Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 16:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие методических основ реализации внутрипредметных связей.
Проблема исследования – выявление возможностей реализации внутрипредметных связей в процессе обучения математике.
Объектом исследования является процесс обучения математике в средней школе.
Предметом исследования является особенности использования внутрипредметных связей при обучении математике и применение их на уровне одной или нескольких тем.
Введение.…………………………………………………………………………..3
§1. Теоретические основы реализации внутрипредметных связей при обучении математике …………………………………………………………………..5
§2. Основные средства реализации внутрипредметных связей при обучении математике ……………………………………………………….……………….8
§3. Методические основы реализации внутрипредметных связей при обучении математике ………………………………………………………….............14
§4. Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математике в ходе реализации внутрипредметных связей………………………19
Заключение……………………………………………………………………......24
Список литературы………………...………………………….……………….26
Приложения……………………………………………………………………....30
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Стерлитамакская государственная педагогическая академия
им. Зайнаб Биишевой»
Институт
математики и естественных наук
Кафедра
алгебры, геометрии и методики обучения
математике
Курсовая работа:
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ
Стерлитамак
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.………………………………………………………
§1. Теоретические основы реализации внутрипредметных связей при обучении математике …………………………………………………………………..5
§2. Основные средства реализации внутрипредметных связей при обучении математике ……………………………………………………….……………….8
§3. Методические
основы реализации внутрипредметных связей
при обучении математике …………………………………………………………........
§4.
Методика организации самостоятельной
работы учащихся на уроках математике
в ходе реализации внутрипредметных связей………………………19
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………...………………………….
Приложения……………………………………………………
В условиях более ранней специализации обучения нужны такие программы и учебники по математике, которые позволили бы эффективно дифференцировать усвоение материала учащимися на обязательном и углубленном уровнях. Это возможно за счет реализации в учебных курсах различной степени полноты внутрипредметных связей. Усиление внутрипредметных связей следует рассматривать как одно из важнейших направлений дидактического совершенствования школьного курса математики.
Роль внутрипредметных связей в учебном процессе велика, они непосредственно влияют на достижение обучающей, развивающей и воспитывающей целей обучения. При этом внутрипредметные связи формируют у учащихся научное мировоззрение, помогают видеть мир в движении и развитии, способствуют установлению логических связей между понятиями, тем самым развивают логическое мышление учащихся, выступают средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях школьников, позволяют сформировать такую систему знаний, которая предстает перед учащимися не как застывшая, а как динамичная, качественно изменяющаяся, сокращают затраты учебного времени, способствуют устранению перегрузки школьников. Из вышесказанного вытекает актуальность данного исследования.
Целью данной курсовой работы является раскрытие методических основ реализации внутрипредметных связей.
Проблема исследования – выявление возможностей реализации внутрипредметных связей в процессе обучения математике.
Объектом исследования является процесс обучения математике в средней школе.
Предметом исследования является особенности использования внутрипредметных связей при обучении математике и применение их на уровне одной или нескольких тем.
Гипотеза исследования: на базе теоретических основ методической реализации внутрипредметных связей возможна разработка конкретных методик, использование которых на различных этапах процесса обучения математике в средней школе значительно повышает качество и успеваемость усвоения материала по математике.
Исходя из объекта и предмета, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования (классификация приведена на основе В. А. Сластенина): изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контрольных работ, тетрадей), эксперимент, теоретический анализ, математические методы исследования (регистрация) [23].
Структура исследования. Исследование
состоит из введения, четырех параграфов,
заключения, списка литературы, приложений.
§1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ
СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ
В методической литературе понятие внутрипредметные связи определяется как взаимозависимость и взаимообусловленность математических понятий, которые разделены лишь временем их изучения. Внутрипредметные связи представляют собой объединение преемственных, рекурсивных связей и взаимосвязей между главными линиями и идеями развития науки математики [15].
По своим функциям в содержании образования и структуре знаний, как считает Попова О.Н., внутрипредметные понятийные связи можно подразделить на внутрипонятийные и межпонятийные связи. К внутрипонятийным связям относятся те, которые направлены на раскрытие существенных и несущественных свойств понятий и их признаков, на установление зависимостей между этими признаками, на раскрытие содержания понятия. К межпонятийным следует отнести те связи, которые устанавливаются между различными понятиями и имеют своей целью функциональное соотнесение и объединение понятий какого-либо отрезка учебного материала или всего курса в целостную систему [21].
