Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя.
В реализации цели выполнялись следующие задачи:
•анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
•характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;
•разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы организации деятельности классного руководителя………6
1.1. Личность современного классного руководителя………………………………….6
1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя……..8
1.3. Условия эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе……………………………………………………………16
2. Использование информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя………………………………………………...23
2.1 Использование компьютерных технологий при проведении классного часа…24
2.2 Использование компьютерных технологий во внеклассных мероприятиях…25
2.3 Использование компьютерных технологий при ведении документации классного руководителя……………………………………………………………………………..25
2.4 Использование компьютера на родительском собрании……………………….26
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………………29
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Приложение А……………………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………………32
Этот проект взял старт в 2006 г. В документах ПНПО, в частности в документах о стратегии развития молодежной политики, называются принципиально новые направления работы с детьми и молодежью, которые могут стать основой для нового содержания воспитательной деятельности педагога. Особенно привлекательными представляются такие идеи, как реализация потенциала молодежи в интересах России, через информирование о потенциальных возможностях развития страны вовлечение молодых в активную социальную практику. В проекте придается большое значение развитию волонтерства, воспитанию лидеров, развитию стремления молодых к успеху, карьерному росту, обучению детей и молодежи работе в команде. Очень важным кажется нам привлечение внимания к детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, интеграция их в жизнь общества. Внимательное прочтение этой программы даст любому педагогу-воспитателю немало новых идей для работы с детьми. Все проекты в рамках ПНПО имеют отношение к деятельности современных классных руководителей, но, естественно, главную роль тут призван сыграть проект «Классный руководитель».
В приказе №21 Министерства образования
и науки от 3 февраля 2006 года «Об
утверждении методических рекомендаций
об осуществлении функций
Не повторяя дословно «Методических рекомендаций», полезно, тем не менее, остановиться на некоторых наиболее важных для школьной практики положениях.
Имеется в виду трактовка воспитания
как одного из «важнейших компонентов
образования в интересах
В соответствии с п. 66 Типового положения
об общеобразовательном
Согласно «Методическим
В настоящее время имеют место
быть иные подходы к пониманию
деятельности классного руководителя.
Научный коллектив под
Весьма интересным представляется
подход научного коллектива Б.В. Куприянова
при определении направлений
деятельности классного руководителя,
характеризующихся как «сферы ответственности»
за процесс социализации, воспитания
школьников. По их мнению, ответственность
классного руководителя школы охватывает
различные стороны
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает четыре сферы ответственности.
- обеспечение жизни и здоровья учащихся;
- обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;
- содействие освоению школьниками образовательных программ;
- осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся.
В качестве вариативных направлений, где содержание деятельности определяется самим классным руководителем, названы, во-первых, определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности, а во-вторых, определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, планирование работы с классом.
На наш взгляд, авторами достаточно подробно и грамотно определена содержательная сторона каждой сферы ответственности.
Первая сфера ответственности предполагает обеспечение жизни и здоровья учащихся. Для этого классный руководитель осуществляет контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности.
Вторая сфера ответственности - обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями включает информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу.
Третья сфера ответственности классного руководителя - содействие освоению школьниками образовательных программ и предусматривает информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координацию деятельности учителей-предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися.
Четвертая сфера ответственности - воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся. Нормативным основанием может служить следующее: «Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда (Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года). Реализация данного направления классным руководителем предполагает разработку годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся.
Вариативный компонент деятельности классного руководителя скромнее – две сферы.
Пятая сфера ответственности - программирование воспитательной работы с классом на уровне авторской программы воспитания. Здесь предполагается, что классный руководитель осуществит комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня.
Шестая сфера ответственности - профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка, согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом и реализация комплекса профилактических мер). [12]
Психолого-педагогические исследования
в области организации
Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание классного ученического коллектива – это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию [10].
Анализ психолого-педагогической литературы по определению направлений и содержания деятельности классного руководителя позволяет сделать вывод, что работа классного руководителя многогранна и должна охватывать такие стороны жизни детей класса, как здоровье, общение, обучение, воспитание и прочее.
1.3 Условия и критерии оценивания эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе
Классный руководитель является ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От эффективности его работы во многом зависит успешность всего воспитательного процесса в целом.
Изучение
и определение эффективности
деятельности классного руководителя
относится к числу сложных
педагогических проблем. Неоднократные
попытки повысить результативность
воспитания детей без внесения существенных
изменений в содержание и организацию
деятельности классных наставников, как
правило, оказывались неудачными. Неоднократно
предпринимались попытки
Информация о работе Место и роль классного руководителя в образовательном процессе