Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать методику обучения чтению на старшем этапе, разработать комплекс заданий для формирования умении чтения различных видов. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
-изучение чтения как вида речевой деятельности;
-особенности обучения чтению на старшем этапе средней школы;
-рассмотреть виды чтения;
- изучить методику обучения чтению.
Информативность чтения. Сущность данной закономерности в основном определяется требованиями к текстам для чтения. Чтобы извлечь информацию из текста, она должна быть в нем заложена. Коммуникативному чтению обучить возможно только лишь на базе информативных текстов, содержание которых соответствовало бы возрасту и интересам учащихся. Наиболее подходящими для этих целей представляются тексты научно-популярного характера, несложные в языковом отношении, интересные и информативные по содержанию, написанные общенаучным стилем.
Только убедившись в получении
новых сведений посредством чтения
на иностранном языке, учащиеся смогут
по достоинству оценить
Методически оправданное применение различных видов ТСО. Богатейший арсенал современных ТСО должен быть неотъемлемым компонентом обучения на всех этапах формирования умения читать на иностранном языке. Однако результативность их применения значительно повышается, если соблюдается важнейший принцип: "ТСО не ради ТСО".
Таким образом, изложенные основные посылки единой школьно-вузовской системы и рациональной методики обучения чтению в средней школе являются исходными для дальнейшей разработки ключевых проблем формирования прочных основ коммуникативного умения читать на иностранном языке (задача-минимум) и развития умения чтения профильно ориентированной литературы в неязыковых вузах (задача-максимум).
Можно сделать вывод, что внутренняя потребность старшеклассников в общем интеллектуальном развитии должна быть использована при обучении иностранному языку путем оптимизации содержания обучения. Задача методики заключается в разработке таких методов и приемов обучения, которые позволили бы обеспечить овладение иноязычными речевыми навыками, предусмотренными программой, всеми учащимися, в том числе и теми, кому иностранный язык кажется неинтересным.
2.2 Этапы работы с текстом для чтения
При обучении чтению недостаточно
только верно подобрать или
Предтекстовый — пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
На первых этапах работы с текстом учитель должен облегчить учащимся процесс понимания содержания и показать им ряд важных стратегических моментов работы над аутентичным текстом:определить перед чтением по заголовку и (или) по структуре текста, по рисункам, сопровождающим текст, к какому виду (типу) этот текст относится (например, кулинарный рецепт или объявление в газету); о чем или о ком может идти в нем речь. Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте, прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов, а также слов, о значении которых можно догадаться, и попросить спрогнозировать содержание (на родном или иностранном языках) с опорой на подчеркнутые слова.
Наиболее употребляемые на данном этапе работы упражнения:
1.Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
2.Скажите, о чем, судя
по заглавию, рисункам, графикам
и концовке, может идти речь
в данном тексте. Прочтите текст,
найдите подтверждение или
3.Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.
4.Прочтите последний абзац
текста и скажите, какое
5.Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями.
6.Подчеркните в тексте слова и словосочетания, которые можно выделить в качестве ключевых.
7.Прочтите абзац и
8.Сократите предложения
(абзацы) текста, оставляя лишь слова
несущие основную смысловую
9.Найдите и подчеркните
конструкции предложений,
10.В каждом абзаце текста
определите ключевое
11.Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.
12.Скажите, по каким словам предложенных заглавий можно установить, что речь идёт о…
13.Переведите заглавие и ответьте на вопросы:
а) По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о…?
б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что…?
в) По какому слову вы определили, что это информация о…?
14.Прочтите вслух те
предложения, в которых
Текстовый (чтение текста, отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. Если речь идет о работе с аутентичным художественным текстом или текстом информационного характера, то они предназначаются для работы над всеми видами чтения. Так, например, первое прочтение художественного текста может быть связано с пониманием основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск (подчеркивание/выписывание) главной информации; установление логико-смысловых связей (составление плана, таблиц, диаграмм) и т.д.
Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п. Что касается прагматических текстов,
то ряд из них
целесообразно использовать
Большую роль в управлении процессом понимания содержания текста (особенно на начальном этапе) играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной ее фиксации (заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др.).
На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, ибо если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл (мы имеем в этом случае дело с формальным упражнением, а не с общением). Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.
Наиболее употребляемые на уроках на текстовом этапе упражнения:
1.Прочтите текст, разделите
его на смысловые части,
2. Прочтите текст и
выделите основные темы
3. Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
4.Прочтите текст и найдите
в каждой части по одному
предложению, передающему
5.Прочтите текст и
6.Прочтите текст и
7.Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
8.Прочтите текст, с
тем, чтобы ответить на
9.Скажите, какие из
приведённых утверждений
10.Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.
11.Расположите следующие
предложения текста в
12.Составьте список вопросов к тексту.
13.Подготовьте план пересказа текста.
14.Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
15.Найдите в тексте
предложения, в которых
16.Изобразите в виде
схемы (диаграммы) основные
17.Прочтите текст и заполните его денотатную карту. (Приводятся пустые графы, заполнен только один блок.)
18.Сократите текст за счёт подробностей, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
19.Поясните главную мысль текста своими словами.
20.Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.
21.Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать, что…
22.Назовите основные проблемы затронутые в тексте.
23.Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните почему.
24.Скажите, какому из вопросов уделяется в статье особое внимание.
Послетекстовый — использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного.
Наиболее употребляемые на данном этапе работы упражнения:
1.Опираясь на содержание
прочитанного текста, закончите
предложения, используя
2.Используя материал текста, ответьте на вопросы.
3.Прочтите план текста
и скажите, достаточно ли
4.Прочтите вслух предложения,
которые поясняют название
5.Прочтите вслух предложения, которые иллюстрируют мнение автора текста по вопросу…
6.Выберите правильные ответы из нескольких данных.
7.Прокомменируйте следующие положения взятые из текста.
8.Ответьте на проблемные
вопросы по прочитанному
9. Перескажите текст, пользуясь
планом и выписанными
10.Объясните, как вы
понимаете утверждение в
11.Просмотрите текст,
12.Охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами.
13.Выразите своё отношение к прочитанному.
14.Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из текста.
15.Прокомментируйте часть текста, которая вам показалась вам наиболее интересной.
16.Прочтите текст и
выразите своё согласие (несогласие)
с приведёнными ниже
17.Составьте план
18.Перескажите текст на родном языке.
19.Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.
20. Выразите своё отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.
21.Скажите, какие из
перечисленных фактов вы
22.Зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме…
Как видно из всего сказанного выше, текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. В этом смысле тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе.
2.3 Комплекс упражнений для обучения чтению на старшем этапе средней школы
Наиболее целесообразными заданиями по работе над обучением изучающему чтению по являются:
Asking / Answering Question (вопросно - ответные упражнения) предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации.
Categorizing - деление на категории - группировка языковых или смысловых элементов согласно обозначенным категориям или определение этих категорий.
Close - восстановление / заполнение пропусков - приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено каждое n - е слово (n колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.
Информация о работе Методика обучения чтению на старшем этапе