Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Одним из основных направлений работы нашего детского сада является - социализация личности ребёнка через игру.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Введение.
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей.
2.1 Подготовительный этап.
2.2 Развивающий этап.
2.3 Закрепляющий этап.
Заключение.
Список использованных источников.
1 этап - подготовительный
Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.
Систематичность
Систематическое проведение игр помогает
в решении вопросов умственного развития
детей, т.к. совершенствуется такое ценное
качество памяти, как припоминание, значительно
улучшается произвольное внимание, развивается
быстрота мышления. Речь детей становится
более четкой, правильной, выразительной.
2 этап
- развивающий.
Цель 2-го
этапа: повысить речевую активность
и произвольность внимания, т.е. развивать
навыки звукового анализа, сократить
количество лексико-грамматических ошибок.
3 этап - закрепляющий
Третий этап работы состоял непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.
Этапы работы | Фонетическая сторона речи | Лексическая сторона речи | Грамматический строй речи | Связная речь |
1.Подготови-
тельный |
«Японская печатная
машинка» «Испорченный телефон» «Светофор» |
«Переезжаем на
новую квартиру»
«Вершки- корешки» «Фрукты- овощи» «Новоселье» Лото «В мире растений» «Летает, а не птица» |
«Размытое письмо»
«Живые слова» «Дополни предложение» «Придумай предложение» |
«Кто больше
заметит небылиц»
«Где начало рассказа?» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Какая картинка не нужна?» |
2.Развиваю-щий |
«Повтори»
«Похоже- непохоже» «Поймай звук» Лото «Назови картинку и найди гласный звук» «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «С» «Назови картинку и найди первый звук» «Замкни цепочку» «Найди на фишке место» «Пройди вокруг и не заблудись» Лото «Паронимы» «Каждому звуку- свою комнату» «Кого позовут в гости» «Разгадай ребус» |
«Собери шесть»
«Кто как голос подаёт» «Эстафета» «Наоборот» «Кто больше знает» «Скажи по- другому» «Подбери слово» «первоклассник» «Кузовок» «Найди лишнюю картинку» «Назови три предмета» |
«Напишем кукле
письмо»
«Доскажи словечко» «Кого я вижу, что я вижу» «Прятки» «Объясните, почему…» «Один и много» «Добавь слово» «Распутай слова» «Найди ошибку» «Правильно или нет?» |
«Отгадай-ка»
«Нарисуй сказку» «Фотограф» «Чего на свете не бывает» «Как ты узнал?» «А я бы…» |
3.Закрепляю-
щий |
«Составь слово»
«Разгадай ребус» «Из слогов - предложение |
«Четвёртый
лишний»
«Верно ли это?» «Найди лишнее слово» |
«Подними цифру»
«Зачем нам эти вещи» «Составь фразу» |
«Составь два
рассказа»
«Поиск пропавших деталей» |
1.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Японская печатная машинка»
Игра
направлена на воспроизведение ритмического
рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании
или подаче звука на любом инструменте
(бубен, погремушка, ксилофон).
«Поиграем в сказку»
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме?
И т.п.
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход
игры. Дети выбирают ведущего при помощи
считалочки. Все садятся на стулья, поставленные
в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо
слово рядом сидящему, тот передает его
следующему и т.д. Слово должно дойти до
последнего ребёнка. Ведущий спрашивает
у последнего: «Какое ты услышал слово?»
Если тот скажет слово, предложенное ведущим,
значит, телефон исправен. Если же слово
не то, водящий спрашивает всех по очереди
(начиная с последнего) какое они услышали
слово. Так узнают, кто напутал, «испортил
телефон». Провинившийся занимает место
последнего в ряду.
«Светофор»
Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:
Баман
Паман Банан Банам Витамин Митанин Фитамин |
ваван
даван баван ванан витанин митавин фитавин |
альбом
айбом аньбом авьбом клетка кьетка клетта |
альпом
альмом альном аблем кьекта кветка тлекта |
2.
Игры для развития лексической
стороны речи (формирования
словаря)
«Переезжаем на новую квартиру»
Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:
1.Предметные
картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка,
масленка-сахарница, чайник-кофейник,
кастрюля-сковородка, платок-косынка,
шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка,
брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки,
перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки-
сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная
лампа.
2.Коробочки для складывания картинок.
Ход игры: играют 6 детей. Воспитатель вручает каждому ребёнку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Передавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».
Воспитатель называет по
К концу игры у детей не
должно остаться ни одной
Затем для активизации в речи
детей соответствующего
«Вершки-корешки»
Дидактическая
задача: Упражнять детей в классификации
овощей (по принципу: что у них съедобно
– корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант;
он говорит: «Вершки – а дети вспоминают
овощи, у которых съедобны вершки».
«Фрукты – овощи»
Цель игры: дифференциация сходных понятий.
Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие - овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.
Игра «Фрукты-ягоды»
проводится так же, только перед игрой
уточняются данные понятия и выбираются
другие картинки-символы: кустик для ягод
и дерево для фруктов.
«Новоселье»
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Ход
игры. Создаётся следующая игровая ситуация:
«У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать
свои вещи для переезда на новую квартиру.
Помогите уложить вещи правильно, чтобы
на новом месте ей было легко отыскать
все свои платья и туфли. Одежду будем
складывать в одну коробку, а обувь – в
другую». Затем ребёнку дается два набора
предметных картинок и две коробочки,
на каждой помещён свой символ: для одежды
платье, для обуви – сапожки.
Лото «В мире растений»
Цель игры: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.
Описание игры. Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками.
Ход
игры. Игра проходит по общему правилу
игры в лото. Когда все маленькие карточки
будут розданы, каждый играющий должен
назвать одним словом всю группу своих
слов - названий растений.
«Летает, а не птица»
Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».
Ход
игры. Ведущий загадывает загадки про
птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки
и объясняют, к какой тематической группе
относится данное животное. Если ответ
правильный, ведущий дает ребенку фишку
или символ данного животного. Выигрывает
тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой
ведущий напоминает детям опознавательные
признаки птиц: имеют перья, клюв, когти,
крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов,
умеют петь, они большие. Насекомые же
маленькие, имеют шесть ног, не высиживают
птенцов, у них нет перьев.
***
В тёмной
темнице