Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:18, курсовая работа
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и трех иллюстрированных приложений.
В работе раскрываются особенности личностно-ориентированного обучения и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Важной задачей курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.
Каковы же условия, необходимые для решения этих задач?
Процесс обучения должен соответствовать функциональным и возрастным особенностям детей.
На 1 место в обучении
выходят различные игровые
Игровые приемы бесконечно разнообразны:
-дидактические игры;
-подвижные игры;
-стихи и песни, сопровождаемые движениями;
-игры-соревнования;
-настольные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
Игры развивают
Каждый урок учитель должен строить как урок общения, максимально приближенный к естественному обучению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Учитель должен постоянно придумывать все возможные ситуации, которые были бы интересны детям и делали урок насыщенным. Атмосфера дружеского расположения и совместной увлеченности помогает детям в общении, стимулирует речемысленную деятельность учащихся, развитие фантазии и творческих способностей учащихся, и способствует формированию интереса к иностранному языку.
Учитель иностранного языка в начальной школе должен знать не только и психологических, но и физиологических особенностях младших школьников.23
Необходимо в сценарии уроков включать одну — две физкультминутки (продолжительность каждой не менее одной минуты), подвижные игры, музыкальные паузы с ритмическим движениями. Двигательная активность помогает раскрепостить ребенка, снять утомление, скованность. Повышается работоспособность, уровень познавательной деятельности.
Проблема индивидуальных различий может решаться обеспечением учителем индивидуального темпа и объема работы учащихся на уроке. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справляться и почувствовать себя участвующим в общей работе класса.
Индивидуализация темпа — это
необходимое условие
Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий в зависимости от способности учеников и уровня сформулированности речевых навыков и умений.24 На уроках используются различные учебные задания (наличие или отсутствие опор), работа в группах и парах различного состава. Ученику с рассеянным вниманием, плохой памятью и заторможенным восприятием усваивают учебную программу после многократного повторения, помощи со стороны учителя (дополнительные упражнения, зрительные опоры) и работы в группах (парах) с «сильными» учениками. Ученики, которые быстро усваивают учебный материал, привлекаются к ведению урока, проведению музыкальных и физкультурных минуток, им предлагаются индивидуальные творческие работы (сочинить и придумать стихи, загадки, оформить их, представить в классе), что способствует развитию творческих способностей учащихся и поддерживает высокий уровень интереса к изучению иностранного языка.
Этот возраст (6-9 лет) особенно
благоприятен для изучения иностранного языка: шестилетки-семилетки
отличаются особой чуткостью к языковым
явлениям, у них появляется интерес к осмыслению
своего речевого опыта, “ секретов” языка.
Они легко и прочно запоминают небольшой
по объему языковой материал и хорошо
его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные
факторы теряют свою силу.
Ребенок способен запоминать языковой
материал целыми блоками, как бы “ впечатывать”
его в память. Но это происходит только
в том случае, когда у него создана соответствующая
установка, и ему очень важно запомнить,
тот или иной материал. Легче всего это
происходит в игре. Игра создает прекрасные
условия для овладения языком, она помогает
усвоить язык, в любом возрасте, но в младшем
школьном возрасте она особенно продуктивна.
В этом возрасте игра является способом
приобщения к миру взрослых, способом познания.
Каждый урок строиться как урок общения,
максимально приближенный к естественному
общению, чтобы дети почувствовали результат
своих усилий.
Игра является действенным инструментом
преподавания, который активизирует мыслительную
деятельность учащихся, позволяет сделать
учебный процесс привлекательным и интересным.
Именно в игре дети усваивают общественные
функции, нормы поведения. Игра ведет за
собой развитие. Развивающее значение
игры заложено в самой её природе, ибо
игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции,
- там активность, там внимание и воображение, там работает
В познавательной деятельности восприятие связано с вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. У детей есть непосредственный интерес к изучению языка, им хочется слышать и самим говорить на английском языке. Учет особенностей возраста – это отправная точка для конструирования курса обучения. Дети воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – раскрашивание, пение, танец. На уроках используются эти особенности, учащиеся рисуют на доске и в альбомах.
Одновременно с обучением
Можно выделить несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно – ориентированного урока:2526
1. Опора на субъектный опыт.
«Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. “окультурить”), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…
При организации личностно-
В этих условиях ученики будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору, активно способствовать выражению учениками их индивидуальных “семантик” (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует “коллективное” знание, как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.»
2. Знание психофизических
«Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно. вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.» (4)
3. Роли равноправных партнеров.
«Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.
Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.»
При построении личностно ориентированного обучения в младшем школьном возрасте учителю необходимо строить неотчуждённое обучение.27 Механизм этого обучения связан с трансформацией реактивного обучения в спонтанное. Именно поэтому в младшем школьном возрасте необходимо использовать разные формы игровой деятельности в качестве средства обучения. Но это возможно тогда, когда ребёнок уже наигрался и может реализовать игровые действия в вербальной форме. Анализ психологических особенностей младших школьников показывает, что простое использование игры не всегда может привести к личностно ориентированному обучению. Современным детям не хватает опыта собственной жизни и, как следствие этого, - собственных личностно значимых проблем. Учитывая это, авторы образовательной программы «Золотой ключик» стали строить совместную жизнь детей через специально организованные события. При организации и проживании таких событий важны два обстоятельства.
Во-первых, событие должно помочь ребёнку выделить и поставить для себя некоторую проблему. Во-вторых, и при решении этих проблем, и при их постановке взрослый только помогает ребёнку, а подлинным субъектом такого обучения является сам младший школьник. Выделяя разные проблемы из событий, ребёнок учится структурировать реальные события и имеющуюся в них информацию и классифицировать её по разным основаниям, овладевает произвольными формами внимания. Таким образом, он осмысляет и запоминает предложенный ему в такой форме материал. Школьные уроки по программе «Золотой ключик» - комплексные, совмещающие знания и виды деятельности, предусмотренные программами начального образования.
Информация о работе Личностно-ориентированное обучение детей младшего школьного возраста