Личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение и выявление особенностей личностно- ориентированного подхода.

Объект: личностно-ориентированный подход как педагогическая проблема.

Предмет: взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста в рамках личностно- ориентированного подхода.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Глава 1.Теоретический аспект личностно- ориентированного подхода………5

1.1. Культурно исторический аспект развития личностно- ориентированного подхода…………………………………………………………………………….5

1.2 Личностно- ориентированный подход, его суть, сущность, структура, характеристика……..………………..………………………………………........9

1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..….16

1.4 Как взаимодействовать с детьми в условиях личностно- ориентированного взаимодействия………………………………………….…22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовик новая версия.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      Центральные новообразования: новая  внутренняя позиция; соподчинения  мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

   В дошкольном возрасте характерно  переходом от наглядно- действенного  к наглядно- образному и в конце  периода- словесному мышлению. Основным  видом мышления тем не менее  является наглядно- образное. Что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

   Складываются предпосылки таких умственных качеств, как самостоятельность, гибкость и пытливость. На умственное развитие дошкольника постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

   Особенности развития речи в  дошкольном возрасте:

  • Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращается в универсальное средство общения;
  • Появляются связанные формы речи, возрастает  её выразительность;
  • Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
  • Ребенок учится излагает свои мысли связано, логично, рассуждение превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
  • Речь превращается в особую деятельность имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
  • Речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.[5, 76-77стр]

   В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

  • Восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
  • Зрительное восприятие становится одним из ведущих;
  • Воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);
  • Совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий. [5, 77стр]

   В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания- речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

   В этом возрасте:

  • Значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания;
  • Складываются элементарные произвольности в управлении внимания на основе развития речи, познавательных интересов;
  • Внимание становится опосредованным;
  • Внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
  • Появляются элементы послепроизвольного внимания. [5, 77стр]

   Дошкольное детство- возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становиться доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок с легкостью запоминает самый разнообразный материал.

  В  старшем дошкольном возрасте  уже относительно сформирована произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно- логической памяти.

  В  старшем дошкольн6ом возрасте  воображение ребенка становится  управляемым. Формируются действия воображения:

  • Замысел в формате наглядной модели;
  • Образ воображаемого объекта;
  • Образ действия с объектом; [5, 78стр]

Для дошкольного  детства характерна в целом спокойная  эмоциональность, отсутствие сильных  аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

   Ребенок осваивает социальные  формы выражения чувств. Изменчивая роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства- нравственные, интеллектуальные, эстетические.

   Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

   В дошкольном возрасте ребенок  включается в новые системы  отношений, новые виды деятельности. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

   В этот период начинается складываться  индивидуальная мотивационная система  ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие- преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

   Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

 К концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развития формируется самосознание, оно обычно считается основным новообразованием дошкольного возраста.

  Возникает  критическое отношение  к оценке  взрослого и сверстника. Оценивать  сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

   Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки. И рациональной оценки чужого поведения.

   К конце дошкольного возраста  складывается правильная дифференцированная  самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание.  Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

  Усвоение норм предполагает:

А) ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

Б) у  ребенка в практике общения с  другими людьми вырабатываются привычки поведения;

В) ребенок  проникается определенными эмоциональным  отношением к этим нормам. [5, 81стр]

   Конец дошкольного возраста характерен  так называемым кризисом 7ми лет.

   Кризис семи лет- это период  рождения социального «Я» ребенка(Л.И.  Божович). Он связан с проявлением  новообразования- «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

   Происходит смена основных переживаний:

  • Открывается сам факт переживаний;
  • Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;
  • Переживания приобретают смысл.[5, 82стр]

   Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. 
 

    1. Как взаимодействовать  с детьми в условиях личностно- ориентированного взаимодействия

   Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка.

   Только отношение к детству  как к самоценному времени  жизни делает детей в будущем  полноценными школьниками, формирует  такие личностные качества, как  самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства.

   Взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста строящееся в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, целью которого – выступает содействие становлению личности.

  Личностно-ориентированный подход во взаимодействии, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию педагога на личность ребенка, что является условием его развития, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия педагога и ребенка является сущностью их развития.

   Используя личностно-ориентированный подход, мы содействуем становлению человека: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Ведь образовать человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Педагоги не формируют какие-либо качества, заранее заданные, не преобразуют ребенка в направлении, определенном ребенку педагогом, а помогают ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

   Личностно - ориентированное взаимодействие состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Для педагога во взаимодействии с ребенком, главное:

  • установка на ребенка дошкольного возраста как на субъекта образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
  • умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
  • позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;
  • опора на субъективный личностный опыт ребенка;
  • ориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;
  • направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;
  • диалогическая позиция в общении;
  • направленность на осознание мотивов собственных действий, поведения, деятельности в ходе педагогического взаимодействия;
  • «считывание» эмоциональной информации у дошкольников и реагирование на нее;
  • проявление социально-психологической наблюдательности;
  • направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
  • поощрение творческой активности ребят.

   Так же педагоги в личностно-ориентированном  взаимодействии выполняют следующие функции:

  1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).

    Речь  идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что  для него значимо, что проявляется  в заинтересованности, озабоченности  интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

  2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:

первый  аспект — умение педагога проводить  анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать  личное продвижение каждого ребенка  в учебном взаимодействии;

второй  аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

третий  аспект — применение педагогом развивающих  «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

   З. Фасилитатор.

Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.

   4. Эксперт (экспертная, консультативная функция).

   Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

  Главная задача педагогов, исповедующих личностно ориентированную модель взаимодействия, — содействовать ребенку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе.

   Главное, на что обращается внимание— организация «событийной общности» с ребенком, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ребенок сумел преодолеть пассивную позицию и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Информация о работе Личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста