Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Одним из основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности ребёнка через игру.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Введение.
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей.
2.1 Подготовительный этап.
2.2 Развивающий этап.
2.3 Закрепляющий этап.
Заключение.
Список использованных источников.
Красны девицы. Щиплют за пятки
Без нитки, без спицы (Гусь)
Вяжут вязеницы.
(Пчёлы в улье)
***
Явился в жёлтой шубке Чёрный, проворный,
Прощайте, две скорлупки. Кричит «крак»,
(Цыплёнок)
***
Летела
птица,
Не перната, не крылата, А нос, как спица.
Носик
долгий,
Голос
тонкий.
Кто её
убьёт,
Человечью
кровь
Прольёт.
(Комар) Взвился вверх и улетел.
***
Много мастеров Верещанья, белобока.
Срубили избу без углов. А зовут её …. (сорока).
(Муравьи)
***
Маленький мальчишка Жу-жу, жу-жу,
В сером
ярмячишке
По дворам
шныряет,
Крохи
собирает,
В поле ночует, Я жужжу весной и летом.
Коноплю
ворует.
(Воробей)
***
На полянке возле ёлок, На шесте дворец,
Дом построен из иголок. Во дворце певец,
За травой не виден он, А зовут его… (скворец).
А жильцов в нём миллион. (Муравейник.)
3.
Игры для развития грамматического
строя речи
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Материал. Игрушечный мишка.
Организация. Воспитатель:
- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».
Читая письмо, воспитатель интонацией
побуждает детей дополнять
«Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).
Составьте свои предложения со словом
«медвежонок». (Медвежонок косолапый,
Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)
«Дополни предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход
игры. Воспитатель говорит несколько
слов предложения, а дети должны дополнить
его новыми словами, чтобы получилось
законченное предложение, например:
«Мама купила... - …книжки, тетради, портфель»,
- продолжают дети.
«Придумай предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
- Сегодня мы будем придумывать
предложения. Я скажу какое-
4.
Игры для развития связной
речи
«Кто больше заметит небылиц?»
Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:
- Сейчас я прочту вам отрывок
из стихотворения Корнея
Сначала читается небольшая
После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
Затем читается следующая
«Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход
игры. Ребенку предлагается составить
рассказ. Опираясь на картинки. Картинки
служат своеобразным планом рассказа,
позволяют точно передать сюжет, от начала
до конца. По каждой картинке ребёнок составляет
одно предложение и вместе они соединяются
в связный рассказ.
«Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Наборы серийных картинок для выкладывания
«Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры. Перед ребёнком раскладывают
серию картинок, но одна картинка лежит
не на своем месте. Ребёнок находит ошибку,
кладёт картинку на нужное место, а затем
составляет рассказ по всей серии картинок.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход
игры. Перед ребёнком выкладывают серию
картинок в правильной последовательности,
но одну картинку берут из другого набора.
Ребёнок должен найти ненужную картинку,
убрать ее, а затем составить рассказ.
1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Повтори»
Ребёнку предлагается повторить похожие
слова вначале по 2, затем по 3 в названном
порядке:
Мак-бак-так
Ток-тук-так Бык-бак-бок Дам-дом-дым Ком-дом-гном |
моток-каток-поток
батон-бутон-бетон будка-дудка-утка натка-ватка-ветка клетка-плетка пленка |