В современном обществе, по словам Далингера В.А., задачей учителя является вооружение учащихся учебно – познавательным аппаратом, способами деятельности по овладению внутрипредметными связями. Это в свою очередь требует формирования у школьников определенной системы умений и навыков. Все учебные компетентности можно разделить на две группы: специальные, формируемые на базе одного учебного предмета, и общие, формируемые на базе системы многих предметов. К ним относят: общелогические, поисково-информационные, организационно-познавательные. Формирование специальных компетентностей происходит во внутрипредметном плане, но при этом возможен перенос их в область смежных дисциплин. Так, например, умения и навыки работы с приближенными числами в курсе алгебры формируются для дальнейшего использования учащимися на уроках физики, химии, биологии и т.д., где фактически всегда имеют дело с приближенными значениями той или иной величины [11].
Рассуждая о реализация внутрипредметных связей в обучающей деятельности учителя, Попова О.Н. утверждает, что она заключается, прежде всего, в отборе материала, который представляет эти связи, в выборе организационных норм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее успешное усвоение этого материала. Реализация внутрипредметных связей с позиции ученика состоит в его самостоятельной работе по усвоению связей между изученными частями материала, по обобщению и систематизации знаний.
Отсутствие у учащихся умения обобщать – одна из основных причин слабого овладения системой знаний. Поэтому на определенном этапе обучения необходимы перекомпоновки, соподчинение, систематизация материала, выявление новых связей и отношений между элементами изученной суммы знаний.
Это возможно при обобщающем повторении. Оно позволяет углубить, расширить, обобщить и систематизировать знания. Если в какой либо теме учебного курса слабо будут реализованы внутрипредметные связи, то обобщающее повторение призвано устранить этот недостаток; с его помощью можно установить те связи и отношения между элементами знаний, которые ранее не были раскрыты [21].
В математике внутрипредметные связи осуществляются через ведущие линии: содержания дисциплины - числовую, функциональную, линию тождественных преобразований и т. д. Интеграция математических, знаний достигается путем поэтапного, преемственного формирования и развития математических понятий, осуществлением тесной связи теории с практикой, соблюдением единства и преемственности педагогических действий преподавателей, выполнением требований стандартов в определениях и обозначениях, свертыванием информации, путем использования структурно-логических схем, укрупнения дидактических единиц усвоения, концентрацией и интенсификацией обучения.
Существуют различные подходы к определению и классификации внутрипредметных связей. Так, В.А. Далингер дифференцирует внутрипредметные связи, выделяя среди них логико-математические и методические. Логико-математические связи есть необходимые, глубокие, органичные связи, вытекающие из логики и содержания учебного предмета; на их основе в дальнейшем строится изучение материала.
Примером логико-математической связи может служить связь между функциями:
ибо одна функция получается из другой как обратная.
Методические связи выполняют чисто дидактические функции, они приводят с целью иллюстрации, сравнения, сопоставления, противопоставления и т. д. Эти связи реализуются учителем в процессе адаптации учебного материала к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
При рассмотрении в V классе сочетательного закона умножения используется понятие объема прямоугольного параллелепипеда, при введении в Х классе понятия производной функции, рассматривается задача о мгновенной скорости прямолинейного неравномерного движения. Могут быть использованы и такие задачи: линейная плотность неоднородного стержня, проведение касательной к кривой, мгновенная величина тока в цепи, теплоемкость тела, скорость химической реакции и т. д.
Учителю следует самому ориентироваться в каждой конкретной ситуации и определять момент ослабления той или иной методической временной связи. Это, в первую очередь, зависит от индивидуальных и возрастных особенностей школьников, от уровня овладения ими обязательными результатами обучения. Преждевременный перевод временной методической связи в постоянно-действующую, т. е. стремление учителя как можно скорее сформировать у учащихся стабильный, свернутый навык, есть основная причина формального усвоения тех или иных правил, алгоритмов, законов; при свертывании выпадают теоретико-обосновывающие положения и могут возникать ошибочные связи [13].
Медяник А.И. же отмечает, что именно на
основе логико-математических связей
строится изучение материала курса. Внутрипредметные
связи дают возможность одновременно
заниматься изучением текущего материала,
повторением вчерашнего и подготовкой
к освоению завтрашнего: тем самым каждая
тема изучается не сама по себе, а в комплексе
с другими. Они способствуют развитию
творческого мышления, экономии времени,
интенсификации учебного процесса, лучшему
усвоению материала, закреплению максимального
количества навыков и умений. Усвоение
понятия и его применение также неотделимы
друг от друга, поэтому отрывать формирование
понятий от его применения нельзя [17].
Информация о работе Методика реализации внутри предметных связей при обучении математике