Место и роль классного руководителя в образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения условий эффективности деятельности классного руководителя.
В реализации цели выполнялись следующие задачи:
•анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
•характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;
•разработка методических рекомендаций по использованию информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы организации деятельности классного руководителя………6
1.1. Личность современного классного руководителя………………………………….6
1.2. Анализ направлений и содержания деятельности классного руководителя……..8
1.3. Условия эффективности деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе……………………………………………………………16
2. Использование информационных компьютерных технологий при организации деятельности классного руководителя………………………………………………...23
2.1 Использование компьютерных технологий при проведении классного часа…24
2.2 Использование компьютерных технологий во внеклассных мероприятиях…25
2.3 Использование компьютерных технологий при ведении документации классного руководителя……………………………………………………………………………..25
2.4 Использование компьютера на родительском собрании……………………….26
Заключение……………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………………29
Глоссарий………………………………………………………………………………...30
Приложение А……………………………………………………………………………31
Приложение Б……………………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Место и роль классного руководителя.docx

— 72.84 Кб (Скачать)

Е.А. Слепенькова  считает, что эффективность деятельности классного руководителя зависит  в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с  воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения  классного руководителя с учениками  от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических  феноменов класса [6].

В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя И.Ф. Диком  рассматриваются также степень  его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах  классного коллектива, близость, частота  личных контактов с учащимися; адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом  личности учащегося, структуры классного  коллектива, специфики внутриколлективных отношений) [6].

На современном  этапе тема определения эффективности  работы классного руководителя становится особо актуальной в связи с  введением денежного вознаграждения педагогам – классным руководителям. По мнению педагогического коллектива под руководством Е.Н. Степанова, изменение  принципов и порядка оплаты труда  классных руководителей не следует рассматривать в качестве самоцели. Оно должно способствовать повышению качества труда педагогов-воспитателей, формированию современной модели воспитательной деятельности, адекватной изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации жизни и развития детей.

На основе этого педагогами были определены черты, из которых может складываться модель (образ) эффективной деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении. К таким чертам (условиям) целесообразно отнести следующие:

1) стратегическую  устремленность и долгосрочную  перспективу планирования процесса  воспитания;

2) направленность  содержания воспитательной деятельности  на развитие детей;

3) системность  осуществления воспитательного  взаимодействия;

4) ориентацию  воспитательного процесса на  развитие индивидуальности детей;

5) технологичность  работы педагога-воспитателя;

6) диагностическую  оснащенность деятельности  классного руководителя

Рассмотрим  каждую из перечисленных черт более  детально.

Первая  черта – стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания. В постсоветский период развития российской системы образования в подавляющем большинстве школ отказались от программирования и применения других методов стратегического планирования воспитательного процесса. Чаще всего в деятельности классного руководителя используется календарное (текущее) планирование на месяц, четверть, семестр, полугодие, учебный год. В то же время текущее планирование, как правило, связано с «текучкой» - решением каких-то оперативных небольших проблем и не способствует осуществлению качественных масштабных изменений в практике воспитания детей, достижению стратегических целей образования и развития школьников. При таком планировании перспективность, целенаправленность, а порой и научная обоснованность остаются за кадром. В отличие от большинства своих коллег успешно работающие классные наставники используют в своей деятельности такие методы стратегического планирования, как прогнозирование, программирование, проектирование, моделирование. С помощью этих методов они составляют авторские (адаптированные, усовершенствованные) программы воспитания детей на период от трех до пяти лет или разрабатывают на такой же промежуток времени концепции воспитательных систем классов. У них возникает гораздо меньше проблем с целеполаганием, выбором содержания и способов организации воспитательного процесса, разработкой критериев и показателей его результативности. Да и процесс воспитательной деятельности становится более продуманным, целенаправленным и эффективным. 

