Методологические основы и методика проведения тестов умственного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в следующем: можно проследить успешность работы отдельных учителей и всего педагогического коллектива в целом, оценить качества программ и учебников, а также оценить эффективность разных методов обучения.

Цель курсовой работы – изучение характера тестов умственного развития и их влияния на учебный процесс.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Тесты как показатели уровней умственного развития отдельных учащихся 4

Глава 2. Специфические особенности тестов,

ориентированных на социально-психологический норматив 7

Глава 3. Коррекционность психодиагностических методик 10

Глава 4. Тесты умственного развития

для выпускников Средней школы и абитуриентов 13

Глава5. Обработка результатов тестирования 19

Глава 6. Коррекционно-развивающие программы 22

Заключение 24

Литература 25

Работа содержит 1 файл

методика проф. образования.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

АСТУР включает восемь субтестов: «Осведомленность», «Двойные аналогии», «Понимание инструкций», «Классификации», «Обобщение», «Логические схемы», «Числовые закономерности», «Пространственные представления».

Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест «Лабильность»), что является свидетельством наличия у испытуемого определенной выраженности проявлений свойств нервной системы (лабильности и инертности). Ниже приводятся примеры заданий субтестов, направленных на одну определенную ветвь (ботаника), по своей сути тесты умственного развития составляют с учетом подбора разных тем. Например, техническая, естественно-научная, физико-математическая, общественно-гуманитарная. Это позволяет определить у школьника способность к какой-либо дисциплины. 

  1. «Осведомленность».

Направлен на выявления информированности  учащихся, определяемой вне школьными  воздействиями. От испытуемого требуется правильно дополнить предложение, выбрав один ответ из пяти предложенных вариантов. 

На  какую из этих наук будет опираться  физиология растений:

А.Зоология  Б. Агрохимия В. Ботаника Г. География 

Д. Микробиология 

Противоположный слову «испарение»  будет:

А. Транспирация  Б. Насыщение В. Угасание Г. Устьица   

Подобрать синоним к данному  слову - «метаморфоз»

  А. Видоизменение Б. Деградация  В. Транспорт Г.Экзодерма

Правильные  ответы: ботаника, насыщение, видоизменение.

  1. «Двойные аналогии».

 Выявляются  комбинаторные навыки, умения мыслить по аналогии. Испытуемому необходимо определить логические отношения, существующие между двумя понятиями, при условии, что в обеих парах по одному понятию пропущено. Необходимо подобрать пропущенное понятие таким образом, чтобы между первым словом задания и первым словом одной из данных на выбор пар было такое же соотношение, как между вторым словом задания и вторым словом этой же пары. 
 

Корень : х = лист : у

А. Стержневая система – корневой чехлик

Б. Листовая пластинка – кутикула

В. Симпласт - листовая пластинка

Г. Зона всасывания – дуговое жилкование

Правильный  ответ: Г. Зона всасывания – дуговое жилкование 

Колючки : х = видоизмененный побег: у

А.Ландыш – корнеплод

Б. Корнеплод  – морковь

В. Кактус – клубень

Г. Свекла – Корневище

Правильный  ответ: В. Кактус – клубень  
 

3. «Лабильность». 

Выявляются  темповые, скоростные особенности мыслительно-речевой  деятельности испытуемых. В субтесте требуется в очень короткий период времени быстро и без ошибок выполнить ряд простых указаний. 

Напишите третью букву – типа клеточного деления, сопровождающиеся редукцией числа хромосом (мейоз).

Процесс слияния мужских  и женских половых  клеток, в результате которого образуется оплодотворенная яйцеклетка (зигота). Напишите первую букву этого определения (оплодотворение). 

4. «Классификация». 

Определяются  навыки абстрагирования, оперирования вербального понятия. Даются шесть  слов. Среди них нужно найти два, только два, которые можно объединить по какому-то общему признаку:

А. Шиповник Б. Ель В. Хвощ Г. Венерин башмачок 

Д. Папоротник  Е. Мох

(Цветковые:  шиповник, венерин башмачок)

5.«Обобщение».

Оцениваются умения выносить суждения, обобщать. Испытуемому предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего (найти наиболее существенные признаки для обоих слов), и записать эти понятия в бланк для ответов. 

 Хламидомонада-Хлорелла ответ: водоросли 

6. «Логические  схемы».

Выявляются  умения устанавливать родовые связи. Испытуемому предлагается расположить в логическую схему от общего к частному несколько понятий. То есть требуется построить «дерево» логических отношений, обозначив место каждого понятия соответствующей буквой, а отношения между ними – стрелкой: 

А. Растения Б. Насекомоопыляющие В. Цветковые 

Г. Женские  соцветия ивы, мужские соцветия тополя, мужские соцветия березы

 Д.  Ветроопыляемые  Е. Рябчик, шиповник, венерин башмачок. 
 
