Личностно-ориентированное обучение в МКШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;
2.Рассмотреть современные проблемы и перспективы развития малокомплектных школ в Республике Казахстан;
3.Провести педагогический эксперимент по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе малокомплектной школы;
4.Выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе…………………………………………….6
1.1 Современное состояние и условия обучения в малокомплектных школах Казахстана…………………………………………………………………………6
1.2 Технология личностно-ориентированного обучения……………………..11
2. Экспериментальное исследование влияния личностно-ориентированного обучения в малокомплектной школе на качество знаний учащихся младших классов……………………………………………………………………………18
2.1Методика исследования влияния использования личностно-ориентированного обучения на качество знаний……………………………...18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение ……………………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

личностно ориентированное обучение в МКШ.docx

— 192.42 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  …………………………………………………………………………..3

1.Личностно-ориентированное  обучение в условиях образовательного  процесса в малокомплектной школе…………………………………………….6

1.1 Современное  состояние и условия обучения  в малокомплектных школах Казахстана…………………………………………………………………………6

1.2 Технология  личностно-ориентированного обучения……………………..11

2. Экспериментальное исследование влияния личностно-ориентированного обучения в малокомплектной школе на качество знаний учащихся младших классов……………………………………………………………………………18

2.1Методика исследования влияния использования личностно-ориентированного обучения на качество знаний……………………………...18

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….25

Заключение  ………………………………………………………………………28

Список  используемой литературы……………………………………………...30

Приложение  ……………………………………………………………………...33 
 
 
 

Введение

 

    Актуальность  исследования состоит в том, что сельские школы являются важным звеном в системе народного образования. Они составляют 75,5% от числа всех школ; в них работает 55% учителей, обучается около половины всей страны учащихся.

    Особое  внимание всегда уделялось проблемам  малокомплектных школ (МКШ). Наметившиеся в последние время демографические тенденции привели к дальнейшему снижению показателей наполняемости классах в сельских школах. Широкому и все увеличивающему распространения явления мало комплектности. В разряд мало комплектных школ входят не только начальные, но и восьмилетние и средние школы.

    Преподавание  происходит по системе спаренных  уроков и разных возрастных классов.

    Концепция развития малокомплектной школы  предусматривает создание условий  для эффективного развития национальной модели МКШ, обеспечивающей качественное образование.

    Необходимость осуществления уровней и профильной дифференциации и индивидуализации обучения требует иной организации  обучения учебного процесса и существенного  улучшения уровня подготовленности учителей.

    В силу малого числа учащихся, тесных контактов между детьми разного  возраста и глубинных личностных связей учеников с учителями малокомплектная  школа открывает большие возможности для личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, поиска собственного лица, отхода от привычных шаблонов. Среди первоочередных проблем – поиск новых форм организации ее деятельности и отношение с другими социальными институтами, правовое регулирование статуса малокомплектной школы, управление ею.

    Назрела необходимость модернизации содержания образования в малокомплектной  школе, а также связанное с  этим учебно-методическое обеспечение  малокомплектной школы с учетом ее специфики; особое внимание нужно уделить повышению качества обучения и воспитания путем внедрения инновационных методов или специальных организационных форм обучения.

    Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе.

    В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

    1.Изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;

    2.Рассмотреть современные проблемы и перспективы развития малокомплектных школ в Республике Казахстан;

    3.Провести  педагогический эксперимент по  использованию технологии личностно-ориентированного  обучения в образовательном процессе  малокомплектной школы;

    4.Выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.

    В исследовании мы исходим из следующей  гипотезы: если процесс обучения в малокомплектной школе (МКШ) имеет направленность на образование и воспитание ученика через создание психологически комфортных условий, направленных на развитие его личности, то технология обучения основана на принципах личностно-ориентированного обучения.

    Объект  исследования: методика преподавания в малокомплектных школах.

    Предмет исследования: личностно-ориентированное обучение.

    В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ документов и официальных материалов, научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий; сравнительный анализ опыта работы с детьми; опытно - экспериментальная работа по внедрению технологии личностно-ориентированного обучения в малокомплектной школе (МКШ).

    База  исследования: Куприяновская средняя школа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Личностно-ориентированное  обучение в условиях  образовательного  процесса в малокомплектной  школе

1.1 Современное состояние и условия обучения в малокомплектных школах Казахстана 

    Понятие "малокомплектная школа" определено Законом Республики Казахстан "Об образовании", как "общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, с совмещенными классами-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий".

    Малокомплектная школа, как один из видов общеобразовательных  учреждений, призвана обеспечивать потребности  учащихся в образовании. Однако нормативных  документов, разработанных специально для малокомплектной школы, в  Республике Казахстан нет. МКШ лишь входит в общий перечень организаций  среднего образования. Документом, который  регламентирует работу МКШ, является инструктивно-методическое письмо "Об организации работы малокомплектных школ", разработанное Министерством образования. Так, согласно этому документу, тип малокомплектной школы определяется по количеству учащихся. В школе начальной ступени может быть 10,15, 20, 30, 40 учащихся. В неполной средней школе – от 40 до 100 учащихся. В средней школе - до 100, 200 и 280 учащихся. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 21 декабря 2007 года № 1256 «Об утверждении гарантированного государственного норматива сети организаций образования», в каждом сельском населенном пункте с общей численностью обучающихся и воспитанников возраста 5 и более человек, гарантируется функционирование государственной организации образования, реализующей общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения. В случае если в населенном пункте общей численностью обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста 5 и более человек, то государством гарантируется функционирование государственного учебного заведения начального образования. В населенном пункте, в котором находится 41 и более человек младшего и среднего школьного возраста, гарантируется функционирование государственного учебного заведения основного среднего образования. Если детей младшего, среднего и старшего школьного возраста 81 и более человек, гарантируется функционирование государственного учебного заведения общего среднего образования.

