Место и роль классного руководителя в образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя.
В реализации цели выполнялись следующие задачи:
•анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
•характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;
•разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы организации деятельности классного руководителя………6
1.1. Личность современного классного руководителя………………………………….6
1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя……..8
1.3. Условия эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе……………………………………………………………16
2. Использование информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя………………………………………………...23
2.1 Использование компьютерных технологий при проведении классного часа…24
2.2 Использование компьютерных технологий во внеклассных мероприятиях…25
2.3 Использование компьютерных технологий при ведении документации классного руководителя……………………………………………………………………………..25
2.4 Использование компьютера на родительском собрании……………………….26
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………………29
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Приложение А……………………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Место и роль классного руководителя.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

 

1. Теоретические основы организации  деятельности классного руководителя………6

 

1.1. Личность современного классного руководителя………………………………….6

1.2. Анализ направлений и содержания  деятельности классного руководителя……..8

1.3. Условия эффективности деятельности  классного руководителя в общеобразовательной  школе……………………………………………………………16

 

2. Использование информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя………………………………………………...23

 

2.1 Использование  компьютерных технологий при  проведении классного часа…24

2.2 Использование  компьютерных технологий во внеклассных  мероприятиях…25

2.3 Использование  компьютерных технологий при  ведении документации классного  руководителя……………………………………………………………………………..25

2.4 Использование  компьютера на родительском собрании……………………….26

 

 

 

Заключение……………………………………………………………………………….28

 

Список литературы………………………………………………………………………29

Глоссарий………………………………………………………………………………...30

Приложение А……………………………………………………………………………31

Приложение Б……………………………………………………………………………32

 

Введение

 

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают  эту работу дополнительной нагрузкой  к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как  бы ни была сложна работа классного  руководителя, без сомнения, она  нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

Низкий статус воспитательной работы в конце двадцатого и начале двадцать первого века в массовой школьной практике содействовал падению эффективности  деятельности классных руководителей. Фактически складывалась ситуация, когда  ограниченность возможностей для стимулирования работы классных руководителей в  значительном числе общеобразовательных  школ сформировала у администрации  минимальные требования, состоящие  в решении, прежде всего, формальных задач (ведение документации, проведение классных часов, родительских собраний). В то же время, для меньшего числа  школ стали характерны практики высокой  сложности воспитательной работы с  первичным коллективом (классные воспитатели, тьюторы, классные кураторы).

Общий официальный  фон и тон упоминаний о воспитательной работе в начале нового тысячелетия  в нашей стране изменился. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» высказывается пожелание о возвращении воспитанию положения «первостепенного приоритета» [18].

В этом и  ряде других документов: Конвенции о правах ребенка [10], Законе РФ "Об образовании"[7], определяются конкретные ценностные ориентиры для воспитательной работы.

Определенной  точкой отсчета может служить  введенное с 1 января 2006 года вознаграждение за выполнение функций классного  руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных  школ. Данное обстоятельство породило достаточно противоречивую ситуацию, которая, на наш взгляд, заключается не только в материальном подкреплении, но и в методической подготовке будущих учителей, неготовности выпускников к осуществлению функционала классных руководителей, ведь специально этому не учат, а знания студентов часто носят отрывочный характер.

Все эти  явления актуализировали проблему понимания организации деятельности классного руководителя и определения  сферы его ответственности в  выполнении воспитательной функции.

Анализ  психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что особенности  организации деятельности классного  руководителя находят отражение  в работах В.П. Сергеевой [21], Ф.П. Черноусовой[26], Б.В. Куприянова[12] и многих других авторов, работающих в области образования. С нормативно-правовой точки зрения деятельность классного руководителя в образовательном учреждении регламентируется такими документами, как Закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки России от 03.02.2006 N 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Положением о классном руководстве.

Вместе  с тем, необходимо отметить, что на современном этапе развития системы  образования становится актуальной проблема поиска новых условий организации, содержания деятельности классного руководителя для эффективной работы в области воспитания школьников. Все это определило выбор темы исследования: «Организация деятельности классного руководителя».

Объект исследования – организация деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – содержание и условия эффективности деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении.

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность деятельности классного руководителя в современной школе зависит от четкого определения направлений, содержания и грамотной организации работы классного руководителя.

