Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:18, курсовая работа
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех иллюстрированных приложений.
В работе раскрываются особенности личностно-ориентированного обучения и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Условия для развития теоретической позиции ребёнка позволит создать постановка младшего школьника в позицию учителя. Обучая другого, он должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности и структурировать его, найти адекватные способы передачи своим ученикам. На своих уроках и во внеурочное время я пытаюсь создавать такие ситуации, когда дети обучают друг друга: работа в парах, в мини группах, помощь товарищу, игра в школу. В четвёртом классе есть дети, которые любят подбирать дополнительный материал, особенно к урокам по окружающему миру и литературному чтению, преподносить его классу в доступной форме, а затем задать несколько вопросов в виде викторины, проверяя усвоение его детьми, иногда даже сладкими призами поощряя наиболее активных. Учитель выступает только в роли помощника. Такую работу организую не только с дополнительным материалом, но и с программным.
Личностно ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно или неправильно»). Задача учителя— выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока:28
• Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.
• Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.
• В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.
• Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.
• Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.
При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Технологизация личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:29
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний
в учебнике (учителем) должно быть
направлено не только на
- в ходе обучения
необходимо постоянное
- активное стимулирование
ученика к самоценной
- конструирование и организация учебного материала, предоставляющий ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
- выявление и оценка
способов учебной работы, которыми
пользуется ученик
- при введении метазнаний,
т.е. знаний о приемах
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Таким образом, при преподавании
английского языка младшим
2.2. Методические приемы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку.
Последние годы свидетельствуют
о значительном повышении интереса
к английскому языку как
Вот приемы реального общения: ученик хочет выяснить, какую оценку он получил за контрольную работу, какие сделал ошибки. Перед ним стоят реальные коммуникативные задачи. Для того чтобы их выполнить необходимо знать как обратиться к учителю на английском языке. (Excuse me/can I ask a question?...); вспомнить лексические единицы (test, mark, mistakes); лексико-грамматические структуры (I would like to) и уметь правильно интонировать. Обучение реальному общению может стать началом личностно-ориентированного подхода в обучении. Учащиеся должны уметь решать коммуникативные задачи, которые возникают на уроке в процессе реального общения, например:
• поздороваться, попрощаться;
• поблагодарить за помощь;
• попросить о чем либо;
• уточнить домашнее задание;
• попросить объяснить правила и т.д.
Г.А.Китайгородская отмечает необходимость «создания тех ситуаций, в которых учащиеся оказываются вынужденными активизировать свои творческие способности, подхлестнуть свою память под воздействием эмоционального переживаний событий».31 Учителю недостаточно просто презентовать лексику или лексико-грамматические структуры и отработать их. Именно постоянное обращение к личности как бы вынуждает учащихся общаться на английском языке. Следующие приемы, такие как создание языкового окружения, постоянный мониторинг, ситуация успеха будут играть положительную роль в утверждении мотивации учащихся. Мощным стимулом общаться на иностранном языке всегда является интерес, подпитанный положительным эмоциональным зарядом. В этом смысле особенно трепетно следует относиться к началу урока: (языковое окружение) оригинальность, нестандартность может иметь решающее значение. Например:
• Разговор «по душам» действует практически безотказно. Ученику намного интереснее вместо традиционного «запишите тему урока» поговорить с учителем о насущных событиях или проблемах. Главное начать беседу с особым интересом: «what wonderful weather we are having today!» or «Just fancy! On my way here I met…»
• Разогревка (warming up) еще один прием начала урока. Прием психологического тренинга «послушаем тишину» будет полезно, если ребята пришли на урок английского языка после физкультуры. Дети рассаживаются и после хлопка ведущего закрывают глаза и в течение минуты прислушиваются к окружающим их звукам. Далее каждый рассказывает, что увидел или услышал. ( I heard someone whispering outside); Упражнение успокаивает, настраивает на работу.
• Розыгрыш (bluffing).Учитель входит в класс и сообщает, что во время перемены с его стола пропала определенная сумма денег. Для выяснения обстоятельств спрашивается кто и что делал во время перемены. В непринужденной обстановке тренируется Past Continious Tense. Интрига позволяет держать в напряжении класс и на время забыть о языке, ведь выясняется такое важное дело. На самом же деле эта отвлеченность позволяет тренировать выученные выражения.
• Sorry, I don’t speak Russian. Это
элементарный прием, может служить
отправной точкой коммуникативного
мероприятия в личностно-
Итак, обязательно поприветствовать детей на английском языке, попросить, кого-либо представиться, рассказать смешную историю, попросить запасную ручку и т.д. но не забыть похвалить ребенка и в конце урока огласить оценки и охарактеризовать работу каждого ученика. Конечно, недостаточно просто самому употреблять эти фразы, надо добиваться, чтобы учащиеся адекватно реагировали на них. В условиях личностно-ориентированного обучения учитель выступает в роли организатора познавательной деятельности учащихся, используя разнообразные приемы и методы. Широкие возможности для активизации учащихся в личностно-ориентированном обучении дает использование ролевых игр, парные и групповые формы работ, различные дискуссии и интервью, проблемные задания и оживленные беседы ,если все это грамотно и уместно применено с ориентацией на конкретную личность и ее продвижение вперед.
В ситуациях реального
общения при использовании личн
Третий прием-это ситуация успеха. Учитель, в принципе, не имеет право на плохое настроение и на головную боль. Урок-время мобилизации всех жизненных сил. Только наполнив себя необходимой энергией и верой в успех можно идти на урок английского языка. Тогда эта энергия и вера передастся ученикам.
Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке. Принцип «ты можешь выразить это по-английски, даже если не помнишь грамматику или лексику, один из основополагающих принципов ситуация успеха».
Итак, метод личностно-
2.3. Пример урока английского языка для младших школьников по учебнику “Enjoy English” (3 класс, автор: Биболетова М.З.) в соответствии с основными положениями личностно-ориентированного обучения
Обучение английскому языку по учебнику Биболетовой М.З. является, на мой взгляд, одним из самых эффективных в общеобразовательной школе и максимально обеспечивающим личностно-ориентированный подход в обучении.32 Организация практического овладения английским языком в предусмотренных языковым курсом в пределах общеобразовательной школы обеспечивает реальный результат обучения, развития и воспитания учащихся, их активную речевую деятельность, расширение их общекультурного кругозора, развивает мышление, память, чувства и эмоции, интерес к стране изучаемого языка, стремление к взаимопониманию с народами, говорящими на этом языке, к диалогу культур, стимулирует их социальную активность в формах, возможных в конкретных условиях обучения.
Деятельность учащихся по овладению английским языком по этому учебнику способствует, что очень важно, на мой взгляд, развитию общих и специальных учебных умений, развитию таких черт характера, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей. Но это может стать возможным только лишь при формировании интереса к самой осуществляемой деятельности, при создании на уроках и во внеурочной деятельности атмосферы доброжелательности, занимательности при развитии творческих способностей школьников, их фантазии, воображения, эстетических склонностей.
Информация о работе Личностно-ориентированное обучение детей младшего школьного возраста