Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Одним из основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности ребёнка через игру.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Введение.
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей.
2.1 Подготовительный этап.
2.2 Развивающий этап.
2.3 Закрепляющий этап.
Заключение.
Список использованных источников.
2. Игры
для развития лексической
стороны речи
«Четвёртый лишний»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».
Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Ряд картинок для игры:
1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.
2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.
3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.
4. Кукушка, сова бабочка, сорока.
5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.
6. Ромашка, береза, ель, тополь.
7. Помидор, огурец, морковь, слива.
8. Шапка, берет, шляпа, носок.
9. Топор, пила, ручка, рубанок.
10. Медведь,
лиса, мишка плюшевый, заяц.
«Верно ли это?»
Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Верно ли это?
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?
Л.Станчев
«Найди лишнее слово»
Цель:
упражнять на развитие мыслительных процессов
обобщения, отвлечения, выделения существенных
признаков.
Ход
игры. Предложите ребёнку определить
слово, которое является лишним. Читайте
ребёнку серию слов. Каждая серия состоит
из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются
однородными и могут быть объединены по
общему для них признаку, а 1 слово отличается
от них и должно быть исключено.
Перечень серий слов:
1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
3. Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
9. Береза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга,
телевизор, радио, магнитофон.
3.
Игры для развития грамматического
строя речи
«Подними цифру»
Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.
Ход
игры. Ведущий произносит вслух предложение,
а дети подсчитывают количество слов и
поднимают соответствующую цифру. Первоначально
для анализа используются предложения
без предлогов и союзов.
Предложения для игры:
1. Алеша спит.
2. Петя кормит кур.
3. Врач лечит больного ребёнка.
4. Мама купила Наташе красивую куклу.
5.
Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую
штангу.
«Зачем нам эти вещи»
Цель: научить использовать в речи сложноподчинённые предложения цели.
Ход
игры. Перед игроками лежат разные
предметы: мяч, карандаши, книга, кукла,
грузовичок, скакалка и другие игрушки.
Дети должны выбрать себе любой предмет,
но объяснить, для чего он нужен. В предложении
должен быть использован союз чтобы: «Я
взял карандаш, чтобы рисовать».
«Составь фразу»
Цель:
закрепить умение образовывать предложения
из слов.
Ход
игры. Предложить детям придумать предложения,
используя следующие слова:
забавный щенок полная корзина
спелая
ягода
колючий
куст
лесное озеро
4.
Игры для развития связной
речи
«Составь два рассказа»
Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.
Ход
игры. Перед ребёнком кладут вперемешку
два набора серийных картинок и просят
выложить сразу две серии, а затем составить
рассказы по каждой серии.
«Поиск пропавших деталей»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Ход
игры. «Фотография испортилась, некоторые
фрагменты стерлись с большой картины.
Хорошо, что сохранились маленькие снимки.
Подставь в нужное место каждый фрагмент
и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
Дидактические
игры по развитию речи как форма
обучения детей содержит два начала:
учебное (познавательное) и игровое
(занимательное).
Задача
воспитателя заключается в том,
чтобы вызвать у детей интерес
к игре, подобрать такие варианты
игры, где дети смогли бы активно обогатить
свой словарь. Дидактическая игра является
широко распространенным методом словарной
работы с детьми дошкольного возраста.
Таким
образом, особенностью дидактической
игры по развитию речи и её завершающим
концом является результат, которой определяется
дидактической задачей, игровой задачей,
игровыми действиями и правилами и которой
воспитатель предвидит, используя ту или
иную игру.
Овладение
навыками звуко - слогового анализа имеет
первостепенное значение для коррекции
и формирования фонетической стороны
речи и её грамматического строя, а также
для умения произносить слова сложной
слоговой структуры. Поэтому очень важно
начинать обучение звуковому анализу
на основе одновременного изучения звука
и его графического изображения- буквы,
в результате в сознании детей образовывается
стойкая взаимосвязь между произносимым
звуком и буквой.
Несомненно, дидактические игры являются
мощнейшим средством для развития речи
у детей еще и потому, что их можно рекомендовать
для использования родителям в домашних
условиях. Проведение дидактических игр
не требует особых знаний в области педагогических
наук и больших затрат в подготовке игры.
Используя рекомендации известных педагогов О.С. Ушаковой,
Г.А. Тумаковой,
можно развить у детей дошкольного возраста
тягу к словотворчеству, к игре со словом,
благодаря которой они успешно овладеют
родной речью.
1. Алексеева
М.М., Яшина В.И. Методика развития
речи и обучения родному языку
дошкольников. - М.: 2000г.
2. Бондаренко А.К.
Дидактические игры в детском саду. - М:
1991г.
4. Бондаренко А.К.
Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
5. Бородич А.М. Методика
развития речи детей. - М.: 1981 г.
6. Колунова Л.А.,
Ушакова О.С. Работа над
7. Сорокина А.И.
Дидактические игры в детском
саду. - М.: 1982г.
8. Сохин Ф.А. Развитие
речи детей дошкольного возраста. - М.:
1984г.
9.Тумакова Г.А.
Ознакомление дошкольника со
звучащим словом. - М.: 1991г.
10. Ушакова О.С.
Занятия по развитию речи для
детей 3-5 лет. - М.: 2010г.
11. Ушакова О.С,
Струнина Е.М. Влияние
12. Швайко Т.С.
Игры и игровые упражнения
для развития речи. - М.: 1983г.