Место и роль классного руководителя в образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя.
В реализации цели выполнялись следующие задачи:
•анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
•характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;
•разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы организации деятельности классного руководителя………6
1.1. Личность современного классного руководителя………………………………….6
1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя……..8
1.3. Условия эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе……………………………………………………………16
2. Использование информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя………………………………………………...23
2.1 Использование компьютерных технологий при проведении классного часа…24
2.2 Использование компьютерных технологий во внеклассных мероприятиях…25
2.3 Использование компьютерных технологий при ведении документации классного руководителя……………………………………………………………………………..25
2.4 Использование компьютера на родительском собрании……………………….26
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………………29
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Приложение А……………………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Место и роль классного руководителя.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

Во время  классного часа ребята сами могут  непосредственно использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов или для участия в конкурсе компьютерных рисунков. В Интернет есть много познавательных сайтов, ребят с ними можно знакомить. Организовать это можно очень  интересно: продумать заранее вопросы, на которые учащиеся будут искать ответы, сделать необычные схемы  для заполнения.

 

2.2 Использование компьютерных технологий во внеклассных мероприятиях

На внеклассных мероприятиях компьютер становиться незаменимым помощником. Все мероприятия, на которых удаётся использовать мультимедийный проектор, музыку проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Теперь стало возможным проводить разнообразные игры. Особенно детям интересны игры, которые бывают в телевизионных программах. Не каждый ребёнок может попасть на телевидение, но зато все они хотели бы участвовать в них. Сейчас современная техника позволяет детскую мечту сделать реальностью. «Звёздный час», «Самый умный», «Великолепная семёрка», «Что? Где? Когда?» и другие игры, использующие экран, видеозаписи и музыку реально могут войти в жизнь класса и быть полезными. Развлекательные и интеллектуальные мероприятия расширяют кругозор учащихся, развивают их мышление. А наглядность и высокий технологический уровень помогает детям, живущим далеко от больших городов, идти в ногу со временем и иметь большие возможности для своего развития. Примеры компьютерных игр.

«Крестики-нолики»(5 класс) Счёт от 1 до 30 может превратиться для учащихся в азартное удовольствие, ребусы заставляют хорошенько подумать. На рыбалке нужно не только поймать рыбу, но и поразмыслить, при расшифровке секретного послания. «Счастливый случай» (8 класс). Дает возможность ребятам проявить себя на внеклассном мероприятии, проходящем во время декады физики и математики в школе.

Подобных  компьютерных игр для разного  возраста существует огромное количество

2.3 Использование компьютерных технологий при ведении документации классного руководителя

Классный  руководитель в процессе своей работы должен располагать различными сведениями об учащихся. Часто приходится составлять списки учащихся, с указанием каких-либо данных. Чтобы сэкономить своё время, все сведения об учащихся можно хранить  в Базе данных, созданной в программе  MS Access. Данные хранятся в виде таблиц или форм. С помощью этой программы можно делать любые запросы и получать списки для печати.

Для планирования работы классного руководителя необходимо проводить различные диагностики. При их проведении часто бывает необходимо изготовить большое количество анкет. На помощь учителю приходит компьютер. Причем, чтобы анкетирование не было скучным и однообразным, можно  применять разные формы анкет. Анкетирование  очень удобно проводить на компьютере, где сразу становится видным результат  и для детей и для учителя. Его можно сразу обсудить и  проанализировать. Результаты диагностик удобно хранить и просматривать  с помощью программы базы данных MS Access. В базе данных уже хранится различная информация об учащихся, в неё же и вносятся дополнительные данные по каждой диагностике.

После обработки, итоги каждой диагностики представляются в виде диаграмм, это позволяет  увидеть единую картину происходящего  в классе.


 

 

 

 

 

 

 

При такой  работе из года в год легко отследить  произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошо прослеживается динамика успеваемости или качества знаний учащихся класса, изменение уровня здоровья учащихся, уровня занятости учащихся во внеурочное время. По результатам  сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно им планировать  дальнейшую работу классного руководителя.

