Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать методику обучения чтению на старшем этапе, разработать комплекс заданий для формирования умении чтения различных видов. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
-изучение чтения как вида речевой деятельности;
-особенности обучения чтению на старшем этапе средней школы;
-рассмотреть виды чтения;
- изучить методику обучения чтению.
Психологи отмечают, что в этом возрасте происходит более быстрое обогащение нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств школьника. Следовательно, эмоциональная основа внимания старших школьников становится более многосторонней, затрагивающей различные сторо ны личности. На практике это означает, что старшеклассник начинает осознавать, а чаще бессознательно чувствовать потребность в общем интеллектуальном развитии безотносительно к будущей узкой специальности. Появляется "интеллектуальное честолюбие", стремление познать и ocмыслить (зачастую самостоятельно) самые различные явления действительности. Большинство учащихся, однако, сами не могут выявить возможности отдельных учебных предметов для удовлетворения интеллектуальных потребностей и самосовершенствования - необходима помощь учителя, и школьная действительность дает вполне достаточно примеров, когда учитель способствует сохранению самого высокого интереса к своему предмету, несмотря на будущую специализацию своих учеников. Мышление старших школьников приобретает все более активный самостоятельный и творческий характер, учащиеся обращают большое внимание на аргументацию доказательность тех или иных положений.
В свете вышесказанного, во-первых, нельзя полностью не согласиться с И.В. Рахмановым о парадоксальности рекомендаций обучать языку, не обращая внимание на сам язык, то ость обучать иностранной речи, не доводя до сознания учащихся имеющиеся грамматические и лексические правила, отражающие систему языка. Такие рекомендации, видимо, могут быть оправданы лишь на начальном этапе обучения языку в школе.
Возникает кажущееся противоречие между практической целью обучения иностранному языку и необходимостью учета все более возрастающих потребностей интеллекта. С целью сгладить это противоречие обращается все большее внимание на содержание речевой деятельности учащихся, рекомендуется проведение дискуссий на наиболее близкие учащимся темы по нравственным, эстетическим и другим вопросам. Однако речевые возможности учащихся препятствуют тому, чтобы эти дискуссии носили глубокий характер, соответствующий уровню старшеклассника. А особенность их мышления как раз и заключается в более тонком анализе жизненных явлений, результаты которого должны быть выражены в языке также при помощи более тонких инструментов. В связи с этим, иногда дискуссии на сложные темы вызывают раздражение и чувство неудовлетворенности у старшеклассников [20, c. 214].
Кроме того, старшеклассникам
свойственно ответственное
Выходом, видимо, может являться усиление общеобразовательного значения иностранного языка, которое должно осуществляться с такой же настойчивостью, с какой в последние годы проводилась практическая направленность в его обучении. Проблема о соотношении практических и общеобразовательных целей наиболее обстоятельно раскрыта в работах Л.З. Щербы.
В связи с малой эффективностью
и привлекательностью устных тем
для старшеклассников целесообразно
ограничить устную речь как вид речевой
деятельности поддержанием и некоторым
совершенствованием тех умений и
навыков и некоторым
Чтение представляет гораздо большие возможности для развития интеллекта и, следовательно, более соответствует психологическим особенностям старшеклассников. Однако необходимо учесть ряд моментов, способствующих эффективности обучения чтению и повышению его общеобразовательного значения.
Для более или менее свободного чтения учащиеся должны обладать довольно большим объемом лексики. Необходимо предусмотреть и более тщательное повторение той лексики, которую должны знать учащиеся в соответствия с программой. По статистическим данным, учащиеся 10-х классов опознают не более 70% слов из лексического минимума 5-9 классов. Это происходит потому, что в последние годы работа с отдельным словом ведется мало и даже считается противоречащей современной методике.
Действительно, слово функционирует и проявляет себя во фразе, так и должно оно вводиться и тренироваться в большинстве случаев, но для заучивания лексики, сохранения ее в памяти совершенно необходимы личные словари учащихся, с которыми они должны работать постоянно. Иначе обстояло бы дело при наличии обильной речевой практики, когда вся лексика постоянно повторялась бы в речевой деятельности. В реальности дело обстоит далеко не так.
Работа с лексикой целесообразнее тем, что соответствует одной из особенностей старшеклассников, а именно их стремлению к конкретности знаний, желанию добиваться реальных достижений в учебе. Постоянное и зримое наращивание лексического запаса приносит поэтому учащимся удовлетворение и желание расширять знания, в то время как становление умений и навыков мало ощущается школьниками.
В то же время целесообразно
больше работать с лексикой с целью
создания у учащихся общих представлений
о словарном фонде иностранного
языка, его особенностях, обратив
особое внимание на различие семантических
объемов слов со сходным значением,
интернациональные слова (эта работа
ведется и в настоящее время),
идиоматические словосочетания. При
этом можно опереться на концепцию
Б.З. Беляева. Такая работа, во-первых,
значительно поднимает
Чтобы чтение приобрело истинно
информативный характер, необходимо
часть классного времени
В условиях жесткой регламентации учебного времени, представляются совершенно излишними и даже вредными ярко выраженные элементы развлекательности на занятиях по иностранному языку, так как они препятствуют серьезной, вдумчивой работе школьников по овладению иноязычной речевой деятельностью.
