Метод диагностики познавательной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности» (

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.95 Кб (Скачать)
  • Высокий: 6 баллов.
  • Выше среднего: 4–5 баллов.
  • Средний: 3 балла.
  • Низкий: 2 балла.

Приложение 7

Анализ  данных тестов на определение  учебной самостоятельности

Список  учащихся № 1  № 2  № 3  № 4  № 5  № 6  Общее  
количество баллов
Уровень развития учащегося
                 

Показатели:  

№ 1. Способность  к обнаружению учебой задачи; 

№ 2. Умение сделать  выбор;

№ 3. Способность  обобщать;

№ 4. Развитие речевых  умений; 

№ 5. Самоконтроль и рефлексия; 
№ 6. Способность планировать.

Уровень развития учащегося:

  • Высокий – 31–32 балла;
  • Выше среднего – 21–25 баллов;
  • Средний – 14–16 баллов;
  • Низкий – меньше 10 баллов.
 
 

Методика "Таинственное письмо".

Методика предназначена  для диагностики познавательной активности младших школьников. Может  проводиться как в группе, так  и индивидуально.

За 5 минут до окончания занятия (само занятие  обычное) экспериментатор объявляет: "Вам, ребята, пришло таинственное письмо, от кого оно - неизвестно. Внизу на этом листочке приложен шифр. Посмотрите, ребята!"

Содержание письма может быть любым: отвлеченным или  привязанным к теме урока; небольшим  по объему - 2-3 предложения и подпись, а в качестве шифра используется обычная система соответствия букв алфавита и цифр:

Каждому ребенку  достается листочек с "Таинственным письмом". Под руководством экспериментатора дети расшифровывают первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. После  этого объявляется перерыв на 10 минут. Экспериментатор предлагает другим детям (желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать работу могут оставить листочек на парте и идти гулять. После перерыва, перед началом следующего урока, дети сдают подписанные листочки.

Интерпретация результатов.

Высокий уровень  познавательной активности - расшифровал  целиком. 
Познавательная активность выражена умеренно, быстро снижается - приступил к расшифровке, но не окончил.  
Низкий уровень познавательной активности - не взялся за расшифровку.

Вывод о степени  выраженности познавательной активности фиксируется на листке с заданием, внизу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методики  исследования.

     В диагностике сформированности познавательной самостоятельности использовались следующие методики:

1. Методика  «Запомни и расставь точки».

Цель: исследование объема внимания детей младшего школьного  возраста.

2. Таблицы  Шульте

Цель: определение  устойчивости внимания и динамики работоспособности.

3. Тест  «Пьерон-Рузер»

Цель: определить уровень концентрации внимания.

4. Оценка  объема кратковременной слуховой  памяти

Цель: диагностика  объема слуховой памяти

5. Характеристика  динамических особенностей процесса  запоминания

Цель: диагностика  процесса заучивания и продуктивности заучивания

6. Матрицы  Равена

Цель: диагностика  уровня интеллекта.

Краткая характеристика методик исследования.

1. Методика  «Запомни и расставь точки» (Приложение 2).

С помощью  данной методики оценивается объем  внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал (Приложение 2). Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом работы ребенку дается инструкция.

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной  карточки предлагается воспроизвести  увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку  для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка  результатов 

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок  смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было вос-произведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов  — ребенок правильно за отведенное  время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов  — ребенок безошибочно воспроизвел  на карточке от 4 до 5 точек. 

6-7 баллов  — ребенок правильно восстановил  по памяти от 3 до 4 точек. 

4-5 баллов  — ребенок правильно воспроизвел  от 2 до 3 точек.

0-3 балла  — ребенок смог правильно воспроизвести  на одной карточке не более  одной точки. 

Выводы  об уровне развития 10 баллов — очень  высокий.

8-9 баллов  — высокий.

6-7 баллов  — средний.

4-5 баллов  — низкий.

0-3 балла  — очень низкий.

2. Таблицы  Шульте (Приложение 3).

Данная  методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых  движений взора, объема внимания.

Процедура проведения исследования: Предъявляется  таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц.

В исследовании применялись модифицированные таблицы  Шульте (буквенный вариант).

Анализ  результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек  на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

3. Тест  «Пьерон-Рузер» (Приложение 4)

Методика  предназначена для изучения концентрации и устойчивости внимания у детей. Ребенку дается задание расставить в таблице знаки по образцу.

Анализ  результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка:

Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий  уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.

4.  Оценка объема кратковременной слуховой памяти (Приложение 5)

Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков (Приложение 5). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и  ориентации соответствующей линии  на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем  на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный  показатель, равный числу правильно  воспроизведенных линий, рассматривается  как объем зрительной памяти.

10 баллов  получает ребенок, имеющий объем  кратковременной памяти, равный 8 и  более единицам. Это касается  детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное  количество баллов — 10 — получают  дети в возрасте от 6 до 9 лет,  если объем их кратковременной  памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной  памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Подобное же количество баллов — 8 —  получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной  памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла  получает 6-9-летний ребенок, имеющий  объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством  баллов оценивается объем кратковременной  памяти ребенка в 10-12 лет, если  он равен 4-5 единицам.

2 балла  ставится ребенку 6-9-летнего возраста  в том случае, если его объем  кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов  получает ребенок в возрасте  от 10 до 12 лет в случае, когда объем  его кратковременной памяти равняется  2-3 единицам.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько  же баллов получает 10-12-летний ребенок  с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.

Выводы  о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании  оценок объема их кратковременной памяти производятся следующим образом.

Полностью готовыми к обучению в школе и  имеющими хорошо развитую по объему кратковременную  память считаются дети, получившие 10 баллов.

В общем  готовыми к обучению в школе и  имеющими среднеразвитую по объему кратковременную  память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов.

Не достаточно готовыми к обучению являются дети, чей объем кратковременной памяти был оценен в 4 балла.

Не готовыми еще к обучению считаются дети с объемом кратковременной памяти, оцененным в 2 балла.

И, наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе являются дети с 0-й оценкой  объема кратковременной памяти.

5. Характеристика  динамических особенностей процесса  запоминания (Приложение 6)

Ребенку предлагается ряд, состоящий из десяти простых слов, для их запоминания  путем неоднократного повторения этого  ряда.

После каждого очередного повторения определяется количество слов из ряда, которое ребенок  сумел безошибочно воспроизвести  после данного повторения.

Число повторных предъявлений ряда и последующих  попыток его воспроизведения  в данной методике ограничено шестью. Определяются следующие два показателя динамики заучивания:

1. Динамичность  заучивания.

2. Продуктивность  заучивания.

Динамичность  процесса заучивания устанавливается  по характеру кривой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается  вверх (сплошной вариант кривой см. на рисунке), то процесс заучивания считается достаточно динамичным. Если от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне (пунктирный вариант кривой см. на рисунке), то процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются (точечный вариант кривой см. на рисунке), то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.

Оценка  результатов 

В соответствии с полученными данными о динамике процесса заучивания ребенок получает одну из трех оценок по следующей шкале:

Информация о работе Метод диагностики познавательной активности