Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:19, контрольная работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявление особенностей формирования понятия свойств арифметических действий у младших школьников.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс изучения математики в начальных классах.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Методические приемы при обучении младших школьников выполнению действий в выражениях.
Введение…………………………………………………………..........3
Арифметические действия, изучаемые в начальной школе………..
Значение обучения младших школьников выполнению арифметических действий в выражениях ...…………………………
Анализ методических приемов при выполнении арифметических действий ………………………………………………………………..
Описание опытно-экспериментальной работы и ее результаты ……
Заключение……………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………….
Приложения……………………………………………………………..
Чтобы не допускать
подобных методических ошибок, приводящих
к искусственной перегрузке учащихся,
важно ясно представлять себе всю
систему работы над арифметическим
материалом с I по IV класс, понимать значение
и место тех элементов теории,
которые предусмотрены
Из требований программы вытекают следующие задачи:
Довести до сознания
детей смысл рассматриваемых
действий, научить их правильно выбирать
нужное арифметическое действие при
решении различных простых
На доступном для младших школьников уровне и в доступной для них форме познакомить их с теми свойствами рассматриваемых действий, которые являются теоретической основой изучаемых приемов устных и письменных вычислений. Научить применять изученные свойства в разнообразных условиях, используя соответствующие знания в целях рационализации вычислений, а также в целях отыскания наиболее рационального способа решения задач.
Обеспечить усвоение
детьми связей, существующих между
действиями. Научить применять
Обеспечить сознательное и прочное усвоение детьми основных приемов устных и письменных вычислений, умение сознательно выбирать такие из известных приемов вычислений, которые более всего отвечают особенностям каждого конкретного примера.
Сформировать у детей сознательные и прочные навыки быстрых и правильных вычислений.
Для успешного решения каждой из этих конкретных задач курса необходимо не только определить содержание и систему соответствующих упражнений (это в основном сделано в учебниках), но целесообразно использовать различные методы обучения.
Осознание смысла действий, существующих между ними связей, зависимости между компонентами и результатами действий может быть обеспечено только в том случае, если рассмотрение этих теоретических вопросов будет вестись на прочной базе собственного опыта детей. При этом следует учитывать, что речь здесь должна идти не только о жизненном опыте, приобретаемом детьми в ходе разнообразных практических действий с предметами, но и об опыте, накапливаемом при изучении математики в школе.
Так, скажем, работа
над нумерацией и арифметическими
действиями строится в начальном
курсе математики концентрически. В
программе намечена система постепенного
расширения области рассматриваемых
с - детьми чисел (десяток - сотня - тысяча
- многозначные числа), причем при изучении
каждой из этих тем предусмотрено
наряду с рассмотрением новой
области чисел постепенное
От операций
с множествами дети постепенно переходят
к счету предметов, знакомятся с
первыми десятью числами
При изучении сложения и вычитания в пределах 10, а затем и сотни дети знакомятся с вычислительными приемами, основанными на использовании свойств действий (переместительное свойство суммы, различные способы прибавления числа к сумме и суммы к числу, вычитания числа из суммы и суммы из числа), а также на основе понимания связи между сложением и вычитанием. При этом, как уже отмечалось, вся работа, связанная с рассмотрением этих свойств и разнообразных приемов вычислении, подчиняется задаче рационализации вычислений.
Важнейшей задачей первого года обучения в отношении формирования вычислительных навыков является такое усвоение детьми табличных случаев сложения и вычитания, которое обеспечивало бы возможность автоматизированных вычислений при сложении однозначных чисел и формирования навыков быстрых устных вычислений с двузначными числами.
В объяснительной
записке к программе
При рассмотрении нумерации в пределах 100 специальное внимание уделяется ознакомлению детей с новой счетной единицей - десятком, изучению состава чисел из разрядных слагаемых (13 - это 10 и 3 или 1 десяток и 3 единицы), выяснению поместного значения цифр в записи двузначных чисел. Рассмотрение этих вопросов происходит на таком уровне, который предполагает уверенное использование детьми соответствующих знаний, но не требует усвоения каких-либо обобщенных формулировок.
