Методологические основы и методика проведения тестов умственного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в следующем: можно проследить успешность работы отдельных учителей и всего педагогического коллектива в целом, оценить качества программ и учебников, а также оценить эффективность разных методов обучения.

Цель курсовой работы – изучение характера тестов умственного развития и их влияния на учебный процесс.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Тесты как показатели уровней умственного развития отдельных учащихся 4

Глава 2. Специфические особенности тестов,

ориентированных на социально-психологический норматив 7

Глава 3. Коррекционность психодиагностических методик 10

Глава 4. Тесты умственного развития

для выпускников Средней школы и абитуриентов 13

Глава5. Обработка результатов тестирования 19

Глава 6. Коррекционно-развивающие программы 22

Заключение 24

Литература 25

Работа содержит 1 файл

методика проф. образования.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Перечень  преведенных в таблице ответов, оцениваемых одним баллом, является менее полным, так как здесь  у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического  анализа одним баллом можно оценить  и ответы, отличающиеся от приведенных в таблице примерных ответов. При этом следует иметь в виду, что один балл получают ответы, представляющие собой или широкие категориальные обобщения (обобщения только по родовому признаку), или узкие частные обобщения. Неправильные ответы оцениваются в ноль баллов.

2. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов выполнения всех субтестов.

Примерная шкала оценки индивидуальных показателей  по тесту:                                           

  • высокий уровень – более 80% выполненных заданий теста;

низкий уровень – менее 30% выполненных заданий теста; [1] 

3. Для  анализа групповых данных относительно  их близости к социально-психологическому  нормативу испытуемые подразделяются по результатам тестирования на пять подгрупп:

  • наиболее успешные - 10% всех испытуемых;
  • близкие к успешным - 20% всех испытуемых;
  • средние по успешности –  40% всех испытуемых;
  • мало успешные - 20% всех испытуемых;
  • наименее успешные - 10% всех испытуемых.

Для каждого  из подгрупп подсчитывается средний  процент правильно выполненных  заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат – процент  выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих  точек вычеркивается график, отражающий приближение каждой из групп к социально-психологическому нормативу. Например, тестирование проведено на группе 100 человек. На основании полученных по тесту баллов выделяем первую группу – 10 человек, получившие наибольшие количество баллов. Допустим, средний процент выполнения в этой подгруппе равен 85 баллов, вторая подгруппа из 20 человек в среднем выполнила задания на 60%, третья из 40 человек – на 43%, четвертая из 20 человек на 27%,пятая подгруппа из 10 человек – на 11%.

Находим в системе координат соответствующие  точки. По точкам строим график (рисунок  №1)

Рисунок №1 

Степень приближения к нормативу каждой подгруппы на основе выполнения АСТУР [1]  

 

4. Степень  приближения  каждой подгруппы  к социально-психологическому нормативу отражает, насколько члены этой подгруппы  соответствуют требованиям, заложенным в задания теста. Представители подгруппы наименее успешных должны привлечь к себе пристальное внимание для оказания им профессиональной помощи в целях преодоления пробелов их умственного развития посредством коррекции.

Предоставление  результатов тестирования определяется конкретной ситуацией, поэтому может  быть представлена как в письменном виде (в виде психологической характеристики), так и устном (консультативная беседа). Желательно эти две формы сочетать: сначала следует проводить консультативную беседу, а затем знакомить с психологической характеристикой. Независимо от того, в каком виде сообщаются диагностические данные, информация должна носить описательный характер, при этом не следует использовать специальную терминологию, малопонятную непрофессионалам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 6. Коррекционно-развивающие программы 
 

Необходимость в коррекции возникает тогда, когда появляются отклонения, дефекты, которые мешают продвигаться дальше и, прежде всего в учебе. Например, у некоторых учеников оказываются несформированными какие-то мыслительные операции (анализ, обобщение и другое), что становится помехой в учебном процессе. Часто эти дефекты не осознаются субъектом, о них иногда не знает и сам преподаватель. Поэтому часто ученик слышит такие замечания «старайся», «не ленись» и тому подобное. Ученик не понимает, как ему стараться и как заниматься , чтобы справиться с учебными заданиями. В таком случае нарушения мыслительной деятельности переживаются как ощущение трудности выполнения тех или иных заданий, форм деятельности, требований со стороны учителя.

Коррекционно-развивающая работа – важнейший вид деятельности педагогов и психологов в школе. Она должна осуществляться по специальным программам, составляющим единый развивающий курс и прошедшим проверку на эффективность.

Принципы, которыми руководствовались при  разработке программ и осуществлении коррекционно-развивающей работы [5]:

1.Осознанность  мыслительной деятельности. Она проявляется в возможности выразить в слове или других символах не только результат мыслительной деятельности, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Только осознанность самого мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявления и исправления ошибок за ходом мысли.

2. Разнообразие  используемого коррекционно-развивающего  материала. Этот принцип обусловлен  тем, что определенное содержание  знаний способствует развитию  специфических мыслительных особенностей, а варьирование содержания - формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала.