По диаграммам хорошо видно, по какому направлению  деятельности были достигнуты положительные  результаты, а чему нужно уделить  особое внимание из-за отрицательной  динамики. Согласно сделанных выводов  легко можно построить свой план воспитательной работы, который тоже очень удобно сделать на компьютере в программе MS Word. В таком виде план более удобен в использовании, эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки. По итогам года для учащихся удобно создавать ведомости успеваемости.

При создании портфолио компьютер становится незаменимым помощником. Сканирование грамот, для размещения их в портфолио ученика, фотографии школьных мероприятий, различных конкурсов могут очень помочь классному руководителю.

 Оформление классного уголка тоже может происходить с использованием компьютера и дополнительной компьютерной техники. Это очень удобно и эстетично. При этом учащиеся овладевают компьютерной грамотностью.

2.4 Использование компьютера на родительском собрании

Компьютер и новые информационные технологии могут помочь классному руководителю в работе с родителями. Темы бесед  с родителями на родительских собраниях  зачастую совпадают с темами классных часов. Родителям интересно бывает узнать, о чём учитель говорит  с учащимися и как их дети отнеслись  к той или иной теме. При этом очень эффективно использовать на каждом собрании мультимедийный проектор для  показа презентации. Например, тема «Конвенция о правах ребёнка» необходима как  детям, так и их родителям, поэтому  материалы этого классного часа можно использовать и на родительском собрании. С родителями, как и  с детьми, полезно проводить анкетирование, сравнивая при этом мнения детей  и родителей по разным вопросам. Большое количество анкет можно  изготовить и размножить только на компьютере.

 Ещё  один необычный способ применения  информационных технологий моет  быть предложен для классных  руководителей. Это использование  Web-камеры. С её помощью можно  записывать фрагменты уроков, классных  часов, дежурство учащихся после  уроков, поведение их во время  перемен, репетиции номеров художественной  самодеятельности к праздникам  и многое другое. Получается съёмка  «скрытой камерой». Наиболее интересные  и поучительные сюжеты можно  показать детям, а также их  родителям на родительском собрании. Каждый ребёнок может посмотреть  на себя со стороны и проанализировать  свои поступки. Но особенно эти  кадры ценны для родителей.  Хотя, нужно оговориться, что применение  такого способа в работе классного  руководителя должно сопровождаться  предварительной работой с детьми  и их родителями. Необходимо их  согласие на участие в такого  рода деятельности. А классному  руководителю необходимо использовать  этот способ очень осторожно,  грамотно и продуманно.

Для каждого  родительского собрания можно создавать  «Памятку для родителей» в программе  Publisher, где записывать самое важное, о чём родителям нужно помнить в настоящее время, самые насущные проблемы их детей и класса в целом.

Помимо  описанных способов применения компьютерных технологий в деятельности классного  руководителя, можно перечислить  еще некоторые новейшие технологии, внедряющиеся в современное пространство школы и класса: электронный журнал, SMS-дневники, Web-сайты класса.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие и совершенствование работы классного  руководителя возможно и должно проходить  параллельно с развитием всех остальных сторон жизни социума  для того, чтобы воспитательный процесс  в школе не шел вразрез с  современными идеалами, а умело с  ними сочетался.

 

Заключение

Выдвинутая  нами гипотеза, заключающаяся в предположении  о том, что эффективность деятельности классного руководителя в современной  школе зависит от четкого определения  направлений, содержания и грамотной  организации работы классного руководителя подтвердилась в результате проведенной  исследовательской работы.

Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные  точки зрения относительно определения  направлений и содержания деятельности классного руководителя, но все они  сходятся в том, работа классного  руководителя должна охватывать такие  стороны жизнедеятельности классного  коллектива, как здоровье, обучение, общение и воспитание.