Умножение и деление в пределах 100 рассматривается во II классе. При ознакомлении с этими новыми для детей арифметическими действиями учитель может опереться на подготовительную работу, предусмотренную программой для I класса (упражнения в нахождении суммы одинаковых слагаемых и в представлении числа в виде такой суммы).
Как и при изучении сложения и вычитания, рассмотрение приемов умножения и деления в пределах 100 ведется на основе предварительного ознакомления детей с некоторыми важнейшими свойствами этих действий и связи, существующей между умножением и делением. При этом возникают вопросы, аналогичные тем, которые были рассмотрены нами выше применительно к сложению и вычитанию.
Каждое из четырех
арифметических действий должно прочно
связаться в сознании детей с
теми конкретными задачами, которые
требуют его применения. Смысл
действий и раскрывается главным
образом на основе практических действий
с множествами предметов и
на системе соответствующих
На их основе доводится до сознания детей связь между компонентами и результатами действий, связь между действиями, рассматриваемые свойства действий и изучаемые математические отношения.
Уже в теме "Десяток"
после ознакомления с первыми
десятью числами дети впервые
встретятся с нулем. В дальнейшем,
по ходу изучения сложения, вычитания,
умножения и деления уделяется
специальное внимание рассмотрению
случаев действий с нулем. В связи
с изучением умножения и
В органической
связи с изучением чисел и
арифметических действий ведется и
работа по ознакомлению детей с величинами
и их измерением. Знакомство с новыми
единицами измерения и
При переходе к
изучению тем "Тысяча" и "Многозначные
числа" основное значение приобретает
работа над формированием навыков
письменных вычислений. Однако при
этом предполагается, что параллельно
с рассмотрением приемов
При раскрытии
способов письменного выполнения сложения,
вычитания, умножения и деления
чисел, как и для приемов устных
вычислений, предусмотрено осознание
учащимися смысла выполняемых операций,
их последовательности, доступное их
обоснование. Вместе с тем при
этом все время должна иметься
в виду конечная цель, состоящая
в выработке определенного
Хотя программой
предусмотрено ознакомление учащихся
начальных классов с нумерацией
и действиями над многозначными
числами в пределах класса миллионов,
в соответствии с ограничением, оговоренным
в объяснительной записке, подавляющее
большинство тренировочных
Параллельно с
работой над письменными
Параллельно и
в неразрывной связи с
Помимо задачи
формирования понятий о выражении,
равенстве, неравенстве, соответствующие
упражнения служат, таким образом, задаче
закрепления как вычислительных навыков,
так и тех элементов арифметической теории,
которые рассматривались при изучении
действий.
В программе
Моро М.И. уделяется значительное внимание
формированию у учащихся осознанных
и прочных, во многих случаях доведенных
до автоматизма навыков
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью. Приобретаемые знания дети могут использовать при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной деятельности, а также в быту.
Вместе с тем с самого начала обучения у детей формируются некоторые важные обобщения. Так, на примере чисел первого десятка выясняется, как образуется каждое следующее число в натуральном ряду, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми предшествующими или последующими числами, учащиеся знакомятся с различными способами сравнения чисел (сначала на основе сравнения соответствующих групп предметов, а затем по месту, которое занимают сравниваемые числа в ряду).
При изучении сложения и вычитания в пределах 10 дети знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами равенство, неравенство. При этом имеется в виду, что математические термины должны усваиваться детьми естественно, как усваиваются ими любые новые для них слова, если они часто употребляются окружающими и находят применение в практике. В дальнейшем, во II классе, вводятся термины выражение, значение выражения.
Помимо терминологии, дети усваивают и некоторые элементы математической символики: знаки действий (плюс, минус), знаки отношений (больше, меньше, равно); они учатся читать и записывать простейшие математические выражения вида 5 + 4, 7 - 2, а также более сложные выражения вида 6 + (6 - 2).