Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя.
В реализации цели выполнялись следующие задачи:
•анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
•характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;
•разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы организации деятельности классного руководителя………6
1.1. Личность современного классного руководителя………………………………….6
1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя……..8
1.3. Условия эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе……………………………………………………………16
2. Использование информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя………………………………………………...23
2.1 Использование компьютерных технологий при проведении классного часа…24
2.2 Использование компьютерных технологий во внеклассных мероприятиях…25
2.3 Использование компьютерных технологий при ведении документации классного руководителя……………………………………………………………………………..25
2.4 Использование компьютера на родительском собрании……………………….26
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………………29
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Приложение А……………………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………………32
Во время классного часа ребята сами могут непосредственно использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов или для участия в конкурсе компьютерных рисунков. В Интернет есть много познавательных сайтов, ребят с ними можно знакомить. Организовать это можно очень интересно: продумать заранее вопросы, на которые учащиеся будут искать ответы, сделать необычные схемы для заполнения.
2.2 Использование компьютерных технологий во внеклассных мероприятиях
На внеклассных мероприятиях компьютер становиться незаменимым помощником. Все мероприятия, на которых удаётся использовать мультимедийный проектор, музыку проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Теперь стало возможным проводить разнообразные игры. Особенно детям интересны игры, которые бывают в телевизионных программах. Не каждый ребёнок может попасть на телевидение, но зато все они хотели бы участвовать в них. Сейчас современная техника позволяет детскую мечту сделать реальностью. «Звёздный час», «Самый умный», «Великолепная семёрка», «Что? Где? Когда?» и другие игры, использующие экран, видеозаписи и музыку реально могут войти в жизнь класса и быть полезными. Развлекательные и интеллектуальные мероприятия расширяют кругозор учащихся, развивают их мышление. А наглядность и высокий технологический уровень помогает детям, живущим далеко от больших городов, идти в ногу со временем и иметь большие возможности для своего развития. Примеры компьютерных игр.
«Крестики-нолики»(5 класс) Счёт от 1 до 30 может превратиться для учащихся в азартное удовольствие, ребусы заставляют хорошенько подумать. На рыбалке нужно не только поймать рыбу, но и поразмыслить, при расшифровке секретного послания. «Счастливый случай» (8 класс). Дает возможность ребятам проявить себя на внеклассном мероприятии, проходящем во время декады физики и математики в школе.
Подобных компьютерных игр для разного возраста существует огромное количество
2.3 Использование компьютерных технологий при ведении документации классного руководителя
Классный руководитель в процессе своей работы должен располагать различными сведениями об учащихся. Часто приходится составлять списки учащихся, с указанием каких-либо данных. Чтобы сэкономить своё время, все сведения об учащихся можно хранить в Базе данных, созданной в программе MS Access. Данные хранятся в виде таблиц или форм. С помощью этой программы можно делать любые запросы и получать списки для печати.
Для планирования
работы классного руководителя необходимо
проводить различные
После обработки, итоги каждой диагностики представляются в виде диаграмм, это позволяет увидеть единую картину происходящего в классе.
При такой работе из года в год легко отследить произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошо прослеживается динамика успеваемости или качества знаний учащихся класса, изменение уровня здоровья учащихся, уровня занятости учащихся во внеурочное время. По результатам сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно им планировать дальнейшую работу классного руководителя.
По диаграммам хорошо видно, по какому направлению деятельности были достигнуты положительные результаты, а чему нужно уделить особое внимание из-за отрицательной динамики. Согласно сделанных выводов легко можно построить свой план воспитательной работы, который тоже очень удобно сделать на компьютере в программе MS Word. В таком виде план более удобен в использовании, эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки. По итогам года для учащихся удобно создавать ведомости успеваемости.
При создании портфолио компьютер становится незаменимым помощником. Сканирование грамот, для размещения их в портфолио ученика, фотографии школьных мероприятий, различных конкурсов могут очень помочь классному руководителю.
Оформление классного уголка тоже может происходить с использованием компьютера и дополнительной компьютерной техники. Это очень удобно и эстетично. При этом учащиеся овладевают компьютерной грамотностью.
2.4 Использование компьютера на родительском собрании
Компьютер
и новые информационные технологии
могут помочь классному руководителю
в работе с родителями. Темы бесед
с родителями на родительских собраниях
зачастую совпадают с темами классных
часов. Родителям интересно бывает
узнать, о чём учитель говорит
с учащимися и как их дети отнеслись
к той или иной теме. При этом
очень эффективно использовать на каждом
собрании мультимедийный проектор для
показа презентации. Например, тема «Конвенция
о правах ребёнка» необходима как
детям, так и их родителям, поэтому
материалы этого классного часа
можно использовать и на родительском
собрании. С родителями, как и
с детьми, полезно проводить
Ещё
один необычный способ
Для каждого родительского собрания можно создавать «Памятку для родителей» в программе Publisher, где записывать самое важное, о чём родителям нужно помнить в настоящее время, самые насущные проблемы их детей и класса в целом.
