Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:42, курсовая работа
В процессе выполнения работы нам необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность методов обучения, их функции и классификации.
2) Выявить характерные особенности основных форм обучения студентов.
3) Описать лекцию, ее виды, структуру и методы проведения.
4) Осветить формы практической подготовки студентов.
5) Рассмотреть примеры использования активных методов обучения в современной высшей школе.
Введение 3
1. Методы обучения студентов: сущность, функции и классификация 5
2. Характеристика основных форм обучения студентов 12
3. Лекция, ее структура и методы проведения 16
4. Основные формы практической подготовки студентов 21
5. Использование активных методов обучения в современной высшей школе 23
6. Опыт преподавателей в использовании методов обучения..............................31
Заключение 34
Список литературы 36
Содержание
До настоящего времени, несмотря на многообразие педагогических исследований, проблема методов и форм обучения остается по-прежнему актуальной. И сегодня продолжаются попытки теоретиков-педагогов создать научную систему эффективных и оптимальных методов и форм обучения и разработать технологические подходы к их применению в высшей школе.
В педагогике известны разные методы обучения, которые нельзя оценивать по принципу - «лучше» или «хуже». Между методами обучения существует организованная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия «методы», их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них.
Выбор метода зависит от многих показателей, начиная от дидактической концепции, и, кончая профессиональными возможностями, склонностями и предпочтениями преподавателя. Компетентность и профессионализм педагога как раз и заключается в умении адекватно образовательной цели подбирать метод обучения и эффективно его использовать при работе со студентами.
Высшая школа имеет свои специальные формы организации процесса обучения, которые позволяют реализовать научно-познавательные цели в соответствии с возрастом и уровнем развития человека. В целом, можно сказать, что преподаватель сегодня свободен в выборе формы обучения, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и применения данных знаний на практике.
В зависимости от решения данной проблемы находится учебно-воспитательный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом.
В связи с вышесказанным, основная цель данной курсовой работы – изучить методы и формы обучения студентов.
Объектом работы является педагогический процесс в системе высшего образования.
В качестве предмета выступают характерные особенности методов и форм обучения студентов.
В процессе выполнения работы нам необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность методов обучения, их функции и классификации.
2) Выявить характерные особенности основных форм обучения студентов.
3) Описать лекцию, ее виды, структуру и методы проведения.
4) Осветить формы практической подготовки студентов.
5) Рассмотреть примеры использования активных методов обучения в современной высшей школе.
В качестве методов исследования использованы: теоретический обзор и анализ научной литературы по указанной тематике; систематизация и обобщение собранной информации.
Представленные
мною теоретические основы и примеры использования
могут быть полезны профессорско-
Методам
обучения, от которых в немалой
степени зависит
По утверждению И.Я. Лернера, «всякий метод является системой осознания последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели» [4, с.76].
Слово «метод» (от греч. methodos – исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Можно сказать, что в самом общем значении метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии [9, с.274].
Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:
- способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента), направленные на решение задач обучения;
- специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Структурно
метод выступает как
Например, запись базовых понятий применяется, как при объяснении нового материла преподавателем, так и при самостоятельной работе обучаемых. В педагогической практике методические приемы используются для активизации внимания обучаемых при восприятии нового материала или повторении пройденного, стимулирования познавательной деятельности.
В учебно-воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:
1) обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);
2)
развивающую (совершенствуют
3)
воспитывающую (влияют на
4)
побуждающую (выступают как
5)
контрольно-корректировочную (диагностика
и управление процессом
При этом методы обучения, как правило, несут следующую функциональную нагрузку:
а) вычленяют ведущие звенья системы взаимодействий на всех уровнях: «преподаватель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся», «преподаватель – группа обучающихся» и т.п.;
б) выступают в качестве средства организации познавательной деятельности обучающихся;
в) определяют систему приемов деятельности преподавателя;
г) формируют систему приемов учебной деятельности обучающихся;
д) являются средством воспитательного воздействия на коллектив и отдельных обучающихся.
Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других методов [12, с.362].
Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и обучающихся. Однако целостной единой классификации методов обучения, которая в обобщенном виде включала бы в себя все классификационные характеристики методов, пока нет. Разные авторы используют различные признаки и подходы к их систематизации.
Рассмотрим
разнообразные классификации
1.
Традиционная классификация (Е.
Д.О. Лордкипанидзе), при которой в качестве
основного критерия рассматривается источник
получения информации. Согласно данной
классификации, выделяют пять групп методов
обучения:
- практический (опыты, упражнения);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);
- словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);
- работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);
- видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль) [8, с.218].
2. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). Критерий – последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам:
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- формирование творческой деятельности;
- закрепление и контроль знаний, умений, навыков [11, с.155].
3.
Классификация методов по
- поисковые;
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные;
- проблемного изложения;
- эвристические (частно-поисковые);
- исследовательские [11, с.154].
Кроме того, в рамках этого направления в настоящее время выделяют инновационные методы:
а) игровые методы обучения (инсценирование, генерация идей и др.);
б) методы тренинга;
в) методы программированного обучения;
г) методы компьютеризированного обучения;
д) методы гипнозедии (обучение в гипнотическом сне);
е) ситуационный метод;
ж) методы обучающего контроля и др.
4.
Классификация по соответствию
методов обучения логике
- организации наблюдения, накопления эмпирического материала;
- обобщающей теоретической обработки фактических данных;
- практической проверки правильности выводов и обобщений, выявления истины, соответствия содержания и формы, явления и сущности [16, с.169].
5. Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. В этом случае методы подразделяются на группы в зависимости от специфики предмета изучения, особенностей формы мышления и способов проникновения в истину. Для познания реальной действительности необходимо понятийное и образное мышление в единстве. С этой точки зрения все методы обучения подразделяются на группы: