Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:14, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
познакомиться с научно-методической литературой по данной теме;
раскрыть лингвометодические основы организации проверочной работы по русскому языку;
дать характеристику разным видам диктантов и тестов, используемых на уроках контроля в начальных классах;
описать методику проведения диктантов и тестов для контроля знаний, умений и навыков учащихся в начальных классах.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
7
1.1. Дидактические основы 7
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе
13
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
27
2.1. Основные методические положения изучаемой темы 27
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку
42
2.3. Обобщение опыта учителей 56
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ
67
3.1. Констатирующий эксперимент 68
3.2. Формирующий эксперимент 75
3.3. Контрольный эксперимент 80
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения
Федеральное агентство по образованию и науке
Государственное
образовательное
учреждение высшего
профессионального
образования
«Тамбовский
государственный университет
имени Г.Р.Державина»
Институт педагогики и социальной работы
Кафедра
педагогики и методики начального образования
Габриелян
Лилит Артуровна
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ И
ДИКТАНТОВ ПО ОРФОГРАФИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломная
работа
Допущена
к защите
Заведующий кафедрой Профессор, д.п.н. ___________Дорожкина О.А. |
Студентка 5 курса
53 группы
заочной формы обучения Научный руководитель: к.ф.н., доцент Дриняева Ольга Анатольевна |
Тамбов – 2009
Содержание
Введение | 3 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ |
7 |
1.1. Дидактические основы | 7 |
1.2. Лингвистическая база проведения диктантов и тестов в начальной школе | 13 |
2.МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ | 27 |
2.1. Основные методические положения изучаемой темы | 27 |
2.2. Отражение вопроса в существующих программах по русскому языку | 42 |
2.3. Обобщение опыта учителей | 56 |
3. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТОВ И ТЕСТОВ | 67 |
3.1. Констатирующий эксперимент | 68 |
3.2. Формирующий эксперимент | 75 |
3.3. Контрольный эксперимент | 80 |
Заключение | 82 |
Список использованной литературы | 85 |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность вопроса о типах диктантов и тестов в начальных классах и методике их использования в качестве форм и видов контроля не вызывает сомнений, а также определяется необходимостью выявить возможности диктантов и тестов как средства формирования орфографической грамотности учащихся начальной школы.
Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся является необходимым условием в работе учителя по преодолению процентомании, по изжитию формализма в оценке результатов его труда и труда учащихся.
Знания
учащихся проверяются с помощью
устного опроса и письменных контрольных
работ. Письменные контрольные работы
по русскому языку проводятся только
после достаточной
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во II-IV классах проводятся обычно диктанты. Для того чтобы диктант действительно стал проверкой учащихся по той или иной теме, объективной оценкой их знаний по данной теме, «помог своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью», надо учитывать все разнообразие существующих в методике начального обучения видов диктанта, соблюдать методические условия их проведения, проверки, анализа и работы над ошибками.
В теории и практике обучения в последнее время разработаны и успешно применяются тесты. Они применяются на различных этапах обучения русскому языку в начальных классах. Определенное место тесты занимают в процессе контроля и учета знаний учащихся младших классов наряду с диктантами.
Формирование у младших школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка, так как грамотное письмо является элементом общей языковой культуры. Решающая роль в формировании орфографического навыка принадлежит упражнениям.
B методической литературе имеются исследования, в которых авторы, изучают эффективность отдельных видов упражнений (Ф.И. Лысенко, М.И. Парамонов, В.К. Лотарев, Г.А. Яковлева, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, В.Н. Матвеева). В этих работах в основном рассматриваются упражнения репродуктивного характера – списывание и диктант.
Усвоение знаний, как правило, происходит в два этапа: объяснение нового материала и его закрепление, приобретение умений и навыков при выполнении различных упражнений путем повторения действий, связанных c применением правил. Однако изучение нового материала - лишь исходный момент в усвоении знаний. Весьма важен и другой этап - упражнения, формирующие необходимые умения и навыки.
B обучении орфографии
Методика правописания на современном этапе ее развития обогатилась принципиально важными положениями, одним из которых является взаимосвязь формирования орфографической грамотности c развитием речи. До сих пор в школьной практике преподавания русского языка сохраняется такое положение, когда пpоцессы формирования орфографических и речевых навыков развиваются параллельно, мало соприкасаясь друг c другом. B результате складывается следующая ситуация: учащиеся могут анализировать орфографические явления, узнают их среди других явлений, перечисляют признаки, воспроизводят ход рассуждений, но при этом все эти знания остаются невостребованными в сфере практической деятельности младших школьников.
Известно, что работа по орфографии и развитие речи учащихся характеризуются существенными различиями. Речь, всегда предполагает творческую деятельность, a орфография требует еще и строгого соблюдения установленных норм, выработки определенных умений и навыков. Вместе c тем, работа по развитию речи и формирование навыков правописания, имеют много точек пересечения.
Цель дипломной работы – изучить различные виды диктантов на уроках по русской орфографии в начальной школе, раскрыть методику их проведения, а также определить место тестов по русскому языку в системе проверочных работ у младших школьников.
Цель определила следующие задачи:
Объектом нашего исследования явилось выявлениеление методических условий проведения диктантов и тестов по орфографии в начальных классах.
Предметом – обоснование и проверка методических условий использования этих упражнений на уроках русского языка в младших классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литеpатуры пo проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом в школе; методический эксперимент, анализ эксперимента.
База исследования: МОУ СОШ №8 г.Рассказова, классы 4 «а» и 4 «б».
Структура работы: Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические основы проведения диктантов и тестов в начальной школе
1.1.
Дидактические основы
проведения диктантов
и тестов в начальной
школе
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется прежде всего по глубине, прочности и систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.
Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций [11, с.14].
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
В
ходе контроля проверяется соответствие
достигнутых учащимися знаний-
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со
стороны ученика
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Информация о работе Методика проведения тестов и диктантов по орфографии в начальной школе