Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:21, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в следующем: можно проследить успешность работы отдельных учителей и всего педагогического коллектива в целом, оценить качества программ и учебников, а также оценить эффективность разных методов обучения.
Цель курсовой работы – изучение характера тестов умственного развития и их влияния на учебный процесс.
Введение 3
Глава 1. Тесты как показатели уровней умственного развития отдельных учащихся 4
Глава 2. Специфические особенности тестов,
ориентированных на социально-психологический норматив 7
Глава 3. Коррекционность психодиагностических методик 10
Глава 4. Тесты умственного развития
для выпускников Средней школы и абитуриентов 13
Глава5. Обработка результатов тестирования 19
Глава 6. Коррекционно-развивающие программы 22
Заключение 24
Литература 25
Перечень преведенных в таблице ответов, оцениваемых одним баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа одним баллом можно оценить и ответы, отличающиеся от приведенных в таблице примерных ответов. При этом следует иметь в виду, что один балл получают ответы, представляющие собой или широкие категориальные обобщения (обобщения только по родовому признаку), или узкие частные обобщения. Неправильные ответы оцениваются в ноль баллов.
2. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов выполнения всех субтестов.
Примерная шкала оценки индивидуальных показателей по тесту:
низкий
уровень – менее 30% выполненных заданий
теста; [1]
3. Для
анализа групповых данных
Для каждого
из подгрупп подсчитывается средний
процент правильно выполненных
заданий. Строится система координат,
где по оси абсцисс идут номера
подгрупп, по оси ординат – процент
выполненных каждой группой заданий.
После нанесения
Находим
в системе координат
Рисунок
№1
Степень
приближения к нормативу каждой
подгруппы на основе выполнения АСТУР
[1]
4. Степень приближения каждой подгруппы к социально-психологическому нормативу отражает, насколько члены этой подгруппы соответствуют требованиям, заложенным в задания теста. Представители подгруппы наименее успешных должны привлечь к себе пристальное внимание для оказания им профессиональной помощи в целях преодоления пробелов их умственного развития посредством коррекции.
Предоставление
результатов тестирования определяется
конкретной ситуацией, поэтому может
быть представлена как в письменном
виде (в виде психологической
Глава
6. Коррекционно-развивающие
Необходимость в коррекции возникает тогда, когда появляются отклонения, дефекты, которые мешают продвигаться дальше и, прежде всего в учебе. Например, у некоторых учеников оказываются несформированными какие-то мыслительные операции (анализ, обобщение и другое), что становится помехой в учебном процессе. Часто эти дефекты не осознаются субъектом, о них иногда не знает и сам преподаватель. Поэтому часто ученик слышит такие замечания «старайся», «не ленись» и тому подобное. Ученик не понимает, как ему стараться и как заниматься , чтобы справиться с учебными заданиями. В таком случае нарушения мыслительной деятельности переживаются как ощущение трудности выполнения тех или иных заданий, форм деятельности, требований со стороны учителя.
Коррекционно-развивающая работа – важнейший вид деятельности педагогов и психологов в школе. Она должна осуществляться по специальным программам, составляющим единый развивающий курс и прошедшим проверку на эффективность.
Принципы, которыми руководствовались при разработке программ и осуществлении коррекционно-развивающей работы [5]:
1.Осознанность мыслительной деятельности. Она проявляется в возможности выразить в слове или других символах не только результат мыслительной деятельности, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Только осознанность самого мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявления и исправления ошибок за ходом мысли.
2. Разнообразие
используемого коррекционно-
3. развитие
основных мыслительных
На развитие
этих операций и умений направлены
три коррекционно-развивающие
Коррекционно-развивающая программа 1 направлена на развитие мыслительных действий с понятиями (обобщения, абстрагирования, анализа, сравнения, выделения существенных признаков и определение понятий). Она предназначена для учащихся 2-5 классов.
Коррекционно-развивающая программа 2 посвящена развитию понимания и предназначена для учащихся 3-5 классов. Основное внимание в ней уделено обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, осознание семантических связей между словами и словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования и прогнозирования содержания текстов, выделение в них существенного (главных мыслей, общего смысла).
