Личностно-ориентированное обучение детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех иллюстрированных приложений.
В работе раскрываются особенности личностно-ориентированного обучения и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

основной материал.doc

— 576.00 Кб (Скачать)

Важной задачей курса  начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков  и умения самостоятельного решения  простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.

Каковы же условия, необходимые  для решения этих задач?

Процесс обучения должен соответствовать функциональным и  возрастным особенностям детей.

На 1 место в обучении выходят различные игровые методы. Игра – ведущий вид деятельности младших школьников.  Играя, ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения. Ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности.

Игровые приемы бесконечно разнообразны:

-дидактические игры;

-подвижные игры;

-стихи и песни, сопровождаемые движениями;

-игры-соревнования;

-настольные игры;

-сюжетно-ролевые игры;

Игры развивают сосредоточенность, снимают усталость, повышают умственную активность, помогают сделать процесс  обучения иностранному языку интересным и творческим.

Каждый урок учитель должен строить  как урок общения, максимально приближенный к естественному обучению, чтобы  дети как можно раньше почувствовали  результат своих усилий. Учитель  должен постоянно придумывать все  возможные ситуации, которые были бы интересны детям и делали урок насыщенным. Атмосфера дружеского расположения и совместной увлеченности помогает детям в общении, стимулирует речемысленную деятельность учащихся, развитие фантазии и творческих способностей учащихся, и способствует формированию интереса к иностранному языку.

Учитель иностранного языка  в начальной школе должен знать  не только и психологических, но и  физиологических особенностях младших  школьников.23

Необходимо в сценарии уроков включать одну — две физкультминутки (продолжительность каждой не менее одной минуты), подвижные игры, музыкальные паузы с ритмическим движениями. Двигательная активность помогает раскрепостить ребенка, снять утомление, скованность. Повышается работоспособность, уровень познавательной деятельности.

Проблема индивидуальных различий может решаться обеспечением учителем индивидуального темпа и объема работы учащихся на уроке. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справляться и почувствовать себя участвующим в общей работе класса.

Индивидуализация темпа — это  необходимое условие психологического комфорта ребенка в школе.

Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий  в зависимости от способности  учеников и уровня сформулированности речевых навыков и умений.24 На уроках используются различные учебные задания (наличие или отсутствие опор), работа в группах и парах различного состава. Ученику с рассеянным вниманием, плохой памятью и заторможенным восприятием усваивают учебную программу после многократного повторения, помощи со стороны учителя (дополнительные упражнения, зрительные опоры) и работы в группах (парах) с «сильными» учениками. Ученики, которые быстро усваивают учебный материал, привлекаются к ведению урока, проведению музыкальных и физкультурных минуток, им предлагаются индивидуальные творческие работы (сочинить и придумать стихи, загадки, оформить их, представить в классе), что способствует развитию творческих способностей учащихся и поддерживает высокий уровень интереса к изучению иностранного языка.

Этот возраст (6-9 лет) особенно благоприятен для изучения иностранного языка: шестилетки-семилетки отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, “ секретов” языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.  
Ребенок способен запоминать языковой материал целыми блоками, как бы “ впечатывать” его в память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить, тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, она помогает усвоить язык, в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых, способом познания.  Каждый урок строиться как урок общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети почувствовали результат своих усилий.  
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С помощью игры можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Для более успешного использования игровых моментов на уроках в начальных классах большую роль играют игрушки, сказочные персонажи, с которыми дети знакомы и которых дети любят. Так, обучение в 1 классе идет с применением “ фонетических, лексических, грамматических сказок”. У детей этой возрастной группы высоко развиты восприятие и острота звука. Но природная “хватка” в данном случае должна подкрепляться фонетическими упражнениями, чтобы перейти в навык. А так как такие занятия связаны с многократными надоедающими повторениями, приходиться сочинять фонетические сказки.

В познавательной деятельности восприятие связано с вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. У детей есть непосредственный интерес к изучению языка, им хочется слышать и самим говорить на английском языке. Учет особенностей возраста – это отправная точка для конструирования курса обучения. Дети воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – раскрашивание, пение, танец. На уроках используются эти особенности, учащиеся рисуют на доске и в альбомах. 

