Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа
Цель исследования: рассмотрение и выявление особенностей личностно- ориентированного подхода.
Объект: личностно-ориентированный подход как педагогическая проблема.
Предмет: взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста в рамках личностно- ориентированного подхода.
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1.Теоретический аспект личностно- ориентированного подхода………5
1.1. Культурно исторический аспект развития личностно- ориентированного подхода…………………………………………………………………………….5
1.2 Личностно- ориентированный подход, его суть, сущность, структура, характеристика……..………………..………………………………………........9
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..….16
1.4 Как взаимодействовать с детьми в условиях личностно- ориентированного взаимодействия………………………………………….…22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Новгородский Государственный Университет
имени Ярослава Мудрого»
Институт непрерывного педагогического образования
_________________________
Кафедра
профессионального
образования и социального
ЛИЧНОСТНО-
Курсовая работа
По специальности 050703-
дошкольная
педагогика и психология
______________ Е.В. Михайлова
«______» ___________ 20 г.
_______________ М.В.Октябрьская
«______»
___________20 г.
В. Новгород
2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретический аспект личностно- ориентированного подхода………5
1.1.
Культурно исторический аспект развития
личностно- ориентированного подхода……………………………………………………………
1.2 Личностно-
ориентированный подход, его суть, сущность,
структура, характеристика……..………………..…………
1.3 Возрастные
особенности детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
1.4 Как
взаимодействовать с детьми в условиях
личностно- ориентированного взаимодействия…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
На современном этапе личностно- ориентированное взаимодействие характеризуется изменениями, связанными с индивидуальными особенностями детей. Личностно- ориентированное обучение и воспитание используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно- ориентированного развивающего обучения. Изменение ценностно- целевых ориентиров в психологии выражается, прежде всего, в самой личности. Следует отметить, что при применении личностно- ориентированного подхода применяются не только индивидуальный подход к личности, но в этот момент происходит рост самой личности.
Активизировать новые представления и личностный опыт, который придаст общению сознательный и произвольный характер, позволит прогнозировать и направлять поведение дошкольника к желаемому результату, если учитывать структурно- организационные, функционально- ролевые и психолого- педагогические факторы.
Изменение ценностно- целевых ориентиров в психологии выражается, прежде всего в самой личности.
Среди русских ученых
Данное исследование является
актуальным, потому что для успешности
личности в жизни и обучении,
её развитием нужно заниматься
уже с рождения. И если так
и поступать, то к старшему
дошкольному возрасту, мы уже
сможем спрогнозировать
Цель исследования: рассмотрение и выявление особенностей личностно- ориентированного подхода.
Объект: личностно-ориентированный подход как педагогическая проблема.
Предмет: взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста в рамках личностно- ориентированного подхода.
Методы: теоретический анализ педагогической и психологической литературы.
Задачи:
1. Изучение личностно- ориентированного подхода, его сути, структуры, характеристики и сущности.
2. Изучение особенностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучение
взаимодействия с детьми
Глава 1.Теоретический аспект личностно- ориентированного подхода
1.1 Культурно- исторический аспект развития личностно- ориентированного подхода.
Рассмотрим само понятие «Личности»-…
В начале XXI стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые дидактические формы организации воспитания в современной системе образования. Одной из новых форм организации воспитания является личностно-ориентированный подход, который является основой традиционного обучения и воспитания.
Личностно ориентированный подход, опираясь на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе воспитания и обучения с детьми, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка на занятии. Все это создает, на наш взгляд, оптимальные условия, содействующие развитию личности учащегося посредством возрастной ведущей деятельности. Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Л.С. Выготский писал: “Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, от которого мы можем, смело отправляться как от несомненного”. Поэтому необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между реальным уровнем детского развития и потенциальными возможностями его обучения в каждом конкретном случае. [4]
В современных кризисных условиях воспитанник нуждается в большем внимании, заботе и «более тонком педагогическом прикосновении к его личности».
В связи с этим актуальнейшей из проблем становится проблема практической организации личностно-ориентированного взаимодействия педагога с воспитанником и обучение будущего педагога этому подходу.
Н.Е. Щуркова и В.Ю. Питюков утверждают, что «педагогическое воздействие» осуществляется педагогом с целью развития личности ребенка, перевода его на позицию субъекта. При этом авторы подчеркивают, что педагогическое воздействие - это не любое воздействие, а воздействие педагога, являющегося носителем сознания, воли, отношений, а, следовательно, осознающим связи своего «Я» с другими «Я», с миром в целом. Это предвосхищение будущего развития личности воспитанника формируется у педагога на основе знаний природы ребенка, закономерностей его развития целесообразности педагогических воздействий; что педагогическое воздействие наполнено социальным смыслом, поскольку педагог выступает от имени общества и его интересов. Поэтому он должен транслировать ребенку мир на уровне высоких культурных достижений, наработанных человечеством. В целом «Педагогическое воздействие» - это особый вид деятельности педагога, его тонкое прикосновение к личности, направленное на раскрытие ее потенциальных возможностей быть и становиться субъектом деятельности и своей собственной жизни.
Педагогическое воздействие осуществляется как раскрытие, демонстрация и передача личностного ценностного отношения педагога к кому бы- то ни было. И от того, насколько ярко ему удастся выразить себя, зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание, ощущение радости, а, может быть, и гнева, недовольства и др.), его проявление в словах, мимике, поступках. Воздействие, педагогически и психологически верно осуществляемое, обеспечивает адекватное взаимодействие педагога с воспитанником, группой детей.
А «педагогическое
Взаимодействие может быть прямым, непосредственным, когда прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей.
Сегодня актуальным является личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», которое предполагает признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Воспитанник - основной субъект образовательно-воспитательного процесса.
Цель «личностно-ориентированного педагогического взаимодействия» педагога с воспитанником - создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении (В.А. Сластенин, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, О.С. Газман и др.).
Базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самореабилитации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися (О.С. Газман).
Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция педагога, исходящая из интересов развития ребенка: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи.
Взаимодействие педагогов и дошкольников
происходит в разных системах: между дошкольниками,
между педагогами и детьми, между воспитателями.
Направляющую роль по отношению к другим
выполняет взаимодействие педагогов и
воспитанников. В то же время стиль отношений
«педагог-ребенок» зависит от характера
отношений в педагогическом коллективе
и определяется особенностями взаимоотношений
между детьми в группе, главной целью которых
рассматривается развитие личности, коллектива
и его воспитательных возможностей.
Личностно- ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность воспитуемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Воспитанник в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он- цель воспитательной системы, а не средство достижения чего- либо отвлеченного.