Метод диагностики познавательной активности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Настоящий вариант дополнен нами новыми вопросами и новым вариантом обработки и определен нами как методика «Оценка уровня познавательной активности» (

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 162.95 Кб (Скачать)

Достаточно  динамичный процесс заучивания —  отлично.

Среднединамичный процесс заучивания — удовлетворительно.

Нединамичный  процесс заучивания — неудовлетворительно.

Продуктивность  процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей  шкалы:

10 баллов  — ребенок сумел запомнить  и безошибочно воспроизвести  все десять слов, затратив на  это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.

8-9 баллов  — ребенок сумел воспроизвести  все 10 слов ровно за шесть  повторений.

6-7 баллов  — за шесть повторений ряда  ребенку удалось правильно воспроизвести  от 7 до 9 слов.

4-5 баллов  — за шесть повторений ряда  ребенок сумел верно воспроизвести 4-6 слов.

2-3 балла  — за шесть повторений ряда  ребенку удалось правильно вспомнить  только 2-3 слова. 

0-1 балл  — за шесть повторений ребенок  сумел

6. Матрицы  Равена (Приложение 7)

Батарея тестов разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового  типа: на поиск закономерностей в  расположении деталей на матрице  и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей  вставки к этой матрице, соответствующей  ее рисунку. Изучив структуру большой  матрицы, ребенок должен указать  ту из деталей, которая лучше всего  подходит к этой матрице, т.е. соответствует  ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и  по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени  эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается  в 1 балл.

Выводы  об уровне интеллекта

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла  - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Таким образом, исследование особенностей и  уровня развития познавательных процессов  у младших школьников проводилось  при помощи шести методик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3Результаты  исследования и их психологический  анализ

Организация экспериментального исследования

Цель экспериментального исследования — изучить особенности  и уровень развития познавательных процессов у учащихся на первоначальном этапе обучения.

Объект исследования - дети младшего школьного возраста.

Предмет — особенности  и уровень развития познавательных процессов у детей младшего школьного  возраста.

Гипотезы исследования:

3)  познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания.

4)  уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен, в частности, различен уровень интеллекта и развития свойств внимания и памяти.

В экспериментальном  исследовании поставлены следующие  задачи:

1.  Диагностировать особенности и уровень развития познавательных процессов у младших школьников;

2.  Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования..

Методы исследования: беседа, тестирование, математическая обработка результатов.

Характеристика  выборки. Экспериментальная работа проводилась на базе школы № 14 г. Сыктывкар. В эксперименте приняли  участие 21 ребенок — учащиеся 1-а  класса, среди них 10 девочек (47,6 %) и 11 мальчиков (52,4 %). Успеваемость различна, но неуспевающих детей нет. Список класса - Приложение 1.

Диагностика проводилась  в третьей учебной четверти, т. е. учащиеся уже адаптировались к школе и диагностика познавательных процессов стала возможной.  

Первым этапом диагностики было проведение методики «Запомни и расставь точки». С помощью  данной методики оценивается объем  внимания. В таблице 1 представлен процент первоклассников с различными оценками объема внимания по методике «Запомни и расставь точки». 

Таблица 1. Уровень  объема внимания у первоклассников

Уровень объема внимания
Очень высокий высокий средний низкий Очень низкий
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
10 74,61 7 33,33 4 19,04 0 0 0 0

Очень высокий  уровень объема внимания выявлен  у 10 первоклассников (74,61 %), высокий  уровень — у 7 первоклассников (33,33 %), средний уровень — у 4 чел. (19,04 %), низкий и очень низкий уровень  объема внимания в классе не выявлен.

Процентное соотношение  учащихся с различным уровнем  развития объема внимания представлен  на рис. 1.

Рис. 1. Процент  первоклассников с разным объемом  внимания

Большинство первоклассников  обладает очень высоким уровнем  объема внимания. Они правильно воспринимают задания и правильно их выполняют, благодаря большому объему внимания. Для значительно меньшей части  первоклассников характерен высокий  уровень объема внимания. Дети безошибочно  воспринимаю задания, но в меньшем  объеме в сравнении с теми, чей  объем внимания очень высок.

