Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;
2.Рассмотреть современные проблемы и перспективы развития малокомплектных школ в Республике Казахстан;
3.Провести педагогический эксперимент по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе малокомплектной школы;
4.Выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе…………………………………………….6
1.1 Современное состояние и условия обучения в малокомплектных школах Казахстана…………………………………………………………………………6
1.2 Технология личностно-ориентированного обучения……………………..11
2. Экспериментальное исследование влияния личностно-ориентированного обучения в малокомплектной школе на качество знаний учащихся младших классов……………………………………………………………………………18
2.1Методика исследования влияния использования личностно-ориентированного обучения на качество знаний……………………………...18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение ……………………………………………………………………...33
Василий. Нет не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля своего золотого, спелых колосьев полного. Земля родная, пашня крепко держит меня, не смогу я всю жизнь по водой провести.
Русалочка (гневно). Тогда не бывать тебе человеком. Превращайся ты в цветок на пашне.(Василий исчезает. Вместо него появляется цветок василек)
Русалочка. Ах! Что же я наделала?! Погубила я своего Василия! А цветок – то так похож на его глаза, как небо. И такой же нежный и красивый, как Василий! Как же мне быть теперь? (плачет) Может, вернется он ко мне? Буду у неба просить, что бы вернуло оно мне Василия! Может, ручейками с неба придет ко мне мой Василий.(Уходит. Появляются дед и бабка)
Бабка. Не уберегли, дед, мы с тобой своего Василька!
Дед (утирает слезы) Да не уберегли, пропал наш Василек, как в воду канул!
Бабка. А я вот цветов собрала. Они в поле появились сразу, как наш сынок пропал. Уж очень они мне Василька нашего напоминают
Дед. И вправду, синие, как его глаза.
Бабка. Буду теперь на них смотреть да сыночка нашего вспоминать.
2 класс
Работа с учителем по презентации (Приложение 1) – Скажите, какое значение для человека имеют растения? (1 слайд) – Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны поделить все эти растения на две группы. – Итак, чем похожи, и чем отличаются ель и яблоня (2-3 слайды) – Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник (4-5 слайды) – Чем похожи и чем отличаются мать-и-мачиха и помидор (6-7 слайд) – На какие же группы можно поделить все растения? (8 слайд ) Самостоятельная работа Работа по учебнику с. 62-63 |
1 класс
Самостоятельная работа Детям раздаются части растения Задание – собрать все части и склеить их на карточке (Работа проходит в группах) Работа с учителем – Вас ждет сюрприз от Муравьишки, он принес вам корзинку. – Что у него в корзинке (яблоко, горох, мак, арбуз) Как все это назвать одним словом? (Плоды) – У вас на партах карточки с семенами , вам нужно правильно соотнести плоды и семена. |
Итог урока
– Из каких частей состоит растение? (9 слайд)
– На какие две группы делятся растения? (10-11 слайд)
– Приведите примеры растений каждой группы (12-13 слайды)
Домашнее задание
1. Выполнить задания в рабочей тетради
2. Прочитать текст в учебнике с 64-65
3.
Придумать сказку о любом
Рефлексия
– Оцените наш урок (14 слайд)
2.2
Анализ результатов
исследования
Для того, чтобы выяснить оказывает ли влияние личностно-ориентированное обучение в малокомплектной школе на качество знаний учащихся при изучении «Познания мира», был проведен 3 этап эксперимента – контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня качества знаний в экспериментальном и контрольном классах и проведен анализ полученных результатов.
Для проверки эффективности формирующего этапа педагогического эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня обученности детей школьного возраста с применением тестов по пройденным темам, с использованием личностно-ориентированного обучения на уроках по познанию мира. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня обученности школьников 1-2 класса.
Наглядное
сравнение результатов
Таблица
2. Показатели уровня обученности в экспериментальном
1-2 классе на контрольном этапе педагогического
эксперимента.
Уровень обученности | Количество
учащихся |
% соотношение |
Задание не выполнено | 0 | 0 |
Оценка 2 | 1 | 5 |
Оценка 3 | 2 | 10 |
Оценка 4 | 12 | 50 |
Оценка 5 | 9 | 35 |
Показатели уровня повышения обученности в экспериментальном классе на контрольном этапе педагогического эксперимента представлены на рисунке 2.
Рисунок 2.Уровень повышение обученности в экспериментальном 1-2 классе на контрольном эксперименте
Сравнительные результаты контрольного эксперимента показаны на рисунке 3.
Рисунок 3.Сравнение результатов контрольного
педагогического эксперимента в экспериментальном
и контрольном классе
На рисунке показаны в сравнении результаты контрольного эксперимента. Столбцы показывают процент учеников выполнивших верно соответствующее задание (причем при подсчете процента учитывались лишь задания, выполненные верно полностью, то есть в таблицах об итогах соответствующего контроля напротив такого задания стоит знак «+»).
Исследование показало, что повышении уровня обученности в течение эксперимента (процент выполнения каждого задания в итоговом контроле) более высок по сравнению с констатирующим этапом.
Итак, сравнение исходного уровня обученности с конечным уровнем обученности позволяет судить о реальном повышении эффективности обучения при проведении эксперимента.
В результате можно сделать
вывод: проведенный
В заключении сделаем предположение: постоянное использование в курсе «Познание мира» технологии личностно-ориентированного обучения способствует повышению качества знаний.
В ходе проведения эксперимента можно дать следующие рекомендации по повышению качества знаний учащихся младших классов в малокомплектных школах.
Учитель должен вести дневник учета знаний, умений, навыков учащихся, заполняя его после изучения каждого раздела программы.
Необходимо
помнить, что такая качественная
оценка знаний учащихся должна быть гласной.
Они могут узнать о ней в
любое время. Для этого в школе
должен быть разработан дневник качественной
оценки знаний по всем предметам.
Заключение
При написании данной курсовой работы мы определили следующую цель исследования - выявление условий применения технологии личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе.
В соответствии с целью исследования были реализованы следующие задачи:
1)
изучены концептуальные основы
различных подходов к
2)
выделены особенности
3)
выявлены и обоснованы условия,
Таким
образом, в данной работе мы рассмотрели
существующие концепции содержания
образования и убедились, что
наиболее актуальной в педагогическом
и общественно-значимом плане является
модель адекватная социальному опыту,
тесно интегрированная с
a) принципе соответствия содержания общим целям современного образования;
б) принципе единства содержательной и процессуальной сторон обучения;
в) принципе структурного единства.
Эта модель содержания образования носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.
Не
секрет, что личностно-ориентированное
обучение является на порядок выше
по качеству насыщения материалом и
уровню его подачи учащимся. Результатом
подобной образовательной технологии
является расширенная реализация возможностей
обучаемых. На основе качественно иного
подхода, учащиеся, как правило, могут
принимать нестандартные
Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.
Как
известно, тесное взаимодействие преподавателя
и ученика позволяет
Таким
образом, процесс «очеловечивания»
образования основан на усилении
тех положений, ставящих во главу
угла уважение к личности воспитанника,
формирование у него самостоятельности,
установление гуманных, доверительных
отношений между ним и
Список используемой литературы
Информация о работе Личностно-ориентированное обучение в МКШ