Одновременно с обучением чтению ведется работа по овладению каллиграфией и орфографией английского языка. При овладении графической стороной изучаемого языка детьми пишут полупечатным шрифтом, который в настоящее  время получил распространение. Пользование полупечатным шрифтом облегчает процесс обучения чтению, благодаря сходству начертания букв. Важно, чтобы дети запоминали графическую форму начертания слов, без чего невозможно полноценное чтение. Большую помощь в этом оказывают словарные диктанты. С первого урока знакомства учащихся с буквами предусматриваются обязательные письменные упражнения, часть которых выполняется непосредственно на уроке. Чаще всего это прописывание букв на доске и в тетрадях под руководством учителя. Каждое занятие завершается письменным домашним заданием. Сложность и объем заданий постепенно возрастает. Вначале учащиеся учатся писать отдельные слова, которые встречаются при чтении, записывают предложения с помощью моделей. Со временем обучение письму происходит в русле решения коммуникативных задач: выписать из теста предложения, подтверждающие какое-либо утверждение, составить собственные предложения и записать (с опорой или без опоры на модели), составить план.  Изучение языка немыслимо без привлечения наглядности. Она необходима на всех этапах урока, будь это объяснение нового материала или опрос, повторение или закрепление. Применение наглядности в данное время затруднено тем, что почти отсутствует централизованное снабжение средствами наглядности. Это побуждает учителя самому заняться творческой деятельностью, особенно если работать с малышами: за помощью можно обратиться и к учителям начальных классов, а еще лучше привлечь к созданию иллюстрированного материала самих учащихся.

Можно выделить несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного урока:2526

1. Опора на субъектный опыт.

«Основной замысел  личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы  раскрыть содержание индивидуального  опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. “окультурить”), и тем самым  добиться  личностного усвоения этого содержания…

При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция  учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать. что следует сделать, дабы обсудить детские “версии” не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

В этих условиях ученики будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору,  активно способствовать выражению учениками их индивидуальных “семантик” (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует “коллективное” знание, как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.»

2. Знание психофизических особенностей.

«Подбор дидактического материала  к личностно-ориентированному уроку  требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и  знания индивидуальных предпочтений каждого  ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно. вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.» (4)

3.  Роли равноправных партнеров.

«Как построить на уроке учебное общение таким  образом, чтобы ученик мог сам  выбрать наиболее интересующее его  задание по содержанию, виду и форме  и тем самым наиболее активно  проявить себя? Для этого учителю  следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.

Это требует от него учета  не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.»

При построении личностно  ориентированного обучения в младшем  школьном возрасте учителю необходимо строить неотчуждённое обучение.27 Механизм этого обучения  связан с трансформацией реактивного обучения в спонтанное. Именно поэтому в младшем школьном возрасте необходимо использовать разные формы игровой деятельности в качестве средства обучения. Но это возможно тогда, когда ребёнок уже наигрался и может реализовать игровые действия в вербальной форме. Анализ психологических особенностей младших школьников показывает, что простое использование игры не всегда может привести к личностно ориентированному обучению. Современным детям не хватает опыта собственной жизни и, как следствие этого, - собственных личностно значимых проблем. Учитывая это, авторы образовательной программы «Золотой ключик» стали строить совместную жизнь детей через специально организованные события. При организации и проживании таких событий важны два обстоятельства.

Во-первых, событие должно помочь ребёнку выделить и поставить  для себя некоторую проблему. Во-вторых, и при решении этих проблем, и  при их постановке взрослый только помогает ребёнку, а подлинным субъектом такого обучения является сам младший школьник. Выделяя разные проблемы из событий, ребёнок учится структурировать реальные события и имеющуюся в них информацию и классифицировать её по разным основаниям, овладевает произвольными формами внимания. Таким образом, он осмысляет и запоминает предложенный ему в такой форме материал. Школьные уроки по программе «Золотой ключик» - комплексные, совмещающие знания и виды деятельности, предусмотренные программами начального образования.            

Информация о работе Личностно-ориентированное обучение детей младшего школьного возраста