Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие методических основ реализации внутрипредметных связей.
Проблема исследования – выявление возможностей реализации внутрипредметных связей в процессе обучения математике.
Объектом исследования является процесс обучения математике в средней школе.
Предметом исследования является особенности использования внутрипредметных связей при обучении математике и применение их на уровне одной или нескольких тем.
Введение.…………………………………………………………………………..3
§1. Теоретические основы реализации внутрипредметных связей при обучении математике …………………………………………………………………..5
§2. Основные средства реализации внутрипредметных связей при обучении математике ……………………………………………………….……………….8
§3. Методические основы реализации внутрипредметных связей при обучении математике ………………………………………………………….............14
§4. Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математике в ходе реализации внутрипредметных связей………………………19
Заключение……………………………………………………………………......24
Список литературы………………...………………………….……………….26
Приложения……………………………………………………………………....30
К таким знаковым моделям относят классификационные схемы, сводные таблицы, опорные конспекты. Они позволяют придать полученным при обобщающем повторении систематизированным знаниям определенную структуру. Конструирование схем и таблиц надо проводить так, чтобы в них отражались связи, которые определяют основное содержание и структуру всей темы; они должны быть легко читаемы, в них особым способом должны быть выделены основные смысловые элементы. Обобщающее повторение на уровне системы понятий предполагает такую ориентацию в учебном материале, которая позволяла бы определить и усвоить общий способ преобразования этого материала на основе предметных и знаковых моделей [21].
В учебном курсе, считает Далингер В.А., понятия могут играть разную роль: одни из них являются общими, с широким спектром приложений, другие же играют функцию подчиненную. Учитель должен уметь выделять общие, ведущие понятия курса. Ведущими понятиями будем считать те, которые удовлетворяют следующим критериям:
Реализация внутрипредметных связей вовсе не должна означать установление искусственных связей; наряду со связями, играющими положительную роль в процессе обучения, имеют место и связи отрицательного действия.
Примеры связей отрицательного действия:
Эти ошибки допущены из-за того, что учащиеся перенесли на эти выражения переместительный закон умножения, который они использовали при преобразовании одночленов к стандартному виду.
Отрицательные связи, устанавливаемые учениками, можно предвидеть и вести работу, которая могла бы их предотвратить.
Важным требованием к определению понятия является его согласование с естественно – интуитивным представлением о нем. Не может, например, считаться целесообразным определение целого числа через класс пар натуральных чисел, ибо оно не сформирует у учащихся тех умений и навыков, которыми они должны владеть для проведения числовых и алгебраических преобразований. Это же следует сказать и о таких определениях: определение натурального числа как класса эквивалентных множеств; определение рационального числа как класса пар целых чисел; определение вектора как параллельного переноса, определение функции как множества пар с различными первыми компонентами.
Реализация внутрипонятийных связей преследует цель научить учащихся выделять существенные признаки понятия, сформировать умение переформулировать определения понятий через другую совокупность существенных признаков. Учащиеся должны из набора существенных признаков объекта уметь устанавливать его принадлежность понятию и наоборот. Основная функция внутрипонятийных связей – образование понятия [10].
Аксенов А.А. утверждает, что формирование понятия в сознании учащихся в значительной степени зависит от того, в каком виде произошло первое знакомство с этим понятием. В психологии этот факт получил название «силы первого впечатления».
Оптимальная последовательность этапов формирования понятия:
- рассмотрение примеров объектов, входящих в объем понятия;
- введение
термина, обозначающего
- рассмотрение примеров объектов, не входящих в объем понятия;
- формулирование определения понятия;
- сообщение дополнительных сведений, в частности, указание несущественных признаков понятия;
- систематизация и обобщение знаний [2].
В курсе школьной математики все понятия можно условно подразделить на группы, положив в основу классификации тот или иной признак.
Классификация:
При формировании понятий первой группы следует связывать математические понятия с их житейскими прототипами, приобретенными учащимися вне целенаправленного обучения. Особое значение соотношение
житейских прообразов и научных образов приобретает в случае изучения основных неопределяемых понятий курса. Формирование этих понятий невозможно без опоры на жизненный опыт учащихся.
Рис. 1
Например, в курсе геометрии при введении различных геометрических фигур учащимся полезно предлагать задания по составлению «родословной» каждого понятия. При изучении понятий окружность схема «родословной» могут быть изображен так, как на рис. 1 [18].
Для того, чтобы учащиеся могли верно подводить объект под понятие в случаях конъюнктивной и дизъюнктивной структур определений, Фридман Л.М. составил следующую схему распознавания:
Систематическое, целенаправленное использование
такой схемы распознавания объекта позволит
избежать ошибок, допускаемых учащимися
при осуществлении логического приема
мышления – подведения объекта под понятие
[28].
§4.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В
ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ
СВЯЗЕЙ
Применение любого метода обучения предполагает соразмерное сочетание его самостоятельной работой учащихся, ибо учение следует рассматривать не только как воспроизведение и запоминание учебного материала, а, в первую очередь, как активную познавательную деятельность, направленную на умственную переработку этого материала, что достигается самостоятельной работой школьников.
Как правило, в школах на самостоятельную работу учителями отводится очень мало времени, и в основном такая работа выполняется в виде заданий по образцу. Для глубокого изучения учебного материала необходимо разумное сочетание различных видов самостоятельных работ на уроке.
Обучающие и проверочные самостоятельные работы по степени самостоятельности учащихся можно подразделить на виды: самостоятельные работы по образцу; самостоятельные работы с указанием их выполнению; самостоятельные работы вариативного характера; самостоятельные работы повышенной трудности.
Например, учитель показывает образец решения уравнения с помощью формулы корней квадратного уравнения, после чего учащимся предлагается решить уравнения:
; и т. д.
1 000 000 – (1 000 000 – (1 000 000 – (1 000 000 – 999 999))), воспользовавшись правилом раскрытия скобок.
Заполните пропуски:
а) в)
б) г)
2. Заполните пропуски таким образом, чтобы стало возможным вынесение за скобки общего множителя:
а) в)
б) г) .
3. Учащимся вначале предлагается определить, не записывая число, какое из них больше, то, которое составлено с помощью семи шестерок, или, то которое составлено с помощью шести семерок.
IV. Самостоятельные работы повышенной трудности. Эти работы предполагают творческую самостоятельность учащихся и характеризует самый высокий уровень умений реализации внутрипредметных связей. В процессе выполнения таких работ школьники раскрывают для себя новые стороны изучаемого материала и наиболее полно проявляют свои математические способности.
Информация о работе Методика реализации внутри предметных связей при обучении математике