Личностно-ориентированное обучение в МКШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;
2.Рассмотреть современные проблемы и перспективы развития малокомплектных школ в Республике Казахстан;
3.Провести педагогический эксперимент по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе малокомплектной школы;
4.Выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе…………………………………………….6
1.1 Современное состояние и условия обучения в малокомплектных школах Казахстана…………………………………………………………………………6
1.2 Технология личностно-ориентированного обучения……………………..11
2. Экспериментальное исследование влияния личностно-ориентированного обучения в малокомплектной школе на качество знаний учащихся младших классов……………………………………………………………………………18
2.1Методика исследования влияния использования личностно-ориентированного обучения на качество знаний……………………………...18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение ……………………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

личностно ориентированное обучение в МКШ.docx

— 192.42 Кб (Скачать)

    Василий. Нет не смогу я прожить без  солнышка ясного, без неба голубого, без поля своего золотого, спелых колосьев полного. Земля родная, пашня крепко держит меня, не смогу я всю жизнь по водой провести.

    Русалочка (гневно). Тогда не бывать тебе человеком. Превращайся ты в цветок на пашне.(Василий   исчезает.  Вместо него появляется цветок василек)

    Русалочка. Ах! Что же я наделала?! Погубила я  своего Василия! А цветок – то так  похож на его глаза, как небо. И  такой же нежный и красивый, как  Василий! Как же мне быть теперь? (плачет) Может, вернется он ко мне? Буду у неба просить, что бы вернуло  оно мне Василия! Может, ручейками  с неба придет ко мне мой Василий.(Уходит. Появляются дед и бабка)

    Бабка. Не уберегли, дед, мы с тобой своего Василька!

    Дед (утирает слезы) Да не уберегли, пропал наш Василек, как в воду канул!

    Бабка. А я вот цветов собрала. Они  в поле появились сразу, как наш  сынок пропал. Уж очень они мне  Василька нашего напоминают

    Дед. И вправду, синие, как его глаза.

    Бабка. Буду теперь на них смотреть да сыночка  нашего вспоминать.

2 класс

Работа  с учителем по презентации (Приложение 1)

– Скажите, какое значение для человека имеют  растения? (1 слайд)

– Человек  очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек  сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня  мы должны поделить все эти растения на две группы.

– Итак, чем похожи, и чем отличаются ель  и яблоня      (2-3  слайды)

– Чем  похожи и чем отличаются крыжовник  и можжевельник   (4-5 слайды)

– Чем  похожи и чем отличаются мать-и-мачиха и помидор     (6-7 слайд)

– На какие  же группы можно поделить все растения?  (8 слайд )

Самостоятельная работа

Работа  по учебнику с. 62-63

1 класс

Самостоятельная работа

Детям раздаются  части растения

Задание – собрать все части и склеить  их на карточке

(Работа  проходит в группах)

Работа  с учителем

– Вас  ждет сюрприз от Муравьишки, он принес вам корзинку.

– Что  у него в корзинке (яблоко, горох, мак, арбуз)  Как все это назвать  одним словом?

(Плоды)

– У  вас на партах карточки с семенами , вам нужно правильно соотнести плоды и семена.

 

    Итог  урока

    – Из каких частей состоит растение?  (9 слайд)

    – На какие две группы делятся растения?  (10-11 слайд)

    – Приведите примеры растений каждой группы (12-13 слайды)

    Домашнее  задание

    1. Выполнить задания в рабочей  тетради

    2. Прочитать текст в учебнике  с 64-65

    3. Придумать сказку о любом растении

    Рефлексия

    – Оцените наш урок  (14 слайд)

    

 
 
 
 

2.2 Анализ результатов  исследования 

    Для того, чтобы выяснить оказывает ли влияние личностно-ориентированное обучение в малокомплектной школе на качество знаний учащихся при изучении «Познания мира», был проведен 3 этап эксперимента – контрольный.

