Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;
2.Рассмотреть современные проблемы и перспективы развития малокомплектных школ в Республике Казахстан;
3.Провести педагогический эксперимент по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе малокомплектной школы;
4.Выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе…………………………………………….6
1.1 Современное состояние и условия обучения в малокомплектных школах Казахстана…………………………………………………………………………6
1.2 Технология личностно-ориентированного обучения……………………..11
2. Экспериментальное исследование влияния личностно-ориентированного обучения в малокомплектной школе на качество знаний учащихся младших классов……………………………………………………………………………18
2.1Методика исследования влияния использования личностно-ориентированного обучения на качество знаний……………………………...18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение ……………………………………………………………………...33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
…………………………………………………………………………..
1.Личностно-ориентированное
обучение в условиях
1.1 Современное
состояние и условия обучения
в малокомплектных школах
1.2 Технология
личностно-ориентированного
2. Экспериментальное
исследование влияния личностно-ориентированного
обучения в малокомплектной школе на качество
знаний учащихся младших классов……………………………………………………………
2.1Методика исследования влияния использования личностно-ориентированного обучения на качество знаний……………………………...18
2.2 Анализ
результатов исследования………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………28
Список
используемой литературы……………………………………………...
Приложение
……………………………………………………………………...
Актуальность исследования состоит в том, что сельские школы являются важным звеном в системе народного образования. Они составляют 75,5% от числа всех школ; в них работает 55% учителей, обучается около половины всей страны учащихся.
Особое внимание всегда уделялось проблемам малокомплектных школ (МКШ). Наметившиеся в последние время демографические тенденции привели к дальнейшему снижению показателей наполняемости классах в сельских школах. Широкому и все увеличивающему распространения явления мало комплектности. В разряд мало комплектных школ входят не только начальные, но и восьмилетние и средние школы.
Преподавание происходит по системе спаренных уроков и разных возрастных классов.
Концепция развития малокомплектной школы предусматривает создание условий для эффективного развития национальной модели МКШ, обеспечивающей качественное образование.
Необходимость
осуществления уровней и
В силу малого числа учащихся, тесных контактов между детьми разного возраста и глубинных личностных связей учеников с учителями малокомплектная школа открывает большие возможности для личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, поиска собственного лица, отхода от привычных шаблонов. Среди первоочередных проблем – поиск новых форм организации ее деятельности и отношение с другими социальными институтами, правовое регулирование статуса малокомплектной школы, управление ею.
Назрела необходимость модернизации содержания образования в малокомплектной школе, а также связанное с этим учебно-методическое обеспечение малокомплектной школы с учетом ее специфики; особое внимание нужно уделить повышению качества обучения и воспитания путем внедрения инновационных методов или специальных организационных форм обучения.
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;
2.Рассмотреть современные проблемы и перспективы развития малокомплектных школ в Республике Казахстан;
3.Провести
педагогический эксперимент по
использованию технологии
4.Выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.
В исследовании мы исходим из следующей гипотезы: если процесс обучения в малокомплектной школе (МКШ) имеет направленность на образование и воспитание ученика через создание психологически комфортных условий, направленных на развитие его личности, то технология обучения основана на принципах личностно-ориентированного обучения.
Объект исследования: методика преподавания в малокомплектных школах.
Предмет исследования: личностно-ориентированное обучение.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ документов и официальных материалов, научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий; сравнительный анализ опыта работы с детьми; опытно - экспериментальная работа по внедрению технологии личностно-ориентированного обучения в малокомплектной школе (МКШ).
База
исследования: Куприяновская средняя
школа
1.Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе
1.1
Современное состояние
и условия обучения
в малокомплектных школах
Казахстана
Понятие "малокомплектная школа" определено Законом Республики Казахстан "Об образовании", как "общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, с совмещенными классами-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий".
Малокомплектная школа, как один из видов общеобразовательных учреждений, призвана обеспечивать потребности учащихся в образовании. Однако нормативных документов, разработанных специально для малокомплектной школы, в Республике Казахстан нет. МКШ лишь входит в общий перечень организаций среднего образования. Документом, который регламентирует работу МКШ, является инструктивно-методическое письмо "Об организации работы малокомплектных школ", разработанное Министерством образования. Так, согласно этому документу, тип малокомплектной школы определяется по количеству учащихся. В школе начальной ступени может быть 10,15, 20, 30, 40 учащихся. В неполной средней школе – от 40 до 100 учащихся. В средней школе - до 100, 200 и 280 учащихся. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 21 декабря 2007 года № 1256 «Об утверждении гарантированного государственного норматива сети организаций образования», в каждом сельском населенном пункте с общей численностью обучающихся и воспитанников возраста 5 и более человек, гарантируется функционирование государственной организации образования, реализующей общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения. В случае если в населенном пункте общей численностью обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста 5 и более человек, то государством гарантируется функционирование государственного учебного заведения начального образования. В населенном пункте, в котором находится 41 и более человек младшего и среднего школьного возраста, гарантируется функционирование государственного учебного заведения основного среднего образования. Если детей младшего, среднего и старшего школьного возраста 81 и более человек, гарантируется функционирование государственного учебного заведения общего среднего образования.
По сути, эти два документа лишь определяют право существования МКШ, но не регламентируют их функционирование. Таким образом, существующая нормативно-правовая база и реальная практика находятся в противоречии, в связи с чем, можно выделить ряд проблем, требующих оперативного и тщательного рассмотрения:
-в
стратегических документах
-до
настоящего времени не
-отсутствует
экспертиза реального уровня
образования в сельских
В целом сложившаяся ситуация вызывает объективную тревогу и решение проблем сельской школы должно быть многоуровневым. Доля МКШ в 55,4% от всех школ Казахстана уже является уникальным фактом, требующим специальных решений по данной категории учреждений. Количество МКШ в Казахстане претерпевало изменения по различным причинам. В настоящее время наблюдается рост количества МКШ как в сельской, так и в городской местности. В сельской местности – за счет миграции коренного населения из сел в города, а в городе – за счет сноса частного сектора. Так, с 2001 по 2007 годы количество МКШ увеличилось на 177, контингент учащихся возрос на 19,6 тыс. человек. Если рассмотреть этот процесс по регионам, то он будет крайне неравномерным.
В регионах с максимальной долей МКШ -от 70 до 86% – Северо-Казахстанской, Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Западно-Казахстанской – это связано с тем, что в данных областях наблюдается миграция русскоязычного населения на историческую родину, а также серьезные демографические проблемы – низкий уровень рождаемости.
В среднюю группу -от 40 до 65% входят области с отдаленными казахскими аулами: Восточно-Казахстанская, Актюбинская, Карагандинская (особенно, бывшая Джезказганская), Алматинская и Жамбылская. В последнюю группу (менее 37%) входят области с высоким приростом населения – Кызылординская, Атырауская, Южно-Казахстанская и Мангистауская. (рисунок 1.)
Рисунок 1. Доля малокомплектных школ по регионам Республики Казахстан
За
три года количество малокомплектных
школ увеличилось на 8,1%, причем самый
большой прирост МКШ
В
Государственной программе
Для
МКШ наблюдаются следующие
В
общеобразовательных школах республики
работает более 270 тысяч педагогов,
из них 195,8 тысяч имеют высшее образование,
более 60 тысяч – среднее
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель малокомплектной школы – воспитание личности на основе общечеловеческих и национальных духовных ценностей, создание благоприятных условий для развития личности и ее социального самоопределения. Для реализации этой цели малокомплектная школа должна решать следующие задачи:
Информация о работе Личностно-ориентированное обучение в МКШ