Небольшая часть  детей обладает средним объемом  внимания. Они правильно воспринимают и воспроизводят примерно половину заданий.

Второй методикой  в исследовании познавательных процессов  у первоклассников была методика «Таблицы Шульте» в модифицированном буквенном варианте. Показатели устойчивости и работоспособности сравнивались с нормой (табл. 2).

Таблица 2. Показатели устойчивости и работоспособности  у первоклассников относительно нормы

Устойчивость  внимания
Значительно ниже нормы (более 100 сек) Ниже  нормы (до 100 сек) Норма
Чел. % Чел. % Чел. %
8 38,09 10 61,61 3 14,28

Показатели устойчивости внимания значительно ниже нормы  у 8 чел. (38,09 %), несколько ниже нормы  — у 10 чел. (61,61 %) и в норме у 3 чел. (14,28 %).

Процентное соотношение  первоклассников с результатами устойчивости внимания относительно нормы  представлено на рис. 2.

Рис. 2. Показатели устойчивости внимания первоклассников  относительно нормы

Внимание большинства  первоклассников нельзя характеризовать  как устойчивое, так же нельзя говорить о развитом уровне работоспособности. Лишь небольшой процент первоклассников  обладает нормальной работоспособностью и устойчивостью внимания.

Для первоклассников  наиболее характерно непроизвольное внимание, потому они часто отвлекаются, не могут сосредоточиться. Потому работоспособность  их пока низкая.

При помощи следующей  методики Пьера-Рузена изучалась концентрация внимания у детей. Показатели уровня концентрации внимания представлены в табл. 3.

Таблица 3. Показатели концентрации внимания у первоклассников 

Уровень концентрации внимания
Очень высокий высокий средний низкий
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
0 0 0 0 2 9,52 19 90,47

Очень высокий  и высокий уровень концентрации внимания у первоклассников не выявлен. Средний уровень концентрации внимания характерен для 2 чел. (9,52 %), уровень  ниже среднего — для 19 чел. (90,47 %).

Процентное соотношение  первоклассников с различным  уровнем концентрации внимания представлено на рис. 3.

Рис. 3. Уровневые  показатели концентрации внимания первоклассников 

Исследование  концентрации внимания показало, что  все первоклассники не могут достаточно длительно удерживать внимание на одном  объекте. Для первоклассников характерно неумение длительно сосредоточиваться  и концентрировать внимание. Но это  считается особенностью возраста и  для развития концентрации внимания необходимы развивающие занятия.

Далее диагностировался объем кратковременной слуховой памяти. Результаты представлены в  табл. 4.

Таблица 4 Показатели объема кратковременной слуховой памяти у первоклассников

Объем кратковременной слуховой памяти
В норме Ниже  нормы
Чел. % Чел. %
7 33,33 14 66,66

Показатели кратковременной  слуховой памяти в норме у 7 чел. (33,33 %), ниже нормы — у 66,66 %).

На рис. 4 представлено процентное соотношение первоклассников  с результатами кратковременной  слуховой памяти относительно нормы.

Процент первоклассников  с различными показателями слуховой памяти относительно нормы

Слуховая кратковременная  память у большинства первоклассников  ниже нормы. Неумение запоминать может  сказываться на их учебной деятельности и влиять в конечном итоге на отношение  к учебе и школе.

Лишь небольшая  часть первоклассников обладает нормальным уровнем развития слуховой кратковременной памяти. Они могут  заучивать материал буквально, уметь  пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь  воспроизвести его через какое-то время.

После этого  были диагностированы особенности  процессов запоминания. Данные, полученные в ходе обработки результатов, представлены в табл. 5 и 6.

Таблица 5. Показатели динамичности процесса заучивания у  первоклассников

Процесс заучивания
динамичный среднединамичный Не динамичный
Чел. % Чел. % Чел. %
12 57,14 6 28,57 3 14,28

Информация о работе Метод диагностики познавательной активности