В реализации цели выполнялись следующие задачи:

    • анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
    • характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;
    • разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ  существующей источниковой базы  по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

- обобщение  и синтез точек зрения, представленных  в источниковой базе (метод научного  синтеза и обобщения);

Практическая значимость исследования сводится к возможности использования предложенных материалов в работе классных руководителей общеобразовательных школ.

 

1. Теоретические основы организации деятельности классного руководителя

1.1 Личность современного классного руководителя

В организации учебно-воспитательного  процесса нельзя пройти мимо такого мощного  педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его  личности. У одного педагога слишком  твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет  спонтанность детей, оставляет их непричастными  и равнодушными зрителями. У другого  – мягкий, он не способен потребовать  от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать  свой характер в соответствии с педагогическими  требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности. Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы правильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений.

Педагогика определяет оптимальную  форму проявления и развития дисциплины и демократии в  воспитании, которые  реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим   авторитетом личностью. Дети добровольно  идут за тем учителем-воспитателем, которого они уважают. В любом  другом случае педагогические отношения  держатся  на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и  оказывают негативное влияние.

     Понятие “авторитет” буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

     Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь  просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.

Подлинный авторитет нельзя декретировать  свыше. Его можно только заслужить  честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя  сама по себе обеспечивает ему авторитет  среди учащихся. Но это не так. В  наше сложное время  должностной  авторитет полностью заменен  авторитетом личностным. В связи  с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти,  и власть авторитета. Если первый дается должностью учителя, то второй является  результатом  длительных взаимоотношений. Авторитет  должности не надежен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием школьникам профессионализма учителя [26,78].

О значении авторитета педагога учебно-воспитательном процессе говорили многие педагоги и  психологи. И.О. Пирогов говорил,  что отношение между педагогом  и учащимся должны строиться на доверии  и уважении, а не на наказании  и страхе. Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они не сравнено нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут  до этого страхом), они стадятся всего  дурного, они хранят в себе святые чувства любви к людям, свободной  от всяких житейских предрассудков. И эти чувства учитель должен не подавлять, а развивать. Если мы хотим  обратить внимание на воспитание, то нужно  начать с того, чтобы перестать  призирать природу детей и  считать их не способными к восприятию убеждений разума [18, 192].В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей.

  Подводя итог сказанному, следует отметить, что авторитет учителя-воспитателя необходим в учебно-воспитательном процессе. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.  Действительный же авторитет основывается на гражданской деятельности, гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, уважении и ответственности за его воспитание. Истинный авторитет зависит в первую очередь от отношения к учащимся, знания своего предмета, культуры и  общей эрудиции педагога. [7, 299].

 

1.2 Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя

Среди современных  типов учебных заведений в  настоящее время самыми распространенными  в России являются общеобразовательные  школы.

Средняя общеобразовательная школа целенаправленно  готовит учащихся к жизни, труду  в информационно всё более  насыщенной среде, требующей от членов общества повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем  более гибкой общеобразовательной  базы, подлежащей обогащению и развитию. Современная школа ставит перед  собой цель - учить детей эффективно справляться с задачами настоящего дня. Она призвана сочетать подготовку нового поколения к будущему с  содержательной и полнокровной сегодняшней  жизнедеятельностью учащихся.

Есть  прекрасные слова о том, что «школа – это место, где ребенок получает знания, умения, навыки, школа – это  пространство и время его бытия». Именно в этом пространстве и реализует  свою деятельность классный руководитель. Классный руководитель, по определению  Л.И. Маленковой, - «это профессионал –  педагог, духовный посредник между  обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений  через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия  для индивидуального выражения  каждого ребенка и осуществляющий корректив развития каждой личности» [14 ].

По мнению И.Д. Демаковой, современный  классный руководитель, работающий с  детьми любого возраста, должен иметь  представление о « пространстве детства», которое в современной  философии описывается не как  «нейтральное вместилище», а как  «деятельностное поле». Именно в  этом «поле» педагог призван по возможности блокировать отрицательное воздействие социума, максимально использовать его позитивные характеристики, компенсировать то, что недодает ребенку жизнь [2]

Специфичным, на наш взгляд, для  сегодняшнего этапа развития педагогической науки и практики является то, что  этот процесс воспитания подрастающих поколений происходит в условиях реализации ПНПО - Приоритетного национального проекта «Образование», который демонстрирует отрадное явление - повышение внимания государства к школе, учителю, талантливой молодежи.

Информация о работе Место и роль классного руководителя в образовательном процессе