Личностно-ориентированное обучение детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех иллюстрированных приложений.
В работе раскрываются особенности личностно-ориентированного обучения и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

основной материал.doc

— 576.00 Кб (Скачать)

Условия для развития теоретической позиции ребёнка  позволит создать постановка младшего школьника в позицию учителя. Обучая другого, он должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности и структурировать его, найти  адекватные способы передачи своим ученикам. На своих уроках и во внеурочное время я пытаюсь создавать такие ситуации, когда дети обучают друг друга: работа в парах, в мини группах, помощь товарищу, игра в школу. В четвёртом классе есть дети, которые любят подбирать дополнительный материал, особенно к урокам по окружающему миру и литературному чтению, преподносить его классу в доступной форме, а затем задать несколько вопросов в виде викторины, проверяя усвоение его детьми, иногда даже сладкими призами поощряя наиболее активных. Учитель выступает только в роли помощника. Такую работу организую не только с дополнительным материалом, но и с программным.

Личностно ориентированный  урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить"). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал, он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма  обсуждения детских «версий». Она  не должна быть жесткой, в виде оценочных  ситуаций («правильно или неправильно»). Задача учителя— выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно  ориентированного урока:28

•  Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. 

•  Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика. 

•  В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний. 

•  Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач. 

•  Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.

При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания  двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

Технологизация личностно  ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование  учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса. Кратко сформулируем основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:29

- учебный материал  должен обеспечивать выявление  содержания субъектного опыта  ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний  в учебнике (учителем) должно быть  направлено не только на расширение  их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование  наличного субъектного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения  необходимо постоянное согласование  субъектного опыта учеников с  научным содержанием задаваемых  знаний;

- активное стимулирование  ученика к самоценной образовательной  деятельности, содержание и формы  которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения    знаниями;

- конструирование и  организация учебного материала, предоставляющий ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;

- выявление и оценка  способов учебной работы, которыми  пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность  выбора способа должна быть  заложена в самом задании. Необходимо  средствами учебника (учителя) стимулировать  учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- при введении метазнаний, т.е. знаний о приемах выполнения  учебных действий, необходимо выделять  общелогические и специфические  предметные способы учебной работы  с учетом их функций в личностном развитии;

- необходимо обеспечивать  контроль и оценку не только  результата, но главным образом  процесса учения, т. е. тех трансформаций,  которые выполняет ученик, усваивая  учебный материал;

- образовательный процесс  должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

Таким образом, при преподавании английского языка младшим школьникам учитель должен учитывать особенности  личностно – ориентированного обучения.

 

 

 

2.2. Методические приемы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку.

Последние годы свидетельствуют  о значительном повышении интереса к английскому языку как средству международного общения. В настоящее  время ни один учитель не может  пожаловаться на отсутствие интереса у детей к изучению английского  языка. И наша главная задача состоит в том, чтобы поддержать мотивацию учащихся. А мотивация, по словам И.Л. Зимней30, является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности. Очень часто урок иностранного языка остается лишь уроком языка, но не становится уроком иноязычной культуры. И, это зачастую потому, что сам учитель не является или не хочет являться знатоком или пользователем той самой иноязычной культуры, освоением которой он должен заниматься совместно с учениками. А ведь культура приходит к ученику через общение на языке. Учителя упускают из виду тот факт, что значительную часть процесса обучения занимает общение, которое может стать основной проекцией личностно-ориентированного подхода в обучении. Такое общение можно назвать естественным, ибо оно приближено к жизненному.

Вот приемы реального  общения: ученик хочет выяснить, какую  оценку он получил за контрольную  работу, какие сделал ошибки. Перед  ним стоят реальные коммуникативные  задачи. Для того чтобы их выполнить  необходимо знать как обратиться к учителю на английском языке. (Excuse me/can I ask a question?...); вспомнить лексические единицы (test, mark, mistakes); лексико-грамматические структуры (I would like to) и уметь правильно интонировать. Обучение реальному общению может стать началом личностно-ориентированного подхода в обучении. Учащиеся должны уметь решать коммуникативные задачи, которые возникают на уроке в процессе реального общения, например:

• поздороваться, попрощаться;

• поблагодарить за помощь;

• попросить о чем либо;

• уточнить домашнее задание;

• попросить объяснить правила и т.д.

