Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Одним из основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности ребёнка через игру.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Введение.
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей.
2.1 Подготовительный этап.
2.2 Развивающий этап.
2.3 Закрепляющий этап.
Заключение.
Список использованных источников.
Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.
Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.
Ветер весеннюю песню донёс
Песню пролаял охотничий пёс,
Волк эту песню провыл на опушке,
Дружно проквакали песню лягушки.
Бык эту песню, как мог, промычал.
Рысь промурлыкала,
Сом промычал.
Филин прогукал,
Уж прошипел,
А соловей эту песню пропел.
Ведущий спрашивает, кто как голос
подавал, одновременно
«Эстафета»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.
Ход
игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит,
скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится,
играет, дремлет, мяукает, царапается.
«Наоборот»
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход
игры. Дети и воспитатель садятся на стулья
в кружок. Воспитатель произносит слово
и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок
должен поймать мяч, сказать слово противоположное
по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю.
Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок
отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз,
под - над, далеко - близко, высоко - низко,
внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно
произносить не только наречия, но и прилагательные,
глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний,
правый - левый, завязать - развязать, намочить
- высушить и др. Если тот, кому бросили
мяч, затрудняется ответить, дети по предложению
воспитателя хором произносят нужное
слово.
«Кто больше знает»
Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.
Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:
- У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
Дети отвечают:
- Пить чай, поливать цветы,
измерять крупу, накрывать
- Правильно, - подтверждает воспитатель
и если нужно, дополняет ответы ребят.
Теперь давайте поиграем. Я буду называть
различные предметы, а вы вспомните и назовите,
что с ними можно делать. Постарайтесь
сказать как можно больше. Воспитатель
заранее подбирает слова, которые он предложит
детям во время игры.
«Скажи по-другому»
Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.
«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.
«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».
«Мокрый»
- «сырой, влажный» и т.д.
«Подбери слово»
Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.
«Первоклассник»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.
Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.
Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.
В игре закрепляется название
и назначение всех предметов. Воспитатель
обращает внимание ребят на то. Что не
только быстро надо всё складывать, но
и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил
эти правила в игре.
«Кузовок»
Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.
Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.
Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.
Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:
- Видите, дети, этот кузовок? Знаете,
что можно класть в кузовок? В этот кузовок
будете класть все, что можно назвать словом,
оканчивающимся на -ок. Например: замок,
платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок,
колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д.
Каждый положит в кузовок, что он хочет,
согласно правилу, и передаёт своему
соседу, тот тоже положит что-нибудь из
вещей, название которых оканчивается
на -ок, и передаёт кузовок дальше.
«Найди
лишнюю картинку»
Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.
Предложите
ребёнку первые четыре рисунка и попросите
лишний убрать. Спросите: «Почему ты так
думаешь? Чем похожи те рисунки, которые
ты оставил?»
«Назови три предмета»
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.
Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.
Ход игры. Дети, говорит воспитатель, мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?
- Стол, стул, кровать.
-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».
В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды». Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят
Родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.
3.
Игры для развития грамматического
строя речи
«Напишем кукле письмо»
Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.
Ход игры. Для игры надо заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, дети выкладывают длинную полоску – «пишут кукле письмо». Второй раз слушают это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения.
После «записи» можно
«Доскажи словечко»
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
***
Даю вам
честное слово:
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел
двух свинок.
Без шляп
и … (ботинок)
***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой
неделе.
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал
сорок … (человек)
Не боюсь его … (когтей)
«Кого я вижу, что я вижу»
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры. В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.