    По  сути, эти два документа лишь определяют право существования МКШ, но не регламентируют их функционирование. Таким образом, существующая нормативно-правовая база и реальная практика находятся в противоречии, в связи с чем, можно выделить ряд проблем, требующих оперативного и тщательного рассмотрения:

    -в  стратегических документах аспекты  управления образованием и организации  образования на селе рассмотрены  слабо; 

    -до  настоящего времени не отработана  эффективная единая модель мониторинга  и контроля качества образования  на всех уровнях; 

    -отсутствует  экспертиза реального уровня  образования в сельских общеобразовательных  школах.

    В целом сложившаяся ситуация вызывает объективную тревогу и решение  проблем сельской школы должно быть многоуровневым. Доля МКШ в 55,4% от всех школ Казахстана уже является уникальным фактом, требующим специальных решений по данной категории учреждений. Количество МКШ в Казахстане претерпевало изменения по различным причинам. В настоящее время наблюдается рост количества МКШ как в сельской, так и в городской местности. В сельской местности – за счет миграции коренного населения из сел в города, а в городе – за счет сноса частного сектора. Так, с 2001 по 2007 годы количество МКШ увеличилось на 177, контингент учащихся возрос на 19,6 тыс. человек. Если рассмотреть этот процесс по регионам, то он будет крайне неравномерным.

      В регионах с максимальной долей МКШ -от 70 до 86% – Северо-Казахстанской, Акмолинской, Костанайской, Павлодарской, Западно-Казахстанской – это связано с тем, что в данных областях наблюдается миграция русскоязычного населения на историческую родину, а также серьезные демографические проблемы – низкий уровень рождаемости.

    В среднюю группу -от 40 до 65% входят области с отдаленными казахскими аулами: Восточно-Казахстанская, Актюбинская, Карагандинская (особенно, бывшая Джезказганская), Алматинская и Жамбылская. В последнюю группу (менее 37%) входят области с высоким приростом населения – Кызылординская, Атырауская, Южно-Казахстанская и Мангистауская. (рисунок 1.)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Доля малокомплектных школ по регионам Республики Казахстан 

    За  три года количество малокомплектных  школ увеличилось на 8,1%, причем самый  большой прирост МКШ наблюдается  в Жамбылской области на 58%, далее по убыванию: в Алматинской -на 48,9%, Мангистауской на 42,9%, Атырауской на 42,1%. Увеличение касается регионов, которым в 90-х годах пришлось закрыть МКШ, а теперь они восстанавливают позиции.

    В Государственной программе развития образования в Казахстане на 2005-2010 годы указано, что затраты на одного учащегося, в зависимости от региона, выше на 30-100%, чем в обычной школе. В Казахстане функционирует 3 687 общеобразовательных  школ с казахским языком обучения, что составляет 44,6% от общего числа  школ. Со смешанным языком обучения насчитывается 2 069 школ, что составляет 26,1% и с русским языком также  – 2 069 школ.

    Для МКШ наблюдаются следующие пропорции: с казахским языком обучения –2 360 (54%), смешанных школ – 843 (19%) и с  русским языком обучения – 1 203 (27%). Увеличивается  контингент учащихся МКШ с государственным  языком обучения. Если в 2000 году на государственном  языке обучалось 52,1%, то в настоящее  время – 54,8% учащихся МКШ. Действуют  школы с другими родными языками  обучения – узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими.

    В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов, из них 195,8 тысяч имеют высшее образование, более 60 тысяч – среднее профессиональное. 36,5 тысяч педагогов имеют высшую категорию. В МКШ работает 73 697 учителей, из них высшее образование имеют 54 630, среднее профессиональное – 15 708 учителей. Всего 5,7 тысяч учителей имеют высшую категорию.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель малокомплектной школы – воспитание личности на основе общечеловеческих и национальных духовных ценностей, создание благоприятных условий для развития личности и ее социального самоопределения. Для реализации этой цели малокомплектная школа должна решать следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования интеллектуальной, нравственной и физически развитой личности, умеющей сочетать личные и общественные интересы;
  2. Сформировать личностные качества школьников на основе идей казахстанского патриотизма, гражданственности, гуманизма и общечеловеческих ценностей;
  3. Способствовать самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию личности, прививать ей устойчивое желание и умение систематически учиться, самостоятельно пополнять и углублять свои знания;
  4. Формировать у учащихся необходимые базовые знания о человеке, природе и обществе, усиливая практическую направленность обучения;
  5. Применять в обучении принципы дифференциации и индивидуализации, чтобы обеспечить переход от парадигмы усвоения учащимися знаний и умений к парадигме развития их способностей и компетенции (жизненных навыков);
  6. Способствовать самовыражению и самореализации учащихся в условиях разновозрастного коллектива, развивать у них умственные и трудовые способности;
  7. Прививать национальный дух, чувство национального достоинства и гордости, уважительное отношение к культуре, языку и истории своего народа и других национальностей;
  8. Обучение в малокомплектной школе необходимо строить ориентируясь на приоритет интеллектуально-творческой деятельности личности, когда максимально учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, развивающегося в достаточно специфических условиях, его интересы, психофизиологические задатки и способности.

Информация о работе Личностно-ориентированное обучение в МКШ