Методологические основы и методика проведения тестов умственного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в следующем: можно проследить успешность работы отдельных учителей и всего педагогического коллектива в целом, оценить качества программ и учебников, а также оценить эффективность разных методов обучения.

Цель курсовой работы – изучение характера тестов умственного развития и их влияния на учебный процесс.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Тесты как показатели уровней умственного развития отдельных учащихся 4

Глава 2. Специфические особенности тестов,

ориентированных на социально-психологический норматив 7

Глава 3. Коррекционность психодиагностических методик 10

Глава 4. Тесты умственного развития

для выпускников Средней школы и абитуриентов 13

Глава5. Обработка результатов тестирования 19

Глава 6. Коррекционно-развивающие программы 22

Заключение 24

Литература 25

Работа содержит 1 файл

методика проф. образования.doc

— 185.00 Кб (Скачать)
 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Красноярский  государственный аграрный университет

Агрономический  факультет 
 
 
 
 

                                                Кафедра ботаники и

                     физиологии растений

                                                Специальность: 050501.65

                                                Группа: 44 
 

             Арбузова  Валентина Сергеевна 
         
         

Методологические  основы и методика проведения тестов умственного развития 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине 

«Методика профессионального обучения» 
 
 
 
 
 

Руководитель: Моисеева Нина Петровна 
 
 
 
 

               Красноярск 2007 
           

Методологические  основы и методика проведения тестов умственного  развития. Арбузова Валентина Сергеевна, курсовая работа, 2007 г.

ФГОУ ВПО «Красноярский  государственный аграрный университет», кафедра ботаники физиологии растений, специальность 050501.65 
 

Ключевые понятия: тест, умственное развитие, субтест, коррекционность, осведомленность, двойные аналогии, лабильность, обобщение, валидность . 

В курсовой работе приводится изучение диагностика  интеллектуальной сферы учеников с помощью тестов. Приводится описание тестов умственного развития, а также рассматривается процедура тестирования, способ обработки результатов. Уделяется проблема коррекции умственного развития. 

25 стр., библ. 5, таблица, график, схема 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Содержание 

Введение            3 

Глава 1. Тесты  как показатели уровней умственного  развития отдельных учащихся                4

Глава 2. Специфические  особенности тестов,

ориентированных на социально-психологический норматив  7

Глава 3. Коррекционность  психодиагностических методик          10

Глава 4. Тесты умственного развития

для выпускников Средней школы и абитуриентов    13

Глава5. Обработка результатов тестирования      19

Глава 6. Коррекционно-развивающие программы     22 

Заключение           24

Литература           25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Диагностика умственного развития выступает  как обязательный этап и средство решения целого комплекса практических проблем, возникающих в учебном  процессе. Важность такой диагностики обусловлена тем значением, которое имеет эта психологическая характеристика для самореализации каждого человека, а также той ролью, которую умственное развитие играет в школьном возрасте. Для школьника состояние когнитивной сферы является определяющим в процессах психического развития, так как создает основу учебной деятельности, обеспечивая успешность усвоения научных знаний.

 Тесты интеллекта и умственного развития состоят из заданий для выполнения, которых испытуемый должен владеть теми умственными действиями, которые необходимы и для учебной деятельности. Более того, в тестах умственного развития, разработанных отечественными психологами, эти умственные действия следует выполнять по отношению к содержанию, взятому из школьных программ. Поэтому их результаты говорят о соответствии умственного развития учеников тем требованиям, которые к ним предъявляет учебная деятельность. Тестирование умственного развития учащихся позволит оценить используемые программы, учебные пособия и методы обучения с точки зрения степени и особенностей их влияния на эту важнейшую составляющую психического развития.

Анализируя  результаты тестов, можно дать объективную оценку эффективности работы учителей и школы в целом, так как основная цель обучения заключается в том, чтобы обеспечить условия для полноценного развития учащихся. Роль учителя – не просто снабжать учеников знаниями учебных предметов, а стимулировать при этом их активную мыслительную деятельность. От его умений и способностей зависит, насколько хорошо реализуется эта функция. Результаты тестирования покажут, насколько успешно справился педагог со своими профессиональными обязанностями.

Следует отметить, что для решения выше написанных проблем необходимо проводить  диагностику не отдельных учащихся, а целых классов, групп и осуществлять групповой анализ тестовых результатов. Сравнивая группы учащихся между собой по указателям умственного развития, психолог может соотносить тестовые результаты с особенностями организации учебного процесса.

Актуальность  данной темы заключается в следующем: можно проследить успешность работы отдельных учителей и всего педагогического коллектива в целом, оценить качества программ и учебников, а также оценить эффективность разных методов обучения.

Цель  курсовой работы –  изучение характера тестов умственного развития и их влияния на учебный процесс.

  
 

Глава 1. Тесты как показатели уровней умственного развития

 отдельных  учащихся 
 

По-английски  слово «test» означает «проба», «испытание». Впервые в 1864 году тесты в обучении начал применять в Великобритании Д. Фишер. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году. Он считал, что тесты – это серии одинаковых испытаний группы индивидов, а также статистическая обработка результатов на основе выделения эталонов оценки.

В России тесты привлекли внимания лишь в 20-х годах, 20 века. В 1926 году был опубликован сборник тестов для школ, но спустя 10 лет они были запрещены постановлением ЦК ВКП (б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса». Были ликвидированы не только интеллектуальные, но и простые тесты успеваемости. В наше время тесты вновь возрождаются и совершенствуются в нашей стране [3].

Умственное  развитие – это совокупность приобретенных  знаний и умений, а также освоенных умственных действий и операций, сформированных в процессе приобретения этих знаний и умений и применяемых для их использования и приобретения новых знаний и умений.