 
 
 
 
 
 
 

А

Схема такова:       

 

В
 

 

Д
Б

 

Е
Г
 
 
 
 
 
 

Выше  предложенный тест рекомендован для абитуриентов и выпускников школы. Он позволяет не только определить начальные знания такого предмета как ботаника, но и выявить уровень умственного развития испытуемых. Надежность теста определяется путем повторного тестирования (другой формой) через 14 дней. Коэффициенты ранговой корреляции  для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,62 до 0,77. для общего балла rАБ =0,74. эти коэффициенты указывают также на эквивалентность форм А и Б. уровень значимости приведенных коэффициентов р ≤ 0,001.

Определялся еще один вид надежности – гомогенность, то есть вычислялись коэффициенты парной корреляции заданий в каждом субтесте. Он находится в пределах 0,98-0,99 (для  обеих форм).

Валидность  теста определялась как путем  сопоставления успешности его выполнения со школьной успеваемостью, так и с результатами поступления в вуз. Коэффициенты ранговых корреляций теста (формы А и Б) и школьной успеваемости порядка 0,40 (р ≤ 0,001), [1].

Приведенные выше данные позволяют считать, что  разработанный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников соответствует высоким статистическим критериями, которым должен удовлетворять любой диагностический тест. 

Руководство по проведению теста.

Для правильного  проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. При групповом тестировании должны участвовать два специалиста. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций. 
 
 

                       Таблица 1 

           Время выполнения субтестов 

    Название  субтеста Время
    Осведомленность 6 минут
    Двойные аналогии 8 минут
    Лабильность 3 минут
    Классификации 10 минут
    Обобщение 7 минут
    Логические  схемы 8 минут
    Чтение  инструкции (вводная беседа) 10 минут
    Общее время 52 минуты
 

Перед проведением  тестирования психолог объясняет его  цель и создает у испытуемых соответствующий  настрой .

Примерная инструкция проведения тестирования.

Перед проведением теста необходимо объяснить учащимся его цель. Это формирует соответствующий настрой на тест:

Сейчас  вам будут предложены задания, с  помощью которых можно определить не только ваши знания по ботанике, но и  индивидуальные психологические способности.

Вы будите выполнять разные наборы заданий. Перед  началом предъявления каждого набора заданий дается их описание и на примерах объясняется способ решений. На выполнение субтестов отводится  ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания необходимо решить строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок.

В тетрадь  ничего записывать не нужно. Все ваши ответы на задании впишите в бланки для ответов.

После прочтения этой инструкции раздают  тестовые тетради и бланки для  ответов, в которые дополнительно  вносят такие сведения: фамилия и  имя испытуемого, дата проведения эксперимента. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, читают инструкцию и разбирают примеры первого субтеста.

Далее спрашивают, есть ли вопросы. После  этого дается команда перевернуть  страницу и начинать выполнения задания. При этом нужно незаметно включить секундомер (чтобы не заострять внимание учащихся и не создавать у них чувство напряженности).

 По  истечению времени, отведенного  на выполнение первого субтеста, прерывают работу словом «стоп». Затем читают инструкцию к  следующему субтесту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Обработка результатов тестирования 
 

 Количественная  обработка

 Индивидуальные  показатели по каждому субтесту (за исключением «обобщение»)  выводятся путем подсчета количества  правильно выполненных заданий.  Например, если испытуемый в субтесте 1 решил 10 заданий, то его балл  будет равен 10.

Понимание инструкции – направлен на выявление такой динамической особенности, как быстрота, скорость, темп деятельности, проводится следующим образом. Подсчитывается число правильно выполненных заданий и вычисляется процент их выполнения к общему числу заданий и вычисляется процент их выполнения к общему числу заданий, входящих в субтест.

91 – 100% - испытуемый относится к группе лиц с высокими скоростными особенностями, 71 – 90 % - скоростные способности выше средних, 31-70% - скоростные способности средних 11 – 13 %, - ниже средних, 0 - 13%

Медлительные.

АСТУР дает возможность оценить умственную работоспособность. Она выявляется путем сопоставления баллов, полученных за выполнения субтеста «Двойные аналогии». Резкое снижение уровня выполнения второй части по сравнению с первой свидетельствует о низкой умственной работоспособности.

Результаты  субтеста «Обобщение» оцениваются  в зависимости от качества обобщения  баллами – 2,1 и 0. для обработки  следует использовать специальные таблицы примерных ответов (даются в комплекте с тестовыми материалами). Ответы, оцениваемые двумя баллами, приведены в таблицах достаточно полно. Важно помнить, что два балла получают только такие ответы, в которых обобщение понятий производится по родовому признаку с указанием его родового отличия (полное обобщение).

Информация о работе Методологические основы и методика проведения тестов умственного развития