Коррекционно-развивающая программаа 3 направлена на развитие активной речи. Она разработана с опорой на данные, полученные чешским исследователем З. Новака показали, что вербально менее развитые дети имеют, в первую очередь, затруднения с активным словарем как в плане его объема, так и в скорости нахождения подходящего слова. В качестве способа, ускоряющего процесс воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный, предлагается использовать широко известный метод свободных словесных ассоциаций [1].
Эффективность программы определяется ответами на следующие вопросы:
При правильной
разработанной программы у детей снижается
чувство учебной тревоги, укрепляется
чувство уверенности в себе, в свои силы,
они начинают демонстрировать спокойный,
деловой подход к работе. Все это способствует
формированию положительной самооценки.
Заключение
Диагностика интеллектуальной сферы детей и подростков в настоящее время весьма актуальная, призванная обеспечить функцию обратной связи, заключающуюся в информировании общества о том, насколько результаты работы системы образования соответствуют поставленными перед ней целями и задачами.
Тесты умственного развития состоят из заданий, для выполнения которых испытуемый должен владеть теми умственными действиями, которые необходимы и для учебной деятельности. Поэтому их результаты говорят о соответствии умственного развития школьников тем требованиям, которые к ним предъявляет учебная деятельность.
Если учащийся не совсем хорошо справился с тестовым заданием, можно либо исправить нарушенную умственную операцию с помощью специальной корректирующей программы, в которой будет учтен и состав знаний, либо устранить пробелы в знаниях.
Таким
образом, рассматривая результаты тестов
умственного развития можно посредствам
диагностики определить эффективность
системы образования в целом, а также
ее отдельные составляющие и определить
возможность каждого ученика в усвоении
знаний.
Список
литературы
1.Акимова М. К., Козлова В. Т. «Диагностика умственного развития детей», 2006 год.
2.Кузнецова Л. В. «Основы специальной психологии», 2002 год.
3.Кукушкин В. С., А. В. Болдырева-Вараксина «Педагогика начального образования», 2005 год.
4.Немов Р. С. «Психология», книга 3, 2002 год
5.Холодная
М. А. «Психология интеллекта», 2002 год.
Доклад
Тема моей курсовой работы «Методологические основы и методика проведения тестов умственного развития».
Цель: изучения
характеров тестов умственного развития
и их влияние на учебный процесс.
Умственное развитие – это совокупность приобретенных знаний и умений, а также освоенных умственных действий и операций, сформированных в процессе приобретения этих знаний и умений и применяемых для их использования и приобретения новых знаний и умений.
Тесты умственного развития состоят из заданий для выполнения, которых испытуемый должен владеть теми умственными действиями, которые необходимы и для учебной деятельности. Более того в тестах умственного развития, эти умственные действия следует выполнять по отношению к содержанию, взятому из школьных программ. Поэтому их результаты говорят о соответствии умственного развития учеников тем требованиям, которое к ним предъявляет учеб. деятельность. Тестирование ум. Раз. учащегося позволяет оценить используемые программы, учебные пособия и методы обучения с точки зрения степени и особенностей их влияния на эту важнейшую составляющую психического развития.
Анализируя результаты тестов, можно дать объективную оценку эффективности работы учителей и школы в целом, так как основная цель обучения заключается в том, чтобы обеспечить условия для полноценного развития учащихся.
Роль
учителя – не просто
снабжать учеников знаниями
учебных предметов,
а стимулировать при
этом их активную мыслительную
деятельность. От его
умений и способностей
зависит, насколько
хорошо реализуется
эта функция. Результаты тестирования
покажут, насколько успешно справился
педагог со своими профессиональными
обязанностями.
Актуальность
данной темы заключается
в следующем: можно
проследить успешность
работы отдельных
учителей и всего
педагогического
коллектива в целом,
оценить качества
программ и учебников,
а также оценить эффективность
разных методов обучения.
Информация о работе Методологические основы и методика проведения тестов умственного развития