Метод диагностики познавательной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности» (

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.95 Кб (Скачать)

Динамичный процесс  заучивания выявлен у 12 чел. (57,14 %), среднединамичный — у 6 чел. (28,57 %) и нединамичный — у 3 чел. (14,28 %).

Таблица 6. Показатели продуктивности процесса заучивания у  первоклассников

Уровень продуктивности
10 баллов 8 — 9 баллов 6 — 7 баллов 4 — 5 баллов 2 — 3 балла
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
10 61,61 3 14,28 5 9,83 3 14,28 0 0

Продуктивность  заучивания оценена в 10 баллов у 10 чел. (61,61 %), в 8 — 9 баллов — у 3 чел. (14,28 %), в 6 — 7 баллов — у 9,83 %), в 4 — 5 баллов — у 3 чел. (14,28 %).

Процент испытуемых с различными показателями динамичности и продуктивности процесса запоминания  представлены на рис. 5 и 6.

Рис. 5. Процент  учащихся с различными показателями динамичности запоминания

Больше чем  половина учащихся обладает динамичностью  процесса запоминания материала, среднединамичный и нединамичный процесс запоминания выявлен у меньшей части первоклассников.

Рис. 6. Процент  учащихся с различными показателями продуктивности запоминания

Большинство детей  сумели запомнить и безошибочно  воспроизвести все десять слов, затратив на это не более пяти повторений. Небольшая часть детей смогла воспроизвести все слова после  шести повторений. Эти две группы детей отличаются высокой продуктивностью  запоминания материала.

Таким образом, исследование динамических особенностей процесса запоминания: динамичности заучивания и его продуктивности показало неравномерность  развития этих процессов у первоклассников, т. е. Процесс заучивания может быть нединамичным, но продуктивность довольно высокой. Потому можно сделать вывод, что процессы запоминания у первоклассников  еще недостаточно сформированы и  для лучшего запоминания нужно  большее число повторений материала. Незначительная часть детей смогли воспроизвести не все слова (по 7 — 9 слов). И последняя, так же в  сравнении незначительная группа детей  после шести повторений смогла воспроизвести  половину слов, что говорит о невысокой  продуктивности запоминания.

И последней  в батарее методик, диагностирующих  особенности и уровень развития познавательных процессов у первоклассников  была методика «Матрицы Равена». Показатели уровня интеллекта, согласно результатов, полученных в ходе диагностики по этой методике, представлены в табл. 7.

Таблица 7. Уровень  интеллекта первоклассников

Уровень интеллекта
Высокий Выше  среднего средний Ниже  среднего
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
9 42,85 5 23,8 6 28,57 1 4,76

Высокий уровень  интеллекта характерен для 9 чел. (42,85 %), уровень выше среднего — для 5 чел. (23,8 %), средний уровень — для 6 чел. (28,57 %) и уровень ниже среднего — для 1 чел. (4,76 %).

Процент первоклассников  с различным уровнем интеллекта представлен на рис. 7.

Рис. 7. Процент  первоклассников с различным  уровнем развития интеллекта

Самая многочисленная группа первоклассников обладает высоким  уровнем развития интеллекта, эти  дети могут слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.

Более малочисленные группы учащихся обладают уровнем интеллекта выше среднего. У этих детей возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослых.

Следующая группа детей, так же немногочисленная, - со средним уровнем интеллекта. Эти  дети не всегда умеет слушать другого  человека, простые логические словесные  операции – сравнение, обобщение  в форме словесных понятий  могут выполнить без ошибок, но в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускают ошибки.

И самая незначительная группы первоклассников обладает интеллектом  ниже среднего. Эти дети не умеют  слушать другого человека, допускают  ошибки в выполнении логических операций в форме словесных понятий;  
 
 

Проведенное экспериментальное  исследование особенностей познавательных процессов и уровня их сформированности у детей на первоначальном этапе обучения позволило сделать следующие выводы.

1.  Произвольное внимание у первоклассников развито недостаточно. Выявлена недостаточная сформированность концентрации и устойчивости внимания, что выражается в невнимании к предлагаемому учителем материалу. Так же недостаточен объем внимания. Первоклассникам больше свойственно непроизвольное внимание. Потому они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на изучаемом материале.

2.  Процессы запоминания развиты неравномерно. Объем кратковременной памяти невысок. Процессы запоминания не всегда динамичны, ребенку необходимо большее количество раз повторять материал, для того, чтобы он его запомнил. Продуктивность заучивания в целом неплохая, но заучивание механическое, не осмысленное.

3.  В уровне развития интеллекта наблюдаются различные уровни от очень высокого до низкого, т. е. Интеллект первоклассников сформирован неравномерно. Первоклассники с высоким интеллектом хорошо понимают материал, который дает учитель, точно выполняют задания, другие первоклассники не могут понять заданий и соответственно выполнить их.

4.  В связи с особенностями развития внимания и памяти и неравномерностью развития уровня интеллекта разработаны психолого-педагогические рекомендации для учителя по развитию познавательных процессов у учащихся первого класса. В рекомендациях предложены конкретные задания и авторские программы по развитию тех или иных свойств.

Таким образом, проведенное исследование показало, что на первоначальном этапе обучения познавательные процессы имеют качественное своеобразие и различный уровень  сформированности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении курсовой работы были решены следующие  задачи:

1. Проведен анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме диагностики познавательных  процессов и уровня их развития  у детей на начальном этапе  обучения в школе. Анализ литературы  показал, что познавательные процессы  в этом возрасте развиты неравномерно  и имеют качественное своеобразие.  Для восприятия характерно видение  целого, без выделения деталей.  Наглядно-образное мышление развито  слабо, преобладающим остается  наглядно-действенное мышление. Ведущим  типом памяти остается непроизвольная  память. Но в этом возрасте  у детей начинает формироваться  способность к контролю и произвольному  запоминанию. В начале обучения  у детей преобладает непроизвольное  внимание, но устойчивость и концентрация  внимания формируются на основе  интереса ребенка.

2. Проведено  экспериментальное исследование, которое  позволило выделить особенности  развития познавательных процессов  и уровень их сформированности. Результаты комплексной диагностики первокласников показали, что внимание их развито на недостаточно высоком уровне, в частности недостаточно сформирована устойчивость и концентрация внимания, а так же недостаточен его объем. Из-за недостаточного развития внимания зачастую страдает память. В исследовании выявлен в целом недостаточно сформированный объем слуховой памяти и процессы запоминания. При этом интеллект первоклассников характеризуется в целом различным уровнем сформированности. Среди первоклассников есть учащиеся с очень высоким и с низким интеллектом.

3. По результатам  экспериментального исследования  разработаны практические рекомендации  учителям для развития познавательных  процессов учащихся первого класса. Конечно эти рекомендации слишком  общие, для разработки индивидуальных  программ коррекции и развития  познавательных процессов отстающих учеников необходима дополнительная диагностика и выявление причин несформированности познавательных процессов.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены, обе гипотезы подтвердились, действительно познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют  качественное своеобразие, которое  выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного  запоминания. Уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Метод диагностики познавательной активности