Помимо описанных способов применения компьютерных технологий в деятельности классного руководителя, можно перечислить еще некоторые новейшие технологии, внедряющиеся в современное пространство школы и класса: электронный журнал, SMS-дневники, Web-сайты класса.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие и совершенствование работы классного руководителя возможно и должно проходить параллельно с развитием всех остальных сторон жизни социума для того, чтобы воспитательный процесс в школе не шел вразрез с современными идеалами, а умело с ними сочетался.
Заключение
Выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что эффективность деятельности классного руководителя в современной школе зависит от четкого определения направлений, содержания и грамотной организации работы классного руководителя подтвердилась в результате проведенной исследовательской работы.
Анализ
психолого-педагогической литературы
показал, что существуют различные
точки зрения относительно определения
направлений и содержания деятельности
классного руководителя, но все они
сходятся в том, работа классного
руководителя должна охватывать такие
стороны жизнедеятельности
Результат работы классного руководителя зависит от ряда условий:
1) стратегической
устремленности и долгосрочной
перспективы планирования
2) направленности
содержания воспитательной
3) системности осуществления воспитательного взаимодействия;
4) ориентации
воспитательного процесса на
развитие индивидуальности
5) технологичности работы педагога-воспитателя;
6) диагностической
оснащенности деятельности
Четкое
знание классным руководителем
своих функций, направлений и
содержания работы, условий для
повышения эффективности
На современном этапе развития общества, с появлением новых информационных и технических возможностей классному руководителю необходимо использовать имеющиеся компьютерные и информационные технологии для повышения эффективности воспитательной работы.
Литература
1. Алоева В.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя: 5-8 классы. – Ростов: Феникс, 2004
Приложение А
Параметры оценки результатов деятельности классного руководителя
№ |
Содержание параметров |
Критерии и баллы |
Подтверждающие документы |
1 |
Планирование воспитательной работы в классе |
Максимум – 3 б.
|
Анализ указанных документов зам. Директора по УВР, руководителем кафедры педагогики и психологии |
2 |
Ведение методической папки классного руководителя |
Максимум – 2 б.
|
Анализ материалов, представленных в папке классного руководителя ( в том числе и электронной) |
3 |
Наличие темы самообразования и представление методических материалов по данной теме |
Максимум – 2 б.
|
Подборка методических материалов за текущий период |
4 |
Участие в экспериментальной и инновационной деятельности по воспитательной работе |
Максимум – 2 б.
|
Представление материалов на бумажных или электронных носителях |
5 |
Организация воспитательной работы в классе по выбранным целевым комплексным программам, разработанным в лицее |
Максимум – 3 б.
|
Анализ документов, представленных в папке: циклограмма мероприятий, классная программа, архив мероприятий. |
6 |
Наличие классных СМИ |
Максимум – 2 б. Классная страничка на лицейском сайте – 2б; Классная регулярная газета или иной печатный орган – 1б. |
По факту |
7 |
Позиция классного руководителя в воспитательном процессе лицея |
Максимум – 2б.
|
Наблюдение, проводимое администрацией лицея |
8 |
Динамика положительных |
Максимум – 2б.
|
Результаты анкетирования |
9 |
Активное участие учащихся класса в жизни лицея |
Максимум – 5б.
|
Рейтинг классов и результаты мероприятий. |
10 |
Наличие и уровень самоуправления в классе |
Максимум – 2 б.
|
Анализ плана, анкетирование учащихся. |
11 |
Участие класса в работе органов лицейского |
Максимум – 2б.
|
Протоколы заседаний и рейтинг участия в данных органах ( подается координаторами данных органов) |
12 |
Оценка внеурочной деятельности класса ( экскурсии, классные тематические часы, творческие встречи и др.) |
Максимум – 2 б.
|
Анкетирование учащихся, отчет классного руководителя в конце четверти или полугодия |
13 |
Организация учащихся в выборе объединений
дополнительного образования |
Максимум – 2 б.
|
Отчет классного руководителя в конце четверти или полугодия, результаты внутришкольного контроля |
14 |
Участие класса в социально- значимой
деятельности, региональных, всероссийских,
международных конкурсах и |
Максимум – 4 б.
|
По факту |
15 |
Организация работы с родителями ( тематические родительские собрания, инд. беседы, посещение семей учащихся, ведение электронного журнала на лицейском сайте) |
Максимум – 5 б.
|
Анализ плана работы, отчет классного руководителя в конце четверти или полугодия |
16 |
Эффективное использование современных технологий при организации воспитательной работы в классе |
Максимум – 3б.
|
Отчеты, представленные в течение года, результаты внутришкольного контроля. |
Информация о работе Место и роль классного руководителя в образовательном процессе