Вторая  черта – направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей. Педагогическая целесообразность воспитания, как известно, заключена во взаимосвязи с развитием школьников. Однако не всегда педагогам-воспитателям удается обеспечить эту взаимосвязь в практической деятельности. Что же отличает в данном аспекте деятельность успешно работающих классных руководителей? Такими отличиями являются:

1) у них  сформированы научные представления  о личности, ее структуре и  компонентах, условиях и факторах  ее развития;

2) когда  они формулируют в плане  работы цель воспитания, то в этой формулировке всегда содержится информация о структурных элементах (качествах) личности, на развитие которых в первую очередь будет направлен воспитательный процесс;

3) нередко  планы воспитательной работы таких педагогов содержат разделы, связанные с развитием основных потенциалов личности (интеллектуальный, ценностный, коммуникативный, физический, эстетический) или направлениями личностного развития (умственное, нравственное, физическое);

4) ни  одно организуемое дело не  проводится только просто ради  мероприятия или для того, чтобы  только отметить «красный день»  календаря, ведь оно должно  внести вклад в развитие детей;

5) особое  внимание в ходе анализа состояния  и эффективности воспитательного  процесса, при составлении психолого-педагогической  характеристики класса уделяется результатам развития школьников, изменениям параметров личностного развития каждого отдельного ребенка и классного сообщества в целом.

Эти отличия  и детерминируют их более весомый  вклад (по сравнению с другими  педагогами) в развитие своих воспитанников.

Третья  черта – системность осуществления  воспитательного взаимодействия. Что означает профессионально управлять процессом воспитания? Это означает действовать системно. Успешно работающие классные руководители убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного сообщества. Благодаря их усилиям, создаются уникальные и эффективные воспитательные системы классов.  

Четвертая черта – ориентация воспитательного  процесса на развитие индивидуальности детей. Мечта многих поколений российских педагогов – дойти до каждого ребенка – остается до сих пор несбывшейся. Чтобы она стала реальностью, надо постараться сделать процесс воспитания индивидуальностно-ориентированным, т.е. направленным на развитие и проявление индивидуальности каждого учащегося. К сожалению индивидуальности и процессу ее становления мало уделяется внимания в практической деятельности. Преобладает усеченный взгляд на этот человеческий феномен: индивидуальность рассматривается как уникальность, неповторимость, особенное в человеке и его свойствах. Очень часто за пределами рассмотрения остаются три существенных ее характеристики:

1) индивидуальность  как важнейшее, системообразующее  качество человека;

2) индивидуальность  как этап, уровень развития индивидуума;

3) индивидуальность  как особая форма бытия человека, его самобытность, способность стать  и быть самим собой. 

Именно  целостный, а не усеченный взгляд на индивидуальность способствует тому, что успешно работающие классные руководители избирают ее в качестве ведущего целевого ориентира в воспитательной деятельности. Не случайно в их планах воспитательной работы с детьми заметное место занимает раздел «Индивидуальная работа с учащимися», в котором предусматриваются формы и методы индивидуального взаимодействия с каждым учеником, исходя из мира интересов и увлечений ребенка, его личностных достижений, проблем в развитии. В практике классного руководства они часто используют индивидуальностно-ориентированные формы воспитательного процесса: персональные выставки и концерты, самопрезентации, смотры личностных достижений, мастерские самопроектирования, бенефисы, мастер-классы учащихся и т.п. Разработка и включение форм содействия развитию индивидуальности учеников в практическую деятельность не только обогащает и повышает качество воспитательного процесса, но и делает его привлекательным и желанным для самих детей, так как в перечисленных формах они участвуют с удовольствием и высокой активностью. 

Пятая черта  деятельности успешного классного руководителя – это технологичность воспитательной работы. В данном случае понятие «технология» используется в широком и узком смысле своего значения. В широком смысле под технологией понимается любая совокупность действий по достижению цели и получению какого-либо результата (продукта). В узком смысле под технологией понимают взаимосвязанную систему действий, направленную на достижение диагностируемых целевых ориентиров, выполняемую по определенному алгоритму, обладающую высокой экономичностью и возможностью повторения любым педагогом. Однако для воспитательной практики важно не столько умение учителя узнавать, в каком смысле используется понятие «технология», сколько овладение педагогом широким спектром современных педагогических технологий. Очень часто учитель более технологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательного взаимодействия. Арсенал эффективно работающих классных наставников более богат и включает в себя такие технологии, как:

- технология  КТД;

- технология  моделирования воспитательной системы  класса;

- технология  совместного (коллективного) планирования  жизнедеятельности в классе;

- технология  полготовки и проведения личностно-ориентированного  классного часа;

- игровые  и коммуникативные технологии;

- технология  анкетирования, тестирования и  применения других методов психолого-педагогической  диагностики.