Результат работы классного руководителя зависит  от ряда условий:

1) стратегической  устремленности и долгосрочной  перспективы планирования процесса  воспитания;

2) направленности  содержания воспитательной деятельности  на развитие детей;

3) системности  осуществления воспитательного  взаимодействия;

4) ориентации  воспитательного процесса на  развитие индивидуальности детей;

5) технологичности  работы педагога-воспитателя;

6) диагностической  оснащенности деятельности классного  руководителя.

 Четкое  знание классным руководителем  своих функций, направлений и  содержания работы, условий для  повышения эффективности воспитательного  процесса позволяет качественно  выполнять возложенную на него  миссию.

На современном  этапе развития общества, с появлением новых информационных и технических  возможностей классному руководителю необходимо использовать имеющиеся  компьютерные и информационные технологии для повышения эффективности  воспитательной работы.

 

 

Литература

 

1. Алоева В.А., Бейсова В.Е. Настольная  книга классного руководителя: 5-8 классы. – Ростов: Феникс, 2004

  1. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб. КАРО, 2007
  2. Демков М. И. История русской педагогики. – СПб, 1982
  3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель: основные направления деятельности. – М.: Верум, 2006
  4. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-6, 7-9 классы. – М.: ВАКО,2007
  5. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя в вопросах и ответах. – Ростов: Феникс, 2007
  6. Журнал классного руководителя / сост. Л.В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2007
  7. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1(ред. от 13.02.2009) "Об образовании"
  8. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие (под ред. Рожкова М.И.). – М.:Владос, 1999
  9. Классный руководитель 2004/ 5 Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы
  10. Конвенция о правах ребенка
  11. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф.История педагогики.–М.: Просвещение, 1982 г.
  12. Куприянов Б.В. Программа мониторинга деятельности классного руководителя // Классный руководитель – 2007.- №8.
  13. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999
  14. Нечаев М.Н. Содержание и технология управленческой деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе: Метод. Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: 5 за знания, 2007
  15. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09 2006 г. N 548 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя»
  18. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 №393 О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
  19. Приоритетный национальный проект «Образование»
  20. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
  21. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: ЦГЛ,2003
  22. Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004
  23. Слепенкова Е.А., Кильянова Л.В., Повшедный А.В. и др. Работа классного руководителя: Методическое пособие (под ред. Слепенковой Е.А.) - М:Аркти, 2005Спутник классного руководителя. 8-9 классы / авт.-сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель,2007
  24. Степанов Е.Н. Дифференцированный подход к оплате труда классного руководителя. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009
  25. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196
  26. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации), -М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
  27. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции по истории российской педагогики. – СПб.: КАРО, 2003
  28. Шилова О.Н., Лебедева М.Б Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. – М: ИНТУИТ.РУ, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Параметры оценки результатов деятельности классного руководителя

Содержание параметров

Критерии и баллы

Подтверждающие документы

1

Планирование воспитательной работы в классе

Максимум – 3 б.

  • Воспитательная система класса – 3б;
  • Программа воспитательной системы – 2 б;
  • План-сетка – 1б

Анализ указанных документов зам. Директора по УВР, руководителем  кафедры педагогики и психологии

2

Ведение методической папки классного  руководителя

Максимум – 2 б.

  • Наличие собственных разработок и всей необходимой документации – 2б;
  • Наличие необходимой документации – 1б

Анализ материалов, представленных в  папке классного руководителя ( в  том числе и электронной)

3

Наличие темы самообразования и представление методических материалов по данной теме

Максимум – 2 б.

  • Представление рефератов, презентаций, методических разработок по выбранной теме – 2б;
  • Наличие темы самообразования и частичная подготовка методических материалов – 1б

Подборка методических материалов за текущий период

4

Участие в экспериментальной и  инновационной деятельности по воспитательной работе

Максимум – 2 б.

  • Проведение мероприятий в рамках экспериментальной работы, участие в проектной деятельности по воспитательной работе – 2б.

