как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин. Понятию «метод» также даны сотни определений. Так, Ю.К. Бабанский под методом обучения понимает последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала [11, с.153].

     По  утверждению И.Я. Лернера, «всякий метод является системой осознания последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели» [4, с.76].

     Слово «метод» (от греч. methodos – исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Можно сказать, что в самом общем значении метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

     В педагогической практике метод выступает  как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии [9, с.274].

     Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:

     - способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента), направленные на решение задач обучения;

     - специфику их работы по достижению различных целей обучения.

     Структурно  метод выступает как упорядоченная  совокупность приемов. Прием, в свою очередь, рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов как его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре [11, с.154].

     Например, запись базовых понятий применяется, как при объяснении нового материла преподавателем, так и при самостоятельной работе обучаемых. В педагогической практике методические приемы используются для активизации внимания обучаемых при восприятии нового материала или повторении пройденного, стимулирования познавательной деятельности.

     В учебно-воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:

     1) обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);

     2) развивающую (совершенствуют уровень  развития обучаемых);

     3) воспитывающую (влияют на результаты  воспитания);

     4) побуждающую (выступают как средство  побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);

     5) контрольно-корректировочную (диагностика  и управление процессом обучения) [1, с.138].

     При этом методы обучения, как правило, несут следующую функциональную нагрузку:

     а) вычленяют ведущие звенья системы взаимодействий на всех уровнях: «преподаватель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся», «преподаватель – группа обучающихся» и т.п.;

     б) выступают в качестве средства организации познавательной деятельности обучающихся;

     в) определяют систему приемов деятельности преподавателя;

     г) формируют систему приемов учебной деятельности обучающихся;

     д) являются средством воспитательного воздействия на коллектив и отдельных обучающихся.

     Функциональный  подход является основанием для создания системы методов, в которой они  выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других методов [12, с.362].

     Методы  обучения могут быть представлены в  различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и обучающихся. Однако целостной единой классификации методов обучения, которая в обобщенном виде включала бы в себя все классификационные характеристики методов, пока нет. Разные авторы используют различные признаки и подходы к их систематизации.

     Рассмотрим  разнообразные классификации методов  и выделим некоторые из них, оптимально подходящие для использования в  педагогической практике и обеспечения эффективности познавательного процесса в системе высшего образования.

     1. Традиционная классификация (Е.И.  Петровский, Е.Я. Голант,  
Д.О. Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия рассматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют пять групп методов обучения:

     - практический (опыты, упражнения);

     - наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);

     - словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);

     - работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);

     - видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль) [8, с.218].

     2. Классификация по назначению  методов обучения и характеру  дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). Критерий – последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам:

     - приобретение знаний;

     - формирование умений и навыков;

     - применение знаний;

     - формирование творческой деятельности;

     - закрепление и контроль знаний, умений, навыков [11, с.155].

     3. Классификация методов по характеру  познавательной деятельности (И.Я.  Лернер, М.Н. Скаткин и др.):

     - поисковые;

     - объяснительно-иллюстративные;

     - репродуктивные;

     - проблемного изложения;

     - эвристические (частно-поисковые);

     - исследовательские [11, с.154].

     Кроме того, в рамках этого направления в настоящее время выделяют инновационные методы:

     а) игровые методы обучения (инсценирование, генерация идей и др.);

     б) методы тренинга;

     в) методы программированного обучения;

     г) методы компьютеризированного обучения;

     д) методы гипнозедии (обучение в гипнотическом сне);

     е) ситуационный метод;

     ж) методы обучающего контроля и др.

     4. Классификация по соответствию  методов обучения логике общественно-исторического познания. Здесь методы подразделяются по основным этапам постижения истины: «живое созерцание», абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов:

     - организации наблюдения, накопления эмпирического материала;

     - обобщающей теоретической обработки фактических данных;

     - практической проверки правильности выводов и обобщений, выявления истины, соответствия содержания и формы, явления и сущности [16, с.169].

     5. Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. В этом случае методы подразделяются на группы в зависимости от специфики предмета изучения, особенностей формы мышления и способов проникновения в истину. Для познания реальной действительности необходимо понятийное и образное мышление в единстве. С этой точки зрения все методы обучения подразделяются на группы:

Информация о работе Методы и формы обучения студентов