Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Одним из основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности ребёнка через игру.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Введение.
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей.
2.1 Подготовительный этап.
2.2 Развивающий этап.
2.3 Закрепляющий этап.
Заключение.
Список использованных источников.
При восприятии
слов необязательно знание понятий.
Особенность этого и
«Похоже - не похоже»
Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка
Каток-дом-моток-поток
«Поймай звук»
Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).
Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А –
У – М – А – У –
М – И – С – Ы –
О – Э – Р – Ш –
Ф – Л – В – З –
Ж – Х – Ы – А
Лото «Назови картинку и найди гласный звук»
Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой, выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
Этот
же набор лото применяется для
узнавания в слове согласных
звуков. Игра проводится так же: ведущий
называет изолированный согласный звук
(в словах-названиях картинок из данного
лото можно выделить звуки: Р, К, К, Л, Л,
М, Щ, С, С, Т, Б, Н, Ж, Д, Ш, П, Б), а дети должны
назвать нужную картинку.
«Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»
Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук С (таких картинок должно быть двадцать)
Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку
и назвать нужные предметы. Выиграет тот,
кто назовет больше предметов. Дети накладывают
фишки на найденные картинки, а ведущий
затем проверяет правильность выполнения
задания и определяет победителя.
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
«Замкни цепочку»
Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.
Чтобы исключить ошибку и
Систематическое
проведение игр помогает в решении
вопросов умственного развития детей,
т.к. совершенствуется такое ценное качество
памяти, как припоминание, значительно
улучшается произвольное внимание, развивается
быстрота мышления. Речь детей становится
более чёткой, правильной, выразительной.
«Найди фишке место»
Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.
Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема: прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.
Ход игры. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.
Картинки к игре:
зебра(б), автобус(с), халат(л), аист(с), цапля(ц),
улей(у), индюк(к), лось(о), зубр(р), ручка(ч),
газета(т), часы(ы), кошка(ш), финиш(ш), солнце(ц).
«Пройди вокруг и не заблудись»
Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.
Описание игры. Игра состоит из игровых полей (для каждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинки к картинке проложены лабиринты: они начинаются от каждого участка схем и подходят к следующим картинкам. Только один лабиринт приведет к следующей картинке: тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля).
Если игрок правильно
Лото «Паронимы»
Цель: развитие умения различать слова – паронимы на слух.
Описание игры. Игра состоит из больших карт, на которых нарисовано по несколько картинок, названия которых могут составить пары слов – паронимов, но парные картинки не находятся на одной карте. У ведущего – маленькие карточки с написанными словами.
Ход игры. Ведущий называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название своей картинки. При правильном ответе ведущий разрешает ему закрыть эту картинку фишкой или карточкой – названием данного слова (в таком случае дети будут упражняться в глобальном чтении). Если он ошибся, и на самом деле ведущим было названо парное слово, игрок получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто быстрей закроет свои картинки и меньше получит штрафных очков.
Карточки со словами для игры:
рак, мак, крыша, крыса, марка,
«Каждому звуку свою комнату»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.
Дети
подсчитывают и делают вывод, сколько
звуков должно быть в слове. Затем ведущий
произносит слова, а играющие называют
каждый звук отдельно и выкладывают фишки
на окошки дома – «заселяют звуки». В начале
обучения ведущий говорит только подходящие
для заселения слова, т.е. такие, в которых
будет столько звуков, сколько окошек
в домике. На последующих этапах можно
сказать слово, не подлежащее «заселению»
в данный домик, и дети путем анализа убеждаются
в ошибках. Такого жильца отправляют жить
на другую улицу, где живут слова с другим
количеством звуков.
«Кого позовут в гости»
Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.
Ход
игры. Играют четверо, у каждого играющего
– какой-нибудь домик. На столе разложены
предметные картинки с изображениями
различных животных (по числу играющих),
а также стопка карточек изображениями
вниз. Дети выбирают себе нужные картинки
из тех, что лежат изображениями вверх,
- «находят хозяина дома». Затем каждый
по очереди берет по одной карточке-картинке
из стопки, называет вслух слово и определяет,
надо «позвать в свой домик в гости эту
картинку или нет». Если в слове – названии
картинки, открытой ребенком, столько
же звуков, сколько в солее – «хозяине,
то в гости звать нужно, и тогда играющий
получает право на дополнительные ходы
до тех пор, пока встретится неподходящая
картинка. Если количество звуков другое,
картинка подкладывается в конец стопки.
Выигрывает тот, кто раньше созвал своих
гостей. В один набор входит по четыре
картинки с каждым количеством звуков.
Картинный материал для игры: картинки
-«хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки-
«гости»: три звука – оса, сом, жук, рак;
четыре звука – коза, сова, бобр, крот;
пять звуков – галка, жираф, сурок, мишка;
шесть звуков – корова, курица, кролик,
ворона.
«Разгадай ребус»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход
игры. Детям дают карточки, на которых
изображены по две картинки. На карточке
«спряталось» слово. Его надо составить,
выделив из каждого слова – названия первые
слоги, а затем из них сложить слово, например:
ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот,
кто составит больше слов.
Карточки с предметными картинками для игры:
Голуби, раки - гора
Бутылка, рябина - бура
Мячи, тазы - мята
Кораблик, жаворонок - кожа
Сухари, шары - суша
Ромашка, тазы - рота
Телефон, малина - тема
Чулок, дома - чудо
Вагон, рябина - Варя
Карандаш, банка - кабан
Банан, бабочка - баба
Колобок, марка - комар
Девочка, лопата - дело
Лисички, самолет - лиса
Шуба, ракета
- Шура
2. Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)
«Собери пять»
Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.
Ход игры. Для игры надо заготовить набор
предметных картинок, состоящий из нескольких
тематических групп (одежда, посуда, игрушки,
мебель и т.д.) Играет несколько человек,
по количеству тематических групп. Картинки
лежат на столе изображениями вниз. Каждый
берёт по одной картинке, называет её
и родовое понятие, к какому относится
данная картинка. Таким образом, устанавливается,
какую группу будет собирать каждый участник.
Если выбраны одинаковые группы, открывают
ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает
играющим по одной картинке, а они должны
просить себе ту или иную картинку: «Мне
нужна кукла, потому что я собираю игрушки».
Выигрывают тот, кто первый собрал свою
группу картинок (количество картинок
в каждой группе должно быть одинаковым,
например, по шесть картинок).
«Кто как голос подаёт»