    На  этом этапе была осуществлена повторная  диагностика уровня качества знаний в экспериментальном и контрольном классах и проведен анализ полученных результатов.

    Для проверки эффективности формирующего этапа педагогического эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня обученности детей школьного возраста с применением тестов по пройденным темам, с использованием личностно-ориентированного обучения на уроках по познанию мира. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня обученности школьников 1-2 класса.

    Наглядное сравнение результатов констатирующего  и контрольного  этапов мы видим  на рисунке. 

    Таблица 2. Показатели уровня обученности в экспериментальном 1-2 классе  на контрольном этапе педагогического эксперимента. 

Уровень обученности Количество

учащихся

% соотношение
Задание не выполнено 0 0
Оценка 2 1 5
Оценка 3 2 10
Оценка 4 12 50
Оценка 5 9 35

    Показатели  уровня повышения обученности в экспериментальном классе на контрольном этапе педагогического эксперимента представлены на рисунке 2.

    Рисунок 2.Уровень повышение обученности в экспериментальном 1-2  классе на контрольном эксперименте

    Сравнительные результаты контрольного эксперимента показаны на рисунке 3.

      Рисунок 3.Сравнение результатов контрольного педагогического эксперимента в экспериментальном и контрольном классе 

    

 
 

    На  рисунке показаны в сравнении результаты контрольного эксперимента. Столбцы показывают процент учеников выполнивших верно соответствующее задание (причем при подсчете процента учитывались лишь задания, выполненные верно полностью, то есть в таблицах об итогах соответствующего контроля напротив такого задания стоит знак  «+»).

    Исследование  показало, что повышении уровня обученности в течение эксперимента (процент выполнения каждого задания в итоговом контроле) более высок по сравнению с констатирующим этапом.

    Итак, сравнение исходного уровня обученности с конечным уровнем обученности позволяет судить о реальном повышении эффективности обучения при проведении эксперимента.

      В результате можно сделать  вывод: проведенный эксперимент  показал, что  использование  технологии личностно-ориентированного обучения на уроках  «Познание мира» повышает качество знаний учащихся в малокомплектной школе.

    В заключении сделаем предположение: постоянное  использование в курсе  «Познание мира»  технологии личностно-ориентированного обучения способствует повышению качества знаний.

      В ходе проведения эксперимента  можно дать следующие рекомендации по повышению качества знаний учащихся младших классов в малокомплектных школах.

    Учитель  должен вести  дневник учета знаний, умений, навыков учащихся, заполняя его после изучения каждого раздела программы.

    Необходимо  помнить, что такая качественная оценка знаний учащихся должна быть гласной. Они могут узнать о ней в  любое время. Для этого в школе  должен быть разработан дневник качественной оценки знаний по всем предметам. 
 
 
 

 

    

Заключение 

    При написании данной курсовой работы мы определили следующую цель исследования - выявление условий применения технологии личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе.

    В соответствии с целью исследования были реализованы следующие задачи:

    1) изучены концептуальные основы  различных подходов к исследованию  технологии личностно-ориентированного  обучения;

    2) выделены особенности технологии  личностно-ориентированного обучения;

    3) выявлены и обоснованы условия,  обеспечивающие применение технологии  личностно-ориентированного обучения  в условиях образовательного процесса малокомплектной школы в курсе предмета «Познание мира».

    Таким образом, в данной работе мы рассмотрели  существующие концепции содержания образования и убедились, что  наиболее актуальной в педагогическом и общественно-значимом плане является модель адекватная социальному опыту, тесно интегрированная с личностным подходом. Эта концепция содержания образования базируется на следующих  принципах:

    a) принципе соответствия содержания общим целям современного образования;

    б) принципе единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

    в) принципе структурного единства.

    Эта модель содержания образования носит  проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.

    Не  секрет, что личностно-ориентированное  обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и  уровню его подачи учащимся. Результатом  подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного  подхода, учащиеся, как правило, могут  принимать нестандартные решения  в проблемных ситуациях.