Динамика  умственного развития состоит в  изменениях, происходящих в его содержательном и операциональном компонентах на той или иной образовательно-возрастной ступени. Для оценки этих изменений и выявления уровня умственного развития школьников применяются тесты умственного развития. За рубежом используются тесты интеллекта, которые диагностируют ту же характеристику, которая в отечественной психодиагностике называется умственным развитием.

Во всех проведенных с этими тестами  исследованиях показано, что число  правильно выполненных заданий  в тесте статистически связано с успешностью учебной деятельности индивидов. Создатели теста считают, что есть некоторый круг понятий и терминов с их взаимосвязями, который является отражением умственного развития всех школьников определенного возраста. Таким образом, предполагается, что все они должны владеть этими понятиями и уметь осуществлять с ними определенные умственные действия.

Эти умственные действия, выполнить которые в  тесте должен уметь испытуемый, выбраны  не случайно. Опыт показывает, что все  они присутствуют в учебной деятельности ученика.

Рассмотрим, как анализируется тот количественный балл, который является итогом тестирования школьника. Он отражает количество правильно  выполненных тестовых заданий, в  каждом из которых следует на определенном содержании выполнить определенные мыслительные действия. Чаще всего в тестах умственного развития требуется установить какие-то логико-функциональные отношения между заданными объектами или явлениями, представленными в виде понятий, образов или представлений. Чтобы успешно сделать это, испытуемый должен обладать знаниями этих понятий, образов и представлений, владеть требуемыми мыслительными действиями, а также уметь использовать их по отношению к заданному содержанию. Помимо этого, часто в тестах умственного развития представлены задания, требующие владения некоторыми специальными умственными приемами и учебными навыками (решение математических задач, понимание чертежей и т. д.). Как правило, оценивается также общая информированность, осведомленность, проявляемая в понимании значений некоторых распространенных в обществе слов,  терминов.

Тесты умственного развития предназначены  для того, чтобы отразить уровень  умственного развития, которого достиг ученик к моменту тестирования. Они не могут предоставить информацию о причинах достигнутого уровня и о том, как будет протекать развитие ученика в будущем. Для получения таких знаний нужно результаты тестирования дополнить сведениями о семье и школе, о круге общения, об особенности личности и прочие. Но то, что дают тесты умственного развития, крайне важно и ценно. Отражая в своих показателях готовность ученика к осуществлению интеллектуальной деятельности, они позволяют:

    • подойти к объяснению его успехов и неудач в учении;
    • дать прогноз учебных достижений на ближайший период времени.

Использовать  результаты необходимо осторожно. Для правильной интерпретации результатов теста следует знать о степени тренированности индивида в тестовой деятельности, о его мотивации при выполнении теста, о психическом и физическом состоянии во время тестирования, о предшествующей тестированию деятельности. Такая интеграция присуща только опытному психодиагностику.

Сделав  верное заключение о состоянии когнитивной  сфере ученика, психолог может с  опорой на него оценить, насколько благоприятными были условия в  его жизни.

Умственное развитие – предпосылка продвижения в обучении. Поэтому, зная его показатели у ученика, можно с известной уверенностью предвидеть возникновения определенных трудностей в учебной деятельности, ее низкую успешность.

Низкий  уровень умственного развития является распространенной причиной неуспеваемости. Он означает несформированность мыслительной деятельности, которая обеспечивает усвоение знаний и представляет собой обязательное и некомпенсируемое условие учения. Поэтому вывод о слабой успеваемости на основе низких тестовых результатов (с учетом дополнительной информации об ученике) практически всегда точен.

Однако  высокие результаты тестирования не позволяют сделать однозначных заключений о непременной успешности учебной деятельность, так как она зависит от многих факторов, а не только от умственного развития. Среди этих факторов – желание учиться, направленность интересов, волевые качества и многое другое.

Прогнозировать  успеваемость ученика по результатам  тестирования умственного развития может только квалифицированный психолог, который учитывает дополнительную информацию, полученную с помощью наблюдения и бесед.

 В  последние годы отмечается неудовлетворенность  диагностикой умственного развития, которая ограничивается получением  только общего показателя по  тесту, отражающего уровень этого развития. Такой количественный подход недостаточен не только для того, чтобы охарактеризовать своеобразие мыслительной деятельности ученика на определенной образовательно-возрастной ступени [1]. 
 
 

Глава 2. Специфические особенности тестов, ориентированных на социально-психологический норматив 
 

В Психологическом  институте РАО были разработаны  четыре теста для диагностики  умственного развития школьников разного  возраста. Все они опираются на концепцию социально-психологических  нормативов (СПН), предложенную К. М. Гуревичем [1]. Согласно этой концепции индивид в процессе онтогенетического развития, усваивая общественно-исторический опыт предшествующих поколений, должен быть подготовлен к объективно сложившимся требованиям, которые общество на современном этапе предъявляет к своим членам. Общество заинтересовано в том, чтобы последние соответствовали этим требованиям, так как только в этом случае они найдут свое место в общественной жизни и будут полезны ему. Не мене заинтересован в этом индивид, так как только овладение определенными требованиями, умение ответить на них позволяет ему адаптироваться и реализовать себя в условиях, которые созданы этим обществом, а не стать отверженным, «чужим среди своих». Требования составляют целостную систему, под влиянием которой складывается психологический облик человека в данной социальной общности, формируется его личность и индивидуальность. Наиболее общие и фундаментальные из этих требований К. М. Гуревич и назвал системой социально-психологических нормативов [1].

Информация о работе Методологические основы и методика проведения тестов умственного развития