Не оправдывают себя также
методические концепции, смысл которых
заключается в обосновании
Овладение иностранным языком
есть ответственный труд, каждодневная
серьезная и кропотливая работа
самостоятельная и под
Как в спорте, музыке, так
и в иностранном языке без
систематических, с последовательным
нарастанием трудностей, самостоятельных
тренировок невозможно достичь желаемых
результатов. Использование приемов,
якобы снимающих трудности
Требуется разработке таких методов и приемов обучения, которые позволили бы обеспечить овладение иноязычными речевыми навыками предусмотренными программой, всеми учащимися, в том числе и теми, кому иностранный язык кажется неинтересным.
К принципиальным положениям
рациональной методики обучения чтению
относятся следующие
Интенсификация обучения - важнейшее условие повышения результативности учебного процесса. Интенсифицирующим фактором при этом должна стать всемерная интеграция всех видов занятий по иностранному языку, направленная на упрочнение навыков и умений, составляющих коммуникативное умение читать. Это и уроки обязательного курса, и факультативы, и внеклассная работа, и кружки иностранного языка.
Объединение всех этих видов занятий по иностранному языку единой целью - развитие умения читать на иностранном языке является серьезным резервом повышения уровня владения учащимися умением читать на иностранном языке. Оно позволит добиваться прочности навыков, так как известно, что одним из недостатков обучения является недоведение рецептивных языковых и речевых действий до навыкового уровня [3, c. 17].
Обучение чтению на протяжении всех лет изучения иностранного языка, пронизанное единой целью - формирование базовых навыков и умений чтения является непременным условием реализации поставленных задач.
Адекватность обучающих упражнений. Эта методическая закономерность относится к обучению любому виду речевой деятельности, в том числе умению читать. Чтобы в достаточной мере были развиты все стороны умения читать,необходимы упражнения,адекватные компонентному составу данного коммуникативного умения. Задача заключается в тщательном исследовании всех компонентов сложного коммуникативного умения читать на иностранном языке и, соответственно, в разработке упражнений, адекватных их навыковому составу.
Совершенство технических навыков чтения. Совершенная, или, скажем, близкая к совершенству техника чтения как компонент умения читать формирует и расширяет охват поля чтения, увеличивает угол восприятия, за счет чего достигается важнейшее качество данного умения - беглость чтения. Установлено, что между скоростью чтения и уровнем понимания прочитанного существует прямая зависимость. Очевидно, без приобретенной в школе скорости (беглости) чтения подлинное коммуникативное умение читать невозможно.
Таким образом, тренировка технических навыков чтения, направленная на обеспечение полноценного понимания текстов, необходима на всех этапах становления этого умения.
Систематичность и обильность чтения. Овладеть умением читать можно только в результате тренировок в этом виде деятельности. Это положение приобретает особенно актуальное звучание в условиях острой нехватки учебного времени. Последняя должна компенсироваться обильным и систематическим самостоятельным чтением вне урока.
В результате постоянных тренировок в чтении совершенствуются важнейшие компоненты коммуникативного умения чтения, и в первую очередь такие частные умения, как догадка (контекстуальная, смысловая и др.), антиципация содержания читаемых текстов. И ученик постепенно из числа начинающих переходит в разряд опытных чтецов.
Оптимальное сочетание аналитических и синтетических форм работы над текстом. Наиболее благоприятные возможности использования синтетических приемов обучения на самом начальном этапе особенно не эффективны на старшем этапе обучения [3, c. 19].
Вне языковой среды, в условиях
дефицита учебного времени, в обучении
чтению необходимо соблюдать оптимальное
сочетание аналитических и
Соответствующее место в обучении основам коммуникативного чтения на старшей ступени должен занять коммуникативно направленный лексико-грамматический анализ, но не как самоцель, а как средство извлечения информации из текста. Лексико-грамматический анализ с ярко выраженной коммуникативной ориентацией - это своего рода микроскоп, с помощью которого учащиеся проникают в глубину, полноту и тонкости содержания текста и подтекста.
Рациональное использование двуязычного словаря и другой справочной литературы. Обучение навыку пользования словарем и умению рационально использовать словарь является неотъемлемым компонентом процесса формирования основ коммуникативного чтения. Обращение к словарю при чтении, как и лексико-грамматический анализ, является дополнительным и надежным средством извлечения информации из читаемых текстов, средством преодоления лексических трудностей понимания. Важно, однако, чтобы использование словаря в процессе чтения было бы рациональным и коммуникативно обусловленным.
Информация о работе Методика обучения чтению на старшем этапе