Личностно- ориентированные технологии
характеризуются гуманистической и психотерапевтической
направленностью и имеют целью разностороннее,
свободное и творческое развитие ребенка,
формирование у него положительной «Я»-
концепции.
Личностно- ориентированная педагогика
открывает новые принципиальные
подходы и тенденции в решении
вопросов «чему» и «как» учить
сегодня. Во-первых, содержание воспитания
рассматривается как средство развития
личности, а не как самодовлеющая цель;
во-вторых, обучение ведется прежде всего
обобщенным знаниям, умениям и навыкам,
интеграция различных дисциплин; в-третьих,
достигается вариативность и дифференциации
обучения на основе деятельностного подхода;
в-четвертых, активно используется положительная
стимуляция учения.
На личностно- ориентированном
занятии создается та учебно-
воспитательная ситуация, когда
не только излагается знания,
но и раскрываются, формируются
и реализуются личностные особенности
детей. На таком занятии господствует
эмоционально положительный настрой воспитанников
на работу, занятие становится более интересным,
привлекательным и результативным. Воспитатель
не просто создает благожелательную творческую
атмосферу, но и постоянно обращается
к субъективному опыту дошкольников, т.е.
к опыту их собственной жизнедеятельности.
И наконец, самое важное- он признает самобытность
и уникальность каждого ребенка.
Следует определить признаки
личностно- ориентированного подхода:
- Признание
уникальности и индивидуальной самоценности
каждого ребенка;
- Признание
каждым ребенком и педагогом уникальности
и индивидуальной самоценности любого
другого человека;
- Каждый ребенок,
признавая уникальность другого человека,
обязан уметь взаимодействовать с ним
на гуманных основаниях;
- Личная и
коллективно создаваемая образовательная
продукция ребенка не отрицает, а сопоставляет
с культурно- историческими достижениями;
- Получаемые
ребенком образовательные результаты
рефлексивно выявляются и оцениваются
как сами, так и воспитателем по отношению
к индивидуальной формулируемым целям
ребенка, соотносящимся с общеобразовательными
целями. [14, 22-23стр.]
Сущность личностно- ориентированного
взаимодействия строиться на 8ми
принципах:
- Принцип субъективности;
- Опора на
опыт личности;
- Психотерапевтический
характер взаимодействия;
- Сотрудничество
в современной деятельности;
- Развивающий
характер обучения;
- Системно-
ситуативное управление учебно- познавательной
деятельностью;
- Принцип вариативности;
- Культуросообразность.
[8, 266-272стр]
Теперь
целесообразным будет выявить
основные законы личностно- ориентированного
подхода.
- Развитие
индивидуумом с самого начала определяется
в преобладающей степени, природными задатками.
- Ранее всего
всегда развиваются те функции, которые
являются наиболее важными для жизни и
удовлетворения элементарных потребностей
ребенка.
- Душевное
и физическое развитие ребенка происходит
неравномерно. [14 ,25стр]
Критерии содержания личностно-
ориентированного обучения и
воспитания:
- Содержание
должно соответствовать требованиям социального
заказа и объективному развитию науки
и техники.
- Содержание
личностно- ориентированной подготовки
должно являться для воспитанника средством
его саморазвития и самообразования, а
так же выступать для него самоценностью.
[8, 272-273стр]
Для удовлетворения этих критериев
необходимо:
- Увеличение
деятельностного компонента содержания
учебных предметов;
- Усиление
роли теоретических знания;
- Соответствие
содержания учебного предмета, современному
уровню развития науки, культуры и социальных
отношений;
- Непрерывную
связь содержания учебного предмета с
практикой;
- Увеличение
гуманитарной составляющей;
- Обеспечение
различного по уровням сложности, объему
и форме учебного материала;
- Культуросообразность
содержания образования. [8, 273-275стр]
В психологии личностно- ориентированный
подход рассматривается в рамках развития
личности.