3. развитие  основных мыслительных операций  и важнейших интеллектуальных  умений, составляющих ядро учебной,  а также любой познавательной деятельности человека. К их числу можно отнести мыслительные действия с понятиями, понимание смыслового материала, активную речь.

На развитие этих операций и умений направлены три коррекционно-развивающие программы. Основное содержание приводится ниже.

Коррекционно-развивающая программа 1 направлена на развитие мыслительных действий с понятиями (обобщения, абстрагирования, анализа, сравнения, выделения существенных признаков и определение понятий). Она предназначена для учащихся 2-5 классов.

Коррекционно-развивающая программа 2 посвящена развитию  понимания и предназначена для учащихся 3-5 классов. Основное внимание в ней уделено обучению таким важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, осознание семантических связей между словами и словосочетаниями, использование смыслового сцепления частей текста для восстановления и прогнозирования и прогнозирования содержания текстов, выделение в них существенного (главных мыслей, общего смысла).

Коррекционно-развивающая программаа 3 направлена на развитие активной речи. Она разработана с опорой на данные, полученные чешским исследователем З. Новака показали, что вербально менее развитые дети имеют, в первую очередь, затруднения с активным словарем как в плане его объема, так и в скорости нахождения подходящего слова. В качестве способа, ускоряющего процесс воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный, предлагается использовать широко известный метод свободных словесных ассоциаций [1].

Эффективность программы определяется ответами на следующие вопросы:

  1. будет ли прогресс в умственном развитии ребенка после проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием программы;
  2. если да, то в чем конкретно он может находить свое проявление.

При правильной разработанной программы у детей снижается чувство учебной тревоги, укрепляется чувство уверенности в себе, в свои силы, они начинают демонстрировать спокойный, деловой подход к работе. Все это способствует формированию положительной самооценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Диагностика интеллектуальной сферы детей и  подростков в настоящее время  весьма актуальная, призванная обеспечить функцию обратной связи, заключающуюся в информировании общества о том, насколько результаты работы системы образования соответствуют поставленными перед ней целями и задачами.

Тесты умственного развития состоят из заданий, для выполнения которых  испытуемый должен владеть  теми умственными  действиями, которые необходимы и  для учебной деятельности. Поэтому их результаты говорят о соответствии умственного развития школьников тем требованиям, которые к ним предъявляет учебная деятельность.

Если  учащийся не совсем хорошо справился  с тестовым заданием, можно либо исправить нарушенную умственную операцию с помощью специальной корректирующей программы, в которой будет учтен и состав знаний, либо устранить пробелы в знаниях.

Таким образом, рассматривая результаты тестов умственного развития можно посредствам  диагностики определить эффективность  системы образования в целом, а также ее отдельные составляющие и определить возможность каждого ученика в усвоении знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.Акимова М. К., Козлова В. Т. «Диагностика умственного развития детей», 2006 год.

2.Кузнецова Л. В. «Основы специальной психологии», 2002 год.

3.Кукушкин В. С., А. В. Болдырева-Вараксина «Педагогика начального образования», 2005 год.

4.Немов  Р. С. «Психология», книга 3, 2002 год 

5.Холодная М. А. «Психология интеллекта», 2002 год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад 

Тема моей курсовой работы «Методологические основы и методика проведения тестов умственного развития».

Цель: изучения характеров тестов умственного развития и их влияние на учебный процесс. 

Умственное развитие – это  совокупность приобретенных  знаний и умений, а также освоенных умственных действий и операций, сформированных в процессе приобретения этих знаний и умений и применяемых для их использования и приобретения новых знаний и умений.

Тесты умственного развития состоят из заданий для выполнения, которых  испытуемый должен владеть теми умственными действиями, которые необходимы и для учебной деятельности. Более того в тестах умственного развития, эти умственные действия следует выполнять по отношению к содержанию, взятому из школьных программ. Поэтому их результаты говорят о соответствии умственного развития учеников тем требованиям, которое к ним предъявляет учеб. деятельность. Тестирование ум. Раз. учащегося позволяет оценить используемые программы, учебные пособия и методы обучения с точки зрения степени и особенностей их влияния на эту важнейшую составляющую психического развития.

Анализируя  результаты тестов, можно дать объективную  оценку эффективности  работы учителей и  школы в целом, так как основная цель обучения заключается  в том, чтобы обеспечить условия для полноценного развития учащихся.

 Роль учителя – не просто снабжать учеников знаниями учебных предметов, а стимулировать при этом их активную мыслительную деятельность. От его умений и способностей зависит, насколько хорошо реализуется эта функция. Результаты тестирования покажут, насколько успешно справился педагог со своими профессиональными обязанностями. 

Актуальность  данной темы заключается  в следующем: можно  проследить успешность работы отдельных  учителей и всего  педагогического  коллектива в целом, оценить качества программ и учебников, а также оценить эффективность разных методов обучения. 
 
 
 

Информация о работе Методологические основы и методика проведения тестов умственного развития