Представление материалов на бумажных или электронных носителях

5

Организация воспитательной работы в  классе по выбранным целевым комплексным программам, разработанным в лицее

Максимум – 3 б.

  • Используются одна или несколько программ полностью – 3б;
  • Используются элементы одной или нескольких программ – от 1 до 2 б.

Анализ документов, представленных в папке: циклограмма мероприятий, классная программа, архив мероприятий.

6

Наличие классных СМИ

Максимум – 2 б.

Классная страничка на лицейском  сайте – 2б;

Классная регулярная газета или  иной печатный орган – 1б.

По факту

7

Позиция классного руководителя в  воспитательном процессе лицея

Максимум – 2б.

  • Активное участие в семинарах, педсоветах, праздниках, заседаниях кафедры ПиП; обмен опытом работы; наличие печатных работ;
  • Участие в семинарах, педсоветах, заседания кафедры ПиП.

Наблюдение, проводимое администрацией лицея

8

Динамика положительных изменений  психологического климата в классе

Максимум – 2б.

  • При положительной динамике более года – 2б;
  • Наличие динамики – 1б.

Результаты анкетирования учащихся и их родителей, проводимые КР и социально-педагогической службой ( по отдельному плану)

9

Активное участие учащихся класса в жизни лицея

Максимум – 5б.

  • За победу в годовом конкурсе на лучший класс ( по различным номинациям) – 5б;
  • За активное участие во всех общелицейских мероприятиях и конкурсах – 4 б;
  • За разовое участие – от 1 до 3 б.

Рейтинг классов и результаты мероприятий.

10

Наличие и уровень самоуправления в классе

Максимум – 2 б.

  • Высокий уровень – 2б;
  • Средний уровень – 1б.

Анализ плана, анкетирование учащихся.

11

Участие класса в работе органов лицейского общественного управления ( Совет лицея, органы ученического самоуправления, Пресс-центр и др.)

Максимум – 2б.

  • За качественную работу представителей класса в органах общественного управления – 2б;
  • За участие в работе – 1б.

Протоколы заседаний и рейтинг  участия в данных органах ( подается координаторами данных органов)

12

Оценка внеурочной деятельности класса ( экскурсии, классные тематические часы, творческие встречи и др.)

Максимум – 2 б.

  • Высокий уровень, предполагающий разнообразие в организации жизнедеятельности класса – 2б;
  • Средний уровень – 1б.

Анкетирование учащихся, отчет классного  руководителя в конце четверти или  полугодия

13

Организация учащихся в выборе объединений  дополнительного образования лицея, информирование об основных направлениях работы кружков, секций и др.

Максимум – 2 б.

  • Более 50% учащихся класса заняты в кружках и секциях лицея – 2б;
  • Менее 50% учащихся заняты в системе ДО лицея – 1б.
 

Отчет классного руководителя в конце  четверти или полугодия, результаты внутришкольного контроля

14

Участие класса в социально- значимой деятельности, региональных, всероссийских, международных конкурсах и акциях

Максимум – 4 б.

  • Регулярное участие в конкурсах, акциях и соревнованиях – 4 б;
  • Разовое участие - от 1 до 3 б.

По факту

15

Организация работы с родителями ( тематические родительские собрания, инд. беседы, посещение  семей учащихся, ведение электронного журнала на лицейском сайте)

Максимум – 5 б.

  • Высокий уровень организации работы – 4-5б;
  • Средний уровень – до 3 б.

Анализ плана работы, отчет классного  руководителя в конце четверти или  полугодия

16

Эффективное использование современных  технологий при организации воспитательной работы в классе

Максимум – 3б.

  • Использование информационных технологий, в том числе мультимедийных – 3б;
  • Представление отчетной документации на электронных носителях, использование лицейской локальной сети – 2б.

Отчеты, представленные в течение  года, результаты внутришкольного контроля.

Информация о работе Место и роль классного руководителя в образовательном процессе