Шестая  черта – диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя. Педагоги, которые достигают высоких результатов в воспитательной работе, отчетливо осознают, что деятельность по развитию детей не может строиться «на глазок» - без применения средств диагностики. Диагностика отличается от обычного изучения тем, что она является многоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов, проводится систематически. А, следовательно, в процессе диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете. Очень часто к понятию «диагностика» добавляется определение «психолого-педагогическая», подчеркивая тем самым, что в обследовании нередко применяются как педагогические приемы и методы изучения, так и психологические методики исследования. Корректное использование последних значительным образом способствует повышению эффективности диагностической деятельности педагогов, ведь психология обладает широким арсеналом средств диагностики личности и коллектива [25].

Результативность  работы классного руководителя анализируется  и оценивается администрацией образовательного учреждения и другими участниками  образовательного процесса. С этой целью в каждом образовательном  учреждении разрабатывается система  критериев, показателей и методов  оценочно-аналитической деятельности.

Чаще  всего, по мнению Е.Н. Степанова, мерилом  эффективности воспитательной работы классного руководителя выступают следующие критерии:

- развитость основных потенциалов личности человека: познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического;

- успешность усвоения учащимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости и качества знаний;

- сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса;

- защищенность и комфортность пребывания ребенка в классном сообществе, сохранение его здоровья;

- репутация класса;

- удовлетворенность  родителей жизнедеятельностью в  классе и результатами работы  классного руководителя [25].

Для оценивания эффективности работы классного  руководителя администрацией образовательного учреждения совместно с педагогами разрабатываются системы мониторинга, отражающие качество работы классного  руководителя по основным направлениям деятельности. В книге Г.Н. Сибирцовой приведена система мониторинга [23]. Данная система мониторинга представлена нами в Приложении А. На наш взгляд, перечень условий для эффективной деятельности классного руководителя, разработанный педагогическим коллективом под руководством Е.Н. Степанова, необходим для умелого выстраивания работы с коллективом класса, а разработка и наличие критериев оценки эффективной деятельности, систем мониторинга, способствует результативности работы классного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Использование информационных компьютерных технологий  при организации деятельности классного руководителя

В последние  годы мир меняется так быстро, и  учителям никак нельзя отставать  от стремительного развития общества, науки и техники. Учителя не только учат детей, но и всю жизнь учатся сами. На всё это уходит огромное количество времени и сил. Развиваются  новые компьютерные технологии, которые  могут придти на помощь учителю в  его работе. Можно обратиться к помощи компьютера для организации работы классного руководителя. Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Этого требует время. А учитель всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе.

Дети  легче идут на контакт, если в учителе, классном руководителе они видят  грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные  технологии. Ушло время лекций и  бездумного послушания. Пришло время  диспутов, самостоятельного поиска правды и истины, использования для этого  новых информационных технологий.

 

2.1 Использование компьютерных технологий при проведении классного часа

С момента  появления компьютеров в школе  стало возможным использовать их при проведении классных часов, которые  сразу для детей становятся интереснее и полезнее. Для классного часа полезно создать презентацию. Множество  фотографий, видеофрагментов, музыки затрагивает  учеников за живое, пронизывает душу. Одними словами, беседой, в которой  используется только воображение учеников, никогда не добиться такого результата.

Вниманию  классных руководителей можно предложить сценарии таких классных часов. Для  их создания используется программа  MS Power Point. При показе слайдов классного часа очень часто идёт звуковое и видео сопровождение, поэтому необходимо использовать колонки. Самым сложным оказывается найти фотографии и фильмы для классного часа. Весь материал можно найти в Интернет, используя поисковые системы, в учительской газете, на лазерных дисках, в литературе и др. Фотографии из книг отсканировать.

Таким образом  становится возможно организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться.

Информация о работе Место и роль классного руководителя в образовательном процессе