Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:57, реферат
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности» (
Предлагаемый
метод диагностики
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении А и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
- Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
- Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
- Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии
определения уровней
Таблица 1 – Критерии
определения уровней
Высокий уровень – творческий. |
Характеризуется
интересом и стремлением не только
проникнуть глубоко в сущность явлений
и их взаимосвязей, но и найти
для этой цели новый способ. Данный
уровень активности обеспечивается
возбуждением высокой степени |
Средний уровень – интерпретирующая активность. |
Характеризуется
стремлением учащегося к |
Низкий
уровень – воспроизводящая |
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?» |
Методика проводится фронтально – с группой учащихся. После раздачи бланков младшим школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые школьниками вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин. Опросник состоит из 19 вопросов.
При обработке данных подсчитывались баллы и выводилось среднее значение для каждого младшего школьника в отдельности, затем выводилось среднее значение по испытуемому классу. Полученные результаты заносились в протокол. Обработка данных проводилась в программе Excel.
В
Таблице 2 представлены результаты младших
школьников по уровням познавательной
активности, которые были распределены
в соответствии со шкалой.
Таблица 2 – Результаты оценки познавательной активности младших школьников
№№ | Имя, Ф. | Средний балл | Уровень усвоения
знаний |
1 | Диана Б. | 4,5 | Высокий |
2 | Ксения Г. | 3,5 | Средний |
3 | Маша Е. | 4,3 | Высокий |
4 | Ира Ф. | 4,3 | Высокий |
5 | Тимур К. | 2,5 | Низкий |
6 | Миша Г. | 3,3 | Средний |
7 | Саша Г. | 3,2 | Средний |
8 | Илья П. | 2,7 | Низкий |
9 | Валя З. | 3,2 | Средний |
10 | Дима К. | 2,6 | Низкий |
11 | Олеся К. | 4,4 | Высокий |
12 | Катя Р. | 3,4 | Средний |
13 | Юлия К. | 4,3 | Высокий |
14 | Витя Ф. | 3,1 | Средний |
15 | Коля Г. | 2,4 | Низкий |
16 | Лариса П. | 3,5 | Средний |
17 | Роман П. | 3,1 | Средний |
Общий уровень по классу | 3,4 | Средний |
По полученным результатам, отраженным в Таблице 2 средний балл оценки познавательной активности младших школьников составил 3,4 – это не высокий показатель.
Проанализируем
по некоторым показателям
Так, первый показатель познавательной активности, «вывод из информации» умеет получить от главной мысли до конкретного завершения только 5(28,4%) младших школьников. Практически совсем не умеют делать выводы 3(17,6%), остальные 9 (52,9%) справляются с этим с трудом, средний балл по этому показателю познавательной активности – 3,3 балла, это показатель немного выше низкого.
«Испытывает
непрерывную потребность в
В динамике уровень познавательной активности младших школьников испытуемого класса представлен на рисунке 1.
Из рисунка 1 видно, что такой показатель оценки познавательной активности, как «может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме» свойственен 3(17,6%). Владеют умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме – 4(23,5%) младших школьников, однако они не могут охватить большой объем информации и поэтому не могут в полном объеме использовать свои умения.
Овладевают материалом в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений в основном все младшие школьники. В случае изменения не испытывают трудности только 2(11,7%), остальные либо затрудняются, но потом овладевают материалом, совсем не понимает материал – 1(5,8%) младший школьник.
Рисунок
1 – Уровень познавательной активности
младших школьников испытуемого
класса.
Из одной темы в другую легко переносят знания 3(17,6%) младших школьника, испытывают трудности 12(70,5%) – это больше половины класса, и совсем практически ни чего не усваивают и в связи с этим не понимают следующей темы – 2(11,7%) младших школьника.
Итак,
анализ оценки познавательной активности
в испытуемом классе показал низкие результаты
по отдельным показателям, хотя общий
уровень познавательной активности в
целом по классу средний.
Приложение
А
Методика «Оценка уровня познавательной активности»
Показатели | ||
1 | Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения | |
2 | Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия. | |
3 | Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей. | |
4 | Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации. | |
5 | Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы. | |
6 | Испытывает
непрерывную потребность в |
|
7 | Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям. | |
8 | Содержательно высказывает свою мысль, идею. | |
9 | Легко генерирует идеи. | |
10 | Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи. | |
11 | В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения. | |
12 | Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении. | |
13 | Может охватить
большой объем информации владеет
умениями систематизации и классификации
материала, а также изложения
в форме тезисов и |
|
14 | Владеет умениями
систематизации и классификации
материала, а также изложения
в форме тезисов и |
|
15 | Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей. | |
16 | Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности. | |
17 | Видит пути совершенствования. | |
18 | Может проявить
собственное отношение к |
|
19 | Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую. |
Оценку познавательной активности дает учитель по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в таблицу.
Имя, Ф. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Ср. |
Обработка результатов:
Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Интерпретация результатов:
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется
интересом и стремлением не только
проникнуть глубоко в сущность явлений
и их взаимосвязей, но и найти
для этой цели новый способ. Данный
уровень активности обеспечивается
возбуждением высокой степени
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется
стремлением учащегося к
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется
стремлением учащегося понять, запомнить
и воспроизвести знания, овладеть
способом его применения по образцу.
Этот уровень отличается неустойчивостью
волевых усилий школьника, отсутствием
у учащихся интереса к углублению
знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Информация о работе Метод диагностики познавательной активности