Можно
выделить следующие основы дифференциации
личности;
- Множество
черт;
- Определенный
тип (сочетание типов), связанный с определенными
характерными особенностями поведения;
- Система конструктов;
- Система личностных
смыслов;
- Субъектов
отношений;
- Социальное
качество в человеке;
- Некоторое
психофизиологическое единство, включающее
физическое и социальное окружение;
- Деятельность
Я- субъекта и т.д. [12,25стр]
Категория развития является
одной из центральных для любого
психологического направления. Само
понятие «развитие» по- разному
понимается и исследователями.
Так, для Маслоу развитие есть
процесс самоактуализации присущих
человеку потенциальных свойств, которые
имеют врожденный характер. Объективные
социальные условия могут в той или иной
степени способствовать или противодействовать
развитию индивидуальности личности,
но не определять данный процесс. Понятие
развития, по В.С. Мерлину, многопланово
и включает в себя созревание, фенотипические
изменения проявлений свойств, раскрытие
и развертывание. У Л.С. Выготского развитие
личности тесно связано с овладением той
или иной формой поведения, Л.И. Анцыферова
пишет, что развитие личности- это прежде
всего её социальное развитие. Польский
психолог К. Обуховский рассматривает
развитие личности как показатель качества
жизни, определяющий норму, он также считает,
что важнейшим условием развития личности
является стремление выстроить иерархию
собственной концепции смысла жизни.
При всем многообразии подходов
к развитию личности в зарубежной
психологии, как показано Л.И.
Анцыферовой, выделяется две методологические
предпосылки- принцип стремления
к равновесию (психоанализ, когнитивная
психология, необихевиоризм), и принцип
стремления к напряжению (концепции гуманистической
и экзистенциональной психологии). В советской
же психологии, по- мнению А.Г. Асмолова,
первая продуктивная попытка найти источник
развития деятельности в ней самой принадлежит
Д.Н. Узнадзе, который ввел представления
о функциональной тенденции, подчеркнув,
что деятельность может активизироваться
не под влиянием потребности, а сама по
себе содержит тенденцию к актуализации.
Представления Узнадзе о функциональной
тенденции послужили теоретической основой
для конкретных разработок мотивации
развития личности ребенка.
В целом, все теории развития
личности можно разделить на
две большие группы. Отличительной
особенностью первой является
взгляд на развитие целостный
и неделимый этап и периоды процесс(
Г. Олпорт, К. Кэттелл, К. Роджерс). Представители
данного направления считают, что процесс
развития характеризует постоянно изменяющуюся
личность( становление, по Олпорту и Роджерсу),
и поскольку личность уникальна и неповторима,
то выделить общие этапы для всех невозможно.
Речь может идти лишь о биологических
периодах, личностные же характеристики
и черты целостны, а их изменение не связано
с возрастными изменениями.
З. Фрейд, Э. Эриксон, Ф. Пиаже,
Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев являются
представителями второго направления,
понимая под развитием процесс, в котором
происходит постоянное чередовании, смена
определенных периодов.
Таким образом, в первом речь
идет скорее о количественных
изменениях, происходящих во времени
в результате биологических процессов
в организме и воздействий окружающей
среды. В рамках второго направления рассматриваются
качественные преобразования и новообразования
в поведении, психическом, эмоциональном,
интеллектуальном развитии.
Долгое время в отечественное
науке существовал такое термин, как «формирование
личности», более характерный для педагогических
аспектов. Как же происходит этот процесс
формирования личности? Согласно мнению
Ю.Б. Гиппентейтер, личность формируется
путем усвоения или присвоение индивидом
общественно выработанного опыта. Опыт
же- это система представлений о нормах
и ценностях жизни человека; о его общей
направленности, поведении, отношениях.
А.Н. Леонтьев полагает, что личность- это
не есть обогащенный опытом индивид, развитие
личности тесно связано со становлением
мотивационной сферы личности. Человек
становится личностью в той мере, в какой
система его мотивов оказывается сформированной
требованиям общества. От качества и масштаба
тех ценностей, которые усваивает человек
и к которым он приобщается, зависят качество
и масштаб его личности. По образному выражению
А.Н. Леонтьева, «личность рождается дважды».