    Индивидуализация  в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный  материал.

    Как известно, тесное взаимодействие преподавателя  и ученика позволяет значительно  повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять  свой квалификационный уровень, непосредственно  изучая индивидуальные и психологические  особенности своего подопечного, выявляя  сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические  качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического  воздействия.

    Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу  угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных  отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в  его цельности позволит школьнику  не только успешно функционировать  в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Закон Республики Казахстан № 319-III ЗРК "Об образовании", 27 июля 2007 года;
  2. Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459 "О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы";
  3. Закон Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" от 8 июля 2005 года;
  4. Указ Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года N 1149 "О Государственной программе развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы";
  5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2003 года N 128 "Об утверждении Программы "Ауыл мектебi" на 2003-2005 годы";
  6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 августа 2003 года № 838 "О Плане мероприятий на 2004-2006 годы по реализации Государственной программы развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы";
  7. Аквилёва, Г.Н. Преподавание природоведения в малокомплектной школе : пособие для учителя / Г.Н. Аквилёва, Е.А. Постникова, Г.Ф. Суворова. – М. : Просвещение, 1990. – 93 с.
  8. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб: Союз, 2002.
  9. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов – на - Дону, 1997. С – 126
  10. Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов – на - Дону, 1997. С – 128
  11. Иванова, Т.В. Сельская малокомплектная школа : занятия вне урока // Биология в школе. – 1992. – № 3–4. – С. 46–48.
  12. Киселёв, С.В. Урок биологии в малокомплектной школе / С.В. Киселёв, Л.Ф. Полькина // Биология в школе. – 1990. – № 2. – С. 31–36.
  13. Князева, Р.Н. Комплексные экскурсии в малокомплектной школе // Биология в школе. – 1993. – № 7. – С. 44–47.
  14. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
  15. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
  16. Лебединцев, В. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель / В. Лебединцев // Народное образование. –2005. – № 1. –  
    С. 103–107.
  17. Скрипова, Н. Объединение сельских начальных школ – оптимальный вариант реструктуризации их сети / Н. Скрипова // Народное образование. – 2004. – № 8. – С. 77–80.
  18. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  19. Николаева И.В. Организация взаимодействия психолога с субъектами образовательного пространства в процессе психолого-педагогического сопровождения / И. В. Николаева // Психология образования: профессионализм и культура: материалы региональной научно-практической конференции / М-во образования и науки Нижегородской обл., НИРО, НГПУ. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
  20. Николаева И.В. Некоторые аспекты взаимодействия психолога и педагога в системе психолого-педагогического сопровождения / И. В. Николаева // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты / Материалы 3 национальной научно-практической конференции / Москва 2006.
  21. Николаева И.В. Взаимодействие психолога и педагога как условие обеспечения психологической безопасности образовательной среды / Николаева И.В. // Право на детство: профилактика насилия над детьми / Материалы Международной научно-практической конференции / Нижний Новгород, Россия Октябрь, 9-11, 2007.
  22. И.В. Николаева, С.А. Вострякова К актуальности организации личностно-ориентированного обучения в контексте решения задач повышения качества образования / И.В. Николаева, С.А. Вострякова // Международному движению “Красивая школа” - 10 лет: материалы международной научно-практической конференции, Н. Новгород, 7-9 ноября 2007 года. / Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2007.
  23. Николаева И.В. Взаимодействие педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе как условие создания безопасной образовательной среды / Николаева И.В. // “Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение” (Москва, 13-15 декабря 2007 г.): Материалы 4 Национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация “Федерация психологов образования России”, 2007.
  24. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе / Под ред. П.Т. Фролова. – М., 1991.
  25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  26. Фролов, П.Т. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе. М. : Просвещение, 1990.
  27. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005.
  28. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.
  29. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

Информация о работе Личностно-ориентированное обучение в МКШ