Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы личностно-ориентированного обучения в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1.Изучить концептуальные основы различных подходов к исследованию технологии личностно-ориентированного обучения;
2.Рассмотреть современные проблемы и перспективы развития малокомплектных школ в Республике Казахстан;
3.Провести педагогический эксперимент по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в образовательном процессе малокомплектной школы;
4.Выявить и обосновать совокупность условий, обеспечивающих применение технологии личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Личностно-ориентированное обучение в условиях образовательного процесса в малокомплектной школе…………………………………………….6
1.1 Современное состояние и условия обучения в малокомплектных школах Казахстана…………………………………………………………………………6
1.2 Технология личностно-ориентированного обучения……………………..11
2. Экспериментальное исследование влияния личностно-ориентированного обучения в малокомплектной школе на качество знаний учащихся младших классов……………………………………………………………………………18
2.1Методика исследования влияния использования личностно-ориентированного обучения на качество знаний……………………………...18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………...30
Приложение ……………………………………………………………………...33
Таким образом, индивидуальные формы учебной работы чередуются с групповыми, коллективными. Место излишне затянутого устного опроса – пересказа, снижающего интерес к учению у школьников, замедляющего темп урока, отрицательно сказывающегося на результатах урока и уровне познавательной самостоятельности, - занимает разнообразная деятельность каждого и всех. Она включает и самостоятельный поиск, рассказ о результатах поиска, и обсуждение с товарищами этих результатов, и слушание ответов другого ученика, пояснений учителя, и наконец, совместный вывод.
Такая
организация уроков направлена на усиление
информативной емкости урока, познавательной
самостоятельности учащихся, уменьшение
опеки и сверх контроля за
учениками со стороны учителя и обеспечение
многообразия видов учебной деятельности,
использования разных средств обучения,
формирование необходимых приемов работы
с источниками информации, развитие учащихся.
2. Экспериментальное исследование влияния личностно-ориентированного обучения в малокомплектной школе на качество знаний учащихся младших классов
2.1
Методика исследования
влияния использования
личностно-ориентированного
обучения на качество
знаний
Педагогический эксперимент проводился в 1-2 классах Куприяновской средней школы, наполняемость классов составила в контрольной группе – 14 человек, в экспериментальной – 14 человек.
Нами был проведен однотемный урок по «Познанию мира» в 1-2 классах, Куприяновской средней школы с применением технологии личностно-ориентированного обучения.
Функция учителя на уроке заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над заданием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа – введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся, связанное одной целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.
Условия одновременных занятий нескольких классов требуют заданий, предусматривающих либо фиксацию умственных действий учащихся, либо установку на предстоящую необходимость воспроизведения.
Этап объяснения нового материала завершается обычно показом учителем приемов применения полученных знаний в практической деятельности.
После этого учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе.
Функцию руководства учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в определенной последовательности приемов работы.
Этап закрепления в малокомплектной школе обязательно должен завершаться коллективной проверкой правильности результатов.
В
связи с этим поиски практиков
и ученых идут в направлении приближения
условий работы учащихся и учителя
малокомплектной школы к
Один из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской школе – проведение однопредметных уроков. В этом случае появляется возможность организовать как проведение фронтальной работы с разными классами на отдельных этапах урока, так и проведение однотемных уроков. Поэтому большая часть таких уроков приходится на 1 и 4 четверти учебного года, когда учебный материал позволяет проводить больше уроков закрепления, обобщения, систематизации знаний. Преимущества однотемных уроков заключаются в следующем.
Во-первых,
создаются условия для
Во-вторых, при проведении однотемных уроков успешнее формируются умения планировать деятельность, контролировать её ход в процессе взаимопроверки или путем самоконтроля, т. е. умения, которые определяют готовность школьника к самостоятельной работе.
В-третьих, однотемные уроки позволяют ребёнку чаще отвечать самому, требуют от него внимательного отношения к ответам товарищей, учат культуре ведения учебного диалога, развивают речевые умения. Тем самым расширяются рамки речевого общения, что особенно важно в условиях малокомплектной школы, где наблюдается его дефицит.