Первое её рождение относится к школьному
возрасту и знаменуется установлением
первых иерархических отношений, мотивов,
первыми подчинениями непосредственных
побуждений социальным нормам(«аффект
горькой конфеты»). Второе рождение личности
начинается в подростковом возрасте и
выражается в проявлении стремления и
способности осознать свои мотивы, а также
проводить активную работу по их подчинению
и переподчинению.
В свою очередь, Л.И. Божович
выделяет в развитии личности
у детей следующих критериев:
во-первых, человека можно считать личностью,
если в его мотивах существуют иерархия,
если он способен преодолевать собственные
непосредственные побуждения ради чего-то
другого. Второй необходимый критерий-
способность к сознательному руководству
собственным поведение.
В.С. Мерлин отмечает, что следует
разграничивать развитие и формирование,
это связанно с различным влиянием
основных- генетического и средового-
факторов на те или иные
уровни индивидуальности. Развитие
непосредственно и в большей степени
обусловлено генетически, в то время как
формирование связано решающим образом
с влиянием социальных условий. Сегодня,
считает А.А. Реан, гуманистическая психология
в противовес идее формирования личности
выдвигает прежде всего идею свободного
развития личности, наиболее полной самоактуализации(
концепции Маслоу, Роджерса, Фромма), выражающейся,
допустим, в осуществлении индивидуальных
смыслов личности (Франкл), а также создания
«помогающих отношений» ( Роджерса) для
достижения этих целей. Формирование же
изначально предполагает своего рода
давление со стороны, что полностью противоречит
вышесказанному. Поэтому считаем более
корректным использовать понятие «развитие
личности».
- Возрастные
особенности детей
старшего дошкольного
возраста.
Дошкольное детство- большой отрезок жизни
ребенка. Этот возраст является прямым
продолжением раннего возраста в плане
общей сензитивности, осуществляемой
неудержимостью онтогенетического потенциала
к развитию. Это период овладения социальным
пространством человеческих отношений
через игровые и реальные отношения со
сверстниками.[15, 163стр]
Условие жизни в это время
стремительно расширяются: рамки
семьи раздвигаются до пределов
улицы, города, страны. Ребенок открывает
для себя мир человеческих
отношений, разных видов деятельности
и общественных функций. Он испытывает
сильное желание включиться во взрослую
жизнь, активно в ней участвовать, что,
конечно, ему ещё недоступно. Он стремиться
к самостоятельности. Из этого противоречия
рождается ролевая игра- самостоятельная
деятельность детей, моделирующая жизнь
взрослых.
Изменяется место ребенка в
системе отношений (уже не является
центром всей семьи), развивается
способность к идентификации
с людьми, образами героев художественных
произведений. Происходит усвоение
норм поведения, а также различных форм
общения. Ребенок начинает осознавать,
что он- индивидуальность, приобретает
интерес к телесной конструкции человека.
Игра. Она оказывает значительное
влияние на развитие ребенка.
В игре дети учатся полноценному
общению друг с другом.
В процессе сюжетно-ролевой творческой
игры дети берут на себя
роли взрослых и в обобщенной
форме, в игровых условиях воспроизводят
деятельность взрослых и отношения
между ними. Ребенок, выбирая и
исполняя определенную роль, имеет
соответствующий образ- мамы, доктора,
водителя, пирата- и образцы его действий.
Но, хотя жизнь в игре протекает в форме
представлений, она эмоционально насыщена
и становится для ребенка его реальной
жизнью.
Игра способствует становлению
не только общения со сверстниками,
но и произвольного поведения ребенка.
Механизм управления своим поведением
складывается именно в игре, а затем проявляется
в других видах деятельности.
В игре развивается мотивационно-
потребностная сфера ребенка. Возникают
новые мотивы деятельности и связанные
с ним цели. Происходят качественные изменения
в психике ребенка.