Личностно-ориентированное обучение детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех иллюстрированных приложений.
В работе раскрываются особенности личностно-ориентированного обучения и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

основной материал.doc

— 576.00 Кб (Скачать)

Введение

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится  в овладении учащимися умением  общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно.

Одним из наиболее эффективных  средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно – ориентированный  подход.

В последние десятилетие, образовательная политика направлена на построение и реализацию вариативного образования. В этих целях созданы различные образовательные учреждения. Но возможен и другой подход к реализации идеи вариативности образования. Он состоит в организации условий, которые при наличии единого для всех образовательного пространства создают развивающую среду, где каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития.

С активизацией процесса демократизации общества усилилась  потребность в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора.

Исследования отечественных, зарубежных педагогов и психологов показывают, что именно младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей  личности, определении собственной позиции в учебном процессе и в других сферах жизнедеятельности. Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в этот период особенно важно оказать ему помощь в становлении и развитии его личности. По мнению ведущих специалистов (Е.В.Бондаревской1, С.В.Кульневич, В.В.Серикова, И.С.Якиманской2 и других), осуществление такой помощи возможно в условиях личностно - ориентированного обучения. Такое обучение тесным образом связано с вопросами гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения.

Обращение к тематике личностно - ориентированного обучения, на наш взгляд, актуально еще потому, что, с одной стороны, во всех школах России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, и в то же время лишь немногие образовательные учреждения в полной мере реализуют идеи личностно - ориентированного обучения на практике.

Методологический уровень  анализа проблемы личностно-ориентированного обучения представлен в работах  Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского3, В.В.Серикова, И.С.Якиманской4 и др. В этом и заключается практическая новизна исследования. Остаются открытыми вопросы о том, как лучше организовать личностно - ориентированный урок в начальной школе, учитывая своеобразие младшего школьного возраста, какие приемы и методы взаимодействия использовать, какой учебный материал выбрать для раскрытия той или иной темы с учетом субъектного опыта ребенка. 

Цель исследования состоит в выявлении особенностей личностно – ориентированного обучения английскому языку младших школьников. 

Объект исследования - личностно - ориентированное обучение английскому языку младших школьников.  

Предмет исследования – способы реализации личностно – ориентированного обучения английскому языку в начальной школе. 

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что личностно – ориентированный подход в обучении английскому языку в начальной школе способствует развитию личности младших школьников при следующих педагогических условиях:

    • проведение обязательного и регулярного психолого - педагогического исследования индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учёт этих особенностей при обучении;
    • отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно - ориентированного обучения - создание условий для развития личностных функций учащихся.

Задачи  исследования:

    • Осуществить теоретический анализ основ личностно - 
      ориентированного обучения на основе изучения психолого – методической литературы по заявленной теме.
    • Выявить оптимальное содержание урока английского языка как формы реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников.
    • Определить наиболее оптимальные приемы, формы и средства личностно - ориентированного обучения младших школьников.

Для реализации задач  исследования возможно применение следующего комплекса методов:

- анализ, синтез и сравнение  исследуемых явлений;

- обобщение и анализ  педагогического опыта;

- организация опытно-экспериментальной  работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1.  Теоретические основы личностно-ориентированного обучения детей младшего школьного возраста.

 

1.1. Сущность личностно-ориентированного  обучения.

«Каждый человек –  отдельная определенная личность, которой  вторично не будет. Люди различаются  по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают его самобытные черты». Эти слова принадлежат русскому поэту Серебряного века Брюсову В.Я. Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.

Современная парадигма  образования ориентирует школу  на реализацию личностно ориентированного обучения.

Личностно - ориентированное  обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.

В основе личностно –  ориентированного обучения лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике, разработанные Карлом Роджерсом:

    • индивид находится в центре постоянно меняющегося мира: для каждого значим собственный мир восприятия окружающей действительности, этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне,
    • человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания,
    • индивид стремится к самопознанию и самореализации, он обладает внутренней способностью к самосовершенствованию,
    • взаимопонимание, необходимое для развития, может достигаться только в результате общения.

Ведущими идеями личностно  – ориентированного обучения (по И.С. Якиманской) являются5:

    • цели личностно – ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
    • обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
    • учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
    • субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
    • при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
    • усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.

Главными компонентами личностно-ориентированного подхода  являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения.

 

 

 

В личностно-ориентированном  обучении выделяются следующие принципы6:

1. Учитель признает  уникальность каждого ученика. При этом подходе должно учитываться то, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к обучению. Она реализуются в форме его индивидуального отношения к образовательной деятельности и результатам этой деятельности.

2. Каждый ученик и  учитель должны понимать уникальность  любого другого человека. Осознание  уникальной ценности человека  – залог личностно-ориентированного обучения.

3. Каждый ученик должен  уметь взаимодействовать с другими  учениками на основе гуманных  отношений. Основной чертой коммуникации между учащимися должна быть толерантность.

4. Личная или коллективно  создаваемая образовательная продукция  ученика не отрицается, а сопоставляется  с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит только после того, как он сам осознал сущность изучаемого явления, процесса или вещи. Взаимодействие ученика с культурно-историческими аналогами происходит аналогично тому, как происходит коммуникация с другими учениками.

При проектировании образовательного процесса нужно исходить из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

Идея личностно-ориентированного обучения проявляется сегодня на двух уровнях7: обыденном и научном. На обыденном уровне личностный подход рассматривается через идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Что касается научного представления о личностно-ориентированном обучении, в рамках предмета дидактики, то он связан с  целями, содержанием образования, методами обучения и входящими в их состав конкретными технологиями, деятельностью преподавания и учения, критериями эффективности образовательного процесса. Концепция личностно-ориентированного образования обновляет эти компоненты.

Собственно личностные функции обучаемого “включаются” в образовательном процессе в том случае, когда ориентировка на усвоение только знаний уже не может обеспечить активную позицию ученика в  учебном процессе. Личностные функции – это в данном случае те проявления человека, которые, собственно, и реализуют социальный заказ “быть личностью”. В качестве таковых функций выделим следующие:8

- функция мотивации  (принятие и обоснование деятельности);

- функция опосредования  (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);

- функция коллизии (видение  скрытых противоречий действительности);

- функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);

- функция рефлексии (конструирование и удержание определенного образа “Я”);

- функция смыслотворчества (определение системы жизненных  смыслов вплоть до самого важного  – сути жизни);

- функция ориентации (построение личностной картины мира, индивидуального мировоззрения);

- функция обеспечения  автономности и устойчивости  внутреннего мира;

- функция творчески  преобразующая (обеспечение творческого  характера любой личностно значимой  деятельности);

- функция самореализации (стремление к признанию своего  образа “Я” окружающими);

- функция обеспечения  уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям).

Полнота этих функций, представленность в деятельности субъектов учебного процесса могут свидетельствовать о том, что образовательный процесс достиг личностного уровня своей организации.

Таким образом, о личностно-ориентированном  обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности учащихся и учителя. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психологические особенности детей  младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст  охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.10

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и  вегетативной нервных систем, костной  и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. 

Информация о работе Личностно-ориентированное обучение детей младшего школьного возраста