Однопредметный урок в малокомплектной школе по окружающему миру, 1–2-й класс
Цели:
Оборудование: презентация «Растения», карточки-раскраски хвойные и лиственные растения, карточки – задания хвойные и лиственные растения, куклы: дед, бабка, Василий, русалочка, части растений из бумаги для склеивания, картинки с изображением Муравьишки, корзинка с плодами и семенами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
II. Мобилизующий этап
Формулирование учащимися темы и цели урока
Загадки
Только – На припеке у пеньков
Отдернешь ладонь: Много тонких стебельков
Ожигает трава, Каждый тонкий стебелек
Как огонь. Держит алый огонек.
(Крапива) Разгибаем стебельки –
Стоит
Аленка:
Платок зеленый, Видел солнца на травинке,
Тонкий
стан,
Белый сарафан. (Береза) Солнца белые лучи. (Ромашка)
(Слова-отгадки учитель
– Как одним словом назвать все слова-отгадки? (Растения)
– Сформируем тему урока РАСТЕНИЯ
Тема урока 1 класса: ЧТО ОБЩЕГО У РАСТЕНИЙ
Тема урока 2 класса: ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
– Исходя из темы сформулируем цель урока:
1 класс – узнать, какие части есть у растения
2
класс – узнать особенности
и различия культурный и
2 класс
Работа с учителем – Вспомните на какие группы можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы) Игра «Отличи и найди» У каждого ученика карточка с названием растения на доске три конверта «деревья», «кустарники», «травы» Ученикам предлагается разместить свои карточки по конвертам – А на какие группы делятся растения по виду листьев? (Хвойные, лиственные) Самостоятельная работа Детям предлагается выполнить задание на карточках.
|
1 класс
Самостоятельная работа Дети
на карточках раскрашивают хвойное
и лиственное дерево Работа с учителем Практическая работа Детям раздаются гербарии (работа проводится в группах) Как называется растение? Прочитай название Есть ли у растения корень? Найди и покажи Есть ли у растений стебель? Найди и покажи Есть ли у растений стебель? Найди и покажи Есть ли у растений цветок? Найди и покажи Что появилось на месте цветка, когда он отцвел? Найди плод с семенам и покажи его Делается вывод: У разных растений есть одни и те же части – корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. |
Физминутка
– Ребята, сегодня мы поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Инсценировка сказки
Действующие лица: Дед, бабка, Василий, Русалочка.
Дети надевают на руки кукольных героев, часть детей держат декорации, часть детей зрители. Учитель читает текст, дети с помощью пантомимы изображают сказку.
Учитель. Сейчас мы покажем вам украинскую легенду. (Звучит украинская песня. Появляется, вздыхая, бабка.)
Бабка. О-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать Как быть Ума не приложу.
(Входит дед.)
Дед. Что стряслось то Что ты все вздыхаешь да охаешь?
Бабка. Как же не горевать-то мне? Ты, старый, ничего не видишь, не ведаешь! А у нас беда у порога!
Дед. Да что за беда-то, не томи меня, говори!
Бабка. Сынок наш, Василий, по ночам на пруд зачастил
Дед. Ну и что с того? Какая в том беда?
Бабка. А вот какая… Сказывают люди – русалка там живет! Не дай бог заманит она его в свои сети колдовские!
Дед. Не бойся старая, вырос наш Василек добрым, красивым да крепким. А как землю нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о хлебе! Ему ли за русалкой идти.
Бабка. И вправду. Хорош наш сынок! Сильный, крепкий… А глаза – то голубые, как небо! Да только ходит он не весел. Все думает о чем-то. Жениться бы ему скорее
Дед. Да и то верно!(Уходят, появляется Василий)
Василий. Вот и солнышко зашло. Где же ты Русалочка?
Русалочка. Здесь, давно жду тебя
Василий. Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем как все люди жить, свадьбу сыграем.
Русалочка. Нет не бывать этому. Это ты должен ко мне прийти на веки вечные, остаться со мной в подводном царстве.
Информация о работе Личностно-ориентированное обучение в МКШ