Г.А.Китайгородская отмечает необходимость «создания тех  ситуаций, в которых учащиеся оказываются  вынужденными активизировать свои творческие способности, подхлестнуть свою память под воздействием эмоционального переживаний событий».31 Учителю недостаточно просто презентовать лексику или лексико-грамматические структуры и отработать их. Именно постоянное обращение к личности как бы вынуждает учащихся общаться на английском языке. Следующие приемы, такие как создание языкового окружения, постоянный мониторинг, ситуация успеха будут играть положительную роль в утверждении мотивации учащихся. Мощным стимулом общаться на иностранном языке всегда является интерес, подпитанный положительным эмоциональным зарядом. В этом смысле особенно трепетно следует относиться к началу урока: (языковое окружение) оригинальность, нестандартность может иметь решающее значение. Например:

• Разговор «по душам» действует практически безотказно. Ученику намного интереснее вместо традиционного «запишите тему урока» поговорить с учителем о насущных событиях или проблемах. Главное начать беседу с особым интересом: «what wonderful weather we are having today!» or «Just fancy! On my way here I met…»

• Разогревка (warming up) еще один прием начала урока. Прием психологического тренинга «послушаем тишину» будет полезно, если ребята пришли на урок английского языка после физкультуры. Дети рассаживаются и после хлопка ведущего закрывают глаза и в течение минуты прислушиваются к окружающим их звукам. Далее каждый рассказывает, что увидел или услышал. ( I heard someone whispering outside); Упражнение успокаивает, настраивает на работу.

• Розыгрыш (bluffing).Учитель входит в класс и сообщает, что во время перемены с его стола пропала определенная сумма денег. Для выяснения обстоятельств спрашивается кто и что делал во время перемены. В непринужденной обстановке тренируется Past Continious Tense. Интрига позволяет держать в напряжении класс и на время забыть о языке, ведь выясняется такое важное дело. На самом же деле эта отвлеченность позволяет тренировать выученные выражения.

• Sorry, I don’t speak Russian. Это  элементарный прием, может служить  отправной точкой коммуникативного мероприятия в личностно-ориентированном обучении, не всегда используемый учителями.

Итак, обязательно поприветствовать детей на английском языке, попросить, кого-либо представиться, рассказать смешную историю, попросить запасную ручку и т.д. но не забыть похвалить ребенка и в конце урока огласить оценки и охарактеризовать работу каждого ученика. Конечно, недостаточно просто самому употреблять эти фразы, надо добиваться, чтобы учащиеся адекватно реагировали на них. В условиях личностно-ориентированного обучения учитель выступает в роли организатора познавательной деятельности учащихся, используя разнообразные приемы и методы. Широкие возможности для активизации учащихся в личностно-ориентированном обучении дает использование ролевых игр, парные и групповые формы работ, различные дискуссии и интервью, проблемные задания и оживленные беседы ,если все это грамотно и уместно применено с ориентацией на конкретную личность и ее продвижение вперед.

В ситуациях реального  общения при использовании личностно-ориентированного подхода постоянный мониторинг необходим. Прием «Английская полиция» помогает переложить функцию наблюдателя на самих учащихся. Вначале урока выбирается «английский полицейский», который следит за переходом учащихся на русский язык. Также лучший прием активизировать учащихся вовлечь их в соревнования. Полезно научить их «болеть» по-английски. (Сome on! Have a go! Cheer up!) Можно использовать карточки, жетоны.

Третий прием-это ситуация успеха. Учитель, в принципе, не имеет  право на плохое настроение и на головную боль. Урок-время мобилизации  всех жизненных сил. Только наполнив себя необходимой энергией и верой в успех можно идти на урок английского языка. Тогда эта энергия и вера передастся ученикам.

Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать  веру в возможность решения тех  задач, которые ставятся на уроке. Принцип  «ты можешь выразить это по-английски, даже если не помнишь грамматику или лексику, один из основополагающих принципов ситуация успеха».

Итак, метод личностно-ориентированного обучения в преподавании языка является одним из современных методов  для формирования умений применять знания в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Пример урока английского языка для младших школьников по учебнику “Enjoy English” (3 класс, автор: Биболетова М.З.) в соответствии с основными положениями личностно-ориентированного обучения

 

Обучение английскому языку по учебнику Биболетовой М.З. является, на мой взгляд, одним из самых эффективных в общеобразовательной школе и максимально обеспечивающим личностно-ориентированный подход в обучении.32 Организация практического овладения английским языком в предусмотренных языковым курсом в пределах общеобразовательной школы обеспечивает реальный результат обучения, развития и воспитания учащихся, их активную речевую деятельность, расширение их общекультурного кругозора, развивает мышление, память, чувства и эмоции, интерес к стране изучаемого языка, стремление к взаимопониманию с народами, говорящими на этом языке, к диалогу культур, стимулирует их социальную активность в формах, возможных в конкретных условиях обучения.

Деятельность учащихся по овладению английским языком по этому учебнику способствует, что очень важно, на мой взгляд, развитию общих и специальных учебных умений, развитию таких черт характера, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей. Но это может стать возможным только лишь при формировании интереса к самой осуществляемой деятельности, при создании на уроках и во внеурочной деятельности атмосферы доброжелательности, занимательности при развитии творческих способностей школьников, их фантазии, воображения, эстетических склонностей.

Информация о работе Личностно-ориентированное обучение детей младшего школьного возраста