Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:25, реферат
Цель данного реферата - в экстремально-малом
объёме попытаться изложить характерные явления ,возникающие во
взаимоотношениях личности и коллектива.
1 Введение
2 Теория взаимоотношения личность-
коллектив
2.1 Основной принцип
человеческого общения
2.2 Личность и группа. Проблема
взаимоотношений.
2.3 Проблема общности в социальной
психологии.
2.4 Проблемы социальной психологии.
2.5 Понятие единства развития
личности и психики человека.
2.6 Понятие и структура малых групп в
психологии.
2.7 Типы конфликтов и их характеристика.
3 Детский коллектив
4 Изучение межличностных отношений в военном коллективе
и диагностика неуставного
поведения военнослужащих.
4.1 П рофилактика неуставных взаимоотношений.
5 С писок использ уемо й литературы
дети, которые
длительно действовали в
ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели кон-
тактных коллективов, а на
общее, общественно значимое дело, об-
ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Дея-
тельность, выполняемая для общества, была для них важна потому,
что
это было связано с определением своего
места в обществе, с
формированием
самосознания.
Следовательно задача взрослых
заключается в такой организа-
ции
просоциальной деятельности в условиях
детского коллектива,
которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу
в
широком плане. Именно в этом случае
происходит становление
личности ребенка, для
которого общественное дело - потребность.
Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива,
формировать отношения
детей не только к цели данного коллектива
(при сохранении ее конкретной значимости), но и к
общему делу
вообще.
Полученные данные убеждают
в необходимости одновременного
включения детей в специально
организованную "скользящую сеть"
различных коллективов:
а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-
венных, спортивных,
игровых;
б) постоянных, сезонных,
временных;
в) одно- и разновозрастных;
г) малочисленных
и многочисленных.
Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии
соподчинения социально значимых целей деятельности всех коллек-
тивов и подчинения решению
общей задачи не позволяет ребенку
замкнуться в
кругу близких товарищей.
Она непрерывно включает малый коллектив
в большой, группы
детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая пе-
реплетение взаимозависимостей,
разрывая рамки своего конкретно-
го, "нашего"
коллектива, выводя детей в целом на общество. При-
чем
это не формальный разрыв,когда ребенок участвует "то там, то
тут", а система, которая, с одной стороны, способствует
формиро-
ванию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а
с
другой - обеспечивает осознание ребенком его
включенности не
только в данный
коллектив, но и в общество.
В частности, большое число
коллективов, в состав
которых
ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из-
вестную оппозицию, а
скользящие формы разнопланового коллектива
эту
возможность исключают, создавая условия для разнообразного
общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,
сотрудничества,
общих взглядов, интересов детей.
Итак, формирование личности
человека-коллективиста требует
организации системы многопланового детского коллектива, системы,
а
не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом
важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-
ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально
заданного многопланового
коллектива при соподчиненности целей
каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых
задач. Необходимо подчеркнуть,
что воспитание детей в коллекти-
ве,
основу которого составляет система просоциальной деятельнос-
ти
- это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо-
бый, качественно своеобразный подход к формированию растущего
человека как личности.
Изу ение
межли ностных
отношений в военном коллективе и
диагностика
неуставного
поведения
военнослужащих.
Целью диагностики неуставного
поведения является профилактика,
ограничения, предупреждения моральных и
физических оскорблений
личности военнослужащего, в интересах создания здоровой нравственной
атмосферы в воинских коллективах.Индивидуальность воина, ее естественнонаучные
основы, социальнаяприрода
и проявления в повседневной жизни
- предмет особого
интереса для каждого командира. Социальные качества человека обнаруживаются
в его
личности, которая связывает воедино различные психические процессы индивида и
сообщает его
поведению необходимую
Значительными
возможностями по сравнению
с остальными методами
диагностики располагает
приемов и средств, используемых
для изучения групповой динамики (авторитетность, лидерство, сплоченность и
т.п.). Анализируя социограммы, делается вывод о наличии микрогрупп,
дружественных связей и антипатий между
солдатами.
Ранняя диагностика конфликтов во
взаимоотношениях между военнослужащими довольно сложное и многотрудное дело. Но
оно перспективно при условии отлаженной организации управления процессами,
происходящими в воинском коллективе.
профилактика неуставных
взаимоотношений.
Первыми офицерами, которые встречают
призывника, являются офицеры
военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном
формировании у призывников коллективистских качеств, правильном
представлении об уставном
порядке в воинских коллективах,
профилактической воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным
образцам
поведения.
По прибытию
в часть главное внимание должно
уделяться правильному
воинов первичных навыков в выполнении служебных обязанностей. В первые дни
необходимо изучить требования
законов и воинских уставов о взаимоотношениях в воинских
коллективах, разъяснить, как вести себя в тех случаях, когда кто-либо из
сослуживцев посягает
на их достоинство.
Показательным примером
необходимости опеки молодых
воинов в начальный этап их службы может
послужить случай, произошедший в
в/ч 73420 г.Волжского, где я начинал службу. Прибывшее молодое
попол
нение разместили в клубе для распределения
по подразделениям. По чьей
то халатности там не осталось ни одного офицера и уже через несколько
минут старослужащие выносили из клуба
отобранные у молодежи
продукты, вещи, гражданскую
одежду. Злоумышленников удалось
остановить. Очень неуютно чувствовали они себя перед строем части, когда
пришлось возвращать отобранное
законным владельцам. Этот случай оказал
огромное воспитательное воздействие и на молодых воинов, и
на старослущащих. Первые
укрепились в вере в стремлении командиров к социальной справедливости,
вторых, по крайней мере, в течении
нескольких дней не было и видно около клуба части.
!!!
Командиру важно иметь в виду, что в начале службы у воинов актив-
но
складываются межличностные связи.
В интересах воспитания дружбы между
воинами различных национальностей целесообразно равномерно
укомплектовывать все
подразделения солдатами и
сержантами различных национальностей. Необходимо
анализировать, кто из земляков уже служит в данной части, на чем
складываются их контакты. Офицеры должны сосредоточить свои усилия на работе в
микрогруппах, складывающихся на основе землячества, национальности.
С первых дней
службы необходимо выявлять людей склонных к
недисциплинированности,
неисполнительности, пререканиям, "лидеров" с отрицательной
направленностью. Для них наиболее
характерны жестокость, эгоизм, бездуховность,
стремление подчинить себе людей, получить привелегии.В целях обеспечения своего
влияния они чаще всего используют насилие или угрозу его
применения. Обычно "лидер"
обладает ложным авторитетом "бывалого парня", "спортсмена",
"знатока современной музыки" и
т.п. В его поведении ярко проявляется развязность, заносчивость,
грубость, высокомерие, самоуверенность.В выявлении
подобных "лидеров"используют индивидуальные и групповые беседы с
военнослужащими различных периодов службы и национальностей, постоянное
наблюдение за поведением воинов,
анализ их взаимоотношений. К
группе риска относятся,
прежде всего, военнослужащие обладающие
недостатками
воспитания, а именно:
ранее судимые
и имевшие приводы в милицию;
воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, при отсутствии одногоили