Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 07:42, курсовая работа
В процессе выполнения работы нам необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть сущность методов обучения, их функции и классификации.
2) Выявить характерные особенности основных форм обучения студентов.
3) Описать лекцию, ее виды, структуру и методы проведения.
4) Осветить формы практической подготовки студентов.
5) Рассмотреть примеры использования активных методов обучения в современной высшей школе.
Введение 3
1. Методы обучения студентов: сущность, функции и классификация 5
2. Характеристика основных форм обучения студентов 12
3. Лекция, ее структура и методы проведения 16
4. Основные формы практической подготовки студентов 21
5. Использование активных методов обучения в современной высшей школе 23
6. Опыт преподавателей в использовании методов обучения..............................31
Заключение 34
Список литературы 36
3) поведенческий – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения [17, с.46].
Еще один метод, который основан на наглядном восприятии информации является видеометод. Видеометод – метод использования источников экранного преподнесения информации (видеокамеры, видемагнитофона, учебного телевидения, а также компьютеров с дисплейным отражением информации). Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации.
Словом «видеотренинг» обозначают тренинг, основанный на использовании видеозаписи. В практике сочетаются два основных способа применения видеозаписи в учебных целях: показ готовых видеоматериалов (видеопросмотр) и использование записи по ходу выполнения заданий, ее просмотр и анализ (видеообратная связь).
Такой просмотр заменяет лекцию, демонстрацию слайдов, выступления приглашенных экспертов, экскурсии. К его достоинствам относятся наглядность, информационная емкость и насыщенность. Вместе с тем поток информации начинает вызывать утомление уже через 8-10 минут, поэтому можно использовались 10-минутные видеоролики.
В ходе использования видеообратной связи материалом для просмотра и анализа становятся действия самих участников. Видеообратная связь помогает участникам совершить переход от непосредственного прожитого опыта к его осмыслению, рефлексии, она позволяет напрямую обратиться к собственному опыту, использовать его как материал, который анализируется, пересматривается и перестраивается в ходе тренинга [17, с.47].
Таким
образом, наряду с использованием традиционных
методов обучения, преподавателю необходимо
использовать специальные интерактивные
педагогические технологии, предполагающие
создание организационно-педагогических
условий для эффективного педагогического
взаимодействия (сотрудничества) педагогов
и студентов.
6. Опыт преподавателей в использовании методов обучения.
В практической части моей
работы мною был изучен опыт
преподавателей иностранного
«Обучение студентов речевому взаимодействию
на уроке иностранного языка»:
«Организовать общение
Для того, чтобы организовать речевое взаимодействие студентов недостаточно дать им речевую задачу, образцы речевых действий и скомандовать: «Общайтесь!». Нужны такие методические приемы, которые обеспечивали бы необходимое речевое взаимодействие. Есть несколько групп приемов, каждая из которых включает в себя различные варианты, объединенные общим признаком. Приведу некоторые из них.
Интервью. С помощью интервью можно выяснить уровень знаний студентов об актуальных событиях, например, в области терапии. Студенты, работая, одновременно свободно перемещаются по аудитории, выбирают того, кому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы в тетради, выбирают другого студента и так далее. Общие итоги такого опроса записываются на доске и используются для дальнейшего обсуждения.
Поиск пары. В основе приема
лежит условие, что в группе
каждый студент имеет свою
пару, о которой не догадывается
и которую должен найти,
Одна из форм – это поиск «союзника в споре». Каждый студент получает карточку, в которой изложено то или иное мнение по обсуждаемой проблеме. Задача студента – с помощью вопросов найти одногрупника, который думает также, как и он.
Координация действий. Каждый студент получает карточку, на которой обозначен «имеющийся у него» предмет, а также то, что он хочет получить в результате обмена. Карточки составляются таким образом, что примой обмен невозможен. Необходимо попробовать несколько вариантов и через серию обменов получить нужную вещь. В результате речевого взаимодействия образуется несколько групп, внутри которых возможен обмен. Студент имеет на карточке по одной команде, которую он сообщает другим членам группы, называя порядковый номер действия.
При реализации перечисленных
приемов активизируется
2. Статья Л. П. Стеценко, преподавателя Бирского медико-фармацептического колледжа.
«Развивающее обучение при преподавании
английского языка»:
«В своей работе я применяю задания с постепенным повышением уровня сложности, а также игры, викторины, соревнования, тест-контроль, кроссворды. В начале занятия провожу фонетическую зарядку с использованием аудиотехники и фонограмм. Для повышения интереса к языку включаю английские пословицы и афоризмы и небольшие индивидуальные доклады студентов по истории Англии, английской культуры и тому подобное.
Использую усложняющиеся
Считаю, что обучение будет
Чтобы дать студентам
3. Статья Г. Ф. Султановой, преподавателя Альметьевского торгово-экономического техникума.
«Информационные технологии при
обучении иностранному языку»:
«Применение компьютеров на
Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее. Еще одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных-неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и тому подобное) обучаемый судит о степени и качестве сформированности своих знаний.
Необходимо отметить, что компьютер
снимает такой отрицательный
психологический фактор, как «ответобоязнь».
Во время традиционных
В мультимедийных программах по английскому языку используются различные методические приемы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.
Помимо этого компьютер помогает в подготовке к тестированию, в выполнении домашних заданий, а также в проектной деятельности студентов с использованием ресурсов и услуг ИНТЕРНЕТа.
Существует множество компьютерных программ, помогающих студентам при овладении английским языком.
Данные программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, помогают осознать языковые явления, создать коммуникативные ситуации.
Все обучающие компьютерные программы предусматривают отработку определенных грамматических структур. Все виды работы одного урока направлены на отработку определенного грамматического явления.
Анализ результатов занятий подтверждает, что группы, в которых применялись мультимедийные обучающие программы, лучше усвоили предложенный материал.» [15, с.19-20]
4. Статья Васильевой Ю. С., преподавателя Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ.
«Опыт внедрения современных методик
обучения иностранным языкам.»
«Использование методов
В результате выполнения
- создание вторичного текста на основе первичного, существующего (пересказ, аннотация, отзыв, рецензия, предисловие, послесловие, рекламные объявления);
- создание собственных текстов;
- редактирование собственных текстов;
- деловые и ролевые игры, решение речевых и коммуникативных задач;
- выполнение
разнообразных упражнений с
Большое внимание уделяю развитию монологической речи. Составление собственных текстов начинается с анализа образцов (художественные тексты, тексты публичных выступлений ораторов и так далее) по уровням:
- идейно-образный
(определяется тип, стиль
- собственно-лингвистический (выявление грамматических, орфографических, пунктуационных и других особенностей текста).
Такой анализ помогает студентам осмыслить структуру текста, идейное содержание, а также помогает познать законы построения собственного текста. Исследуя текст, студенты осознают систему языка, обнаруживают его закономерности и строят по образцу собственные тексты.
Постепенно осваиваются приемы редактирования текста, устранение речевых, стилевых ошибок и недочетов. Все это способствует формированию критического отношения к своей иностранной речи и речи окружающих, приобретению профессиональных умений, связанных со способами предупреждения и исправления ошибок в речи детей. В результате системной работы повышается уровень владения языком, приобретаются навыки коммуникативно-совершенной речи, необходимые в профессиональной деятельности учителя.» [3, с.12-13]
Мой преподаватель английского языка Клячева М. А. использует в своей практике традиционные и нетрадиционные формы уроков:
- объяснение
материала (введение новых