Личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение и выявление особенностей личностно- ориентированного подхода.

Объект: личностно-ориентированный подход как педагогическая проблема.

Предмет: взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста в рамках личностно- ориентированного подхода.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1.Теоретический аспект личностно- ориентированного подхода………5

1.1. Культурно исторический аспект развития личностно- ориентированного подхода…………………………………………………………………………….5

1.2 Личностно- ориентированный подход, его суть, сущность, структура, характеристика……..………………..………………………………………........9

1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..….16

1.4 Как взаимодействовать с детьми в условиях личностно- ориентированного взаимодействия………………………………………….…22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовик новая версия.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

   Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого используем следующие формы работы:

  • проведение занятий в малых группах;
  • проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;
  • проведение работы с одаренными и неорганизованными детьми;
  • проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;
  • отказ от жесткой регламентации деятельности дошкольников;
  • построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;
  • работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;
  • медико – психолого – педагогические консилиумы (3 раза в год).
 

   Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации. Педагоги не стесняются учиться, не боятся усомниться в полноте своей компетентности, всегда стремятся к совершенствованию. И мы уверены, что от нашего труда мир станет лучше, а наши дети займут достойное место в жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители дошкольных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

    Такая популярность  личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом существенно-объективных  обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых , динамическое развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько индивидуально яркого, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним дошкольникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с детьми. В-третьих, современный детский сад нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем в обучении и воспитании дошкольников.

   Воспитывая личность в условиях личностно-ориентированного взаимодействия мы получаем развитого ребенка, который прежде всего находится в гармонии с самим собой. Разработанные личностно-ориентированные подходы современными педагогами, по нашему мнению наиболее эффективны в применении на практике нежели разработанные методы и принципы воспитания педагогами прошлого века. Так же следует отметить, что применение личностно-ориентированного подхода будет наиболее эффективным в малокомплектных детских садах, так как группы по количеству воспитанников значительно меньше, соответственно отношение к каждому ребенку индивидуально и такая атмосфера наиболее благоприятна для применения личностно-ориентированного подхода. 

Список  литературы.

  1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. – 254 с
  2. Большой психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.- Москва, 2003.
  3. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно- ориентированного подхода к воспитанию.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология под редакцией профессора В.Е. Клочко. Москва, 2003, 74-82с.
  6. Новейший философский словарь.- Минск, 1999.
  7. Педагогика. Большая современная энциклопедия.- Минск, 2005.
  8. Педагогика. Учебно- методический комплекс для студентов педагогических специальностей. Минск, 2003.
  9. Педагогические технологии. Автор- составитель Т.П. Сальникова. Москва, 2007.
  10. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  11. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.
  12. Слотина Т.В. Психология личности. Питер, 2008.
  13. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.
  14. Хуторская А.В. Методика личностно- ориентированного обучения.- Москва, 2005.
  15. Шапаваленко И.В. Возрастная психология(психология развития и возрастная психология) Москва, 2004, 201-220с.
  16. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

Информация о работе Личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста