Личность и коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:25, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - в экстремально-малом
объёме попытаться изложить характерные явления ,возникающие во
взаимоотношениях личности и коллектива.

Содержание

1 Введение
2 Теория взаимоотношения личность-
коллектив
2.1 Основной принцип
человеческого общения
2.2 Личность и группа. Проблема
взаимоотношений.
2.3 Проблема общности в социальной
психологии.
2.4 Проблемы социальной психологии.
2.5 Понятие единства развития
личности и психики человека.
2.6 Понятие и структура малых групп в
психологии.
2.7 Типы конфликтов и их характеристика.
3 Детский коллектив
4 Изучение межличностных отношений в военном коллективе
и диагностика неуставного
поведения военнослужащих.
4.1 П рофилактика неуставных взаимоотношений.
5 С писок использ уемо й литературы

Работа содержит 1 файл

личн и кол-в.docx

— 52.89 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

по психологии

ЛИЧНОСТЬ

И    КОЛЛЕКТИВ

Сдал

___________      Бочаров

И.В.

(подпись)                         (фамилия, и.о.)

94-Р-1

(группа

или шифр)

Принял

____________      Куликова Л.Г.

(подпись)                        (фамилия, и.о.)

Нижний Новгород

1997год

Оглавление

1                  Введение

2                  Теория взаимоотношения личность-

коллектив

2.1          Основной принцип

человеческого общения

2.2          Личность и группа. Проблема

взаимоотношений.

2.3          Проблема общности в социальной

психологии.

2.4          Проблемы социальной психологии.

2.5          Понятие   единства   развития

личности и  психики человека.

2.6          Понятие и структура малых  групп в

психологии.

2.7          Типы конфликтов и их характеристика.

3                  Детский коллектив

4                  Изучение межличностных отношений  в военном коллективе

и   диагностика неуставного

поведения военнослужащих.

4.1          П рофилактика   неуставных   взаимоотношений.

5                  С писок использ уемо й литературы

Введение

Цель данного  реферата - в экстремально-малом

объёме попытаться изложить характерные явления ,возникающие  во

взаимоотношениях  личности и коллектива. В

виду огромного  объёма темы было решено после краткой  теоретической информации

привести анализ двух наиболее распространённых примеров из жизни человека , в

которых отношения  личности и коллектива играют важнеёшую  роль.

Реферат логически  состоит из трёх частей;

первая-это выдержки из классической теории психологии. Здесь  вводятся основные

понятия и определения , с которыми оперирует психология при определении

личности , общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделено понятию малых

групп , как наиболее часто встречающейся форме коллектива.

Вторая часть  посвящена формированию детского

коллектива и  развитию в нём ребёнка - формирующейся  личности. Этот тип

коллектива взят не случайно , на этом уровне происходит активное познание

ребёнком окружающей среды , складываются первые взаимоотношения  со сверстниками

, формируется  собственное понятие “коллектив”  , осознание собственного “Я”  и

положение собственной  личности в коллективе.

Третья , последняя  часть , рассказывает об особом

, специфическом  коллективе - военном , и отношения  обсуждаются тоже

специфические - неуставные. Данный пример позволяет  проследить взаимоотношения

личности и  коллектива в экстремальной , напряжённой  обстановке.

Теория взаимоотношения  личность-

коллектив

Основной принцип  человеческого

общения

Отношения в  группах по мере их превращения в

коллективы   за

кономерно

изменяются.   Сначала они бывают

относительно  без-

различными (люди,   не знающие или слабо знающие друг   друга,

не

могут   определённо относится друг

к другу),   затем могут

становится конфликтными,   а при благоприятных условиях прев-

ращаться

в   коллективистские.   всё это обычно происходит за

сравнительно  короткое время,   в течение

которого   индивиды,

составляющие    группу,   не   могут измениться как личности.   У

каждого человека есть   свои

положительные   и   отрицательные

черты, свои особые достоинства и недостатки.

То, какой своей

стороной,

положительной или отрицательной,

он выступит   во

взаимоотношениях  с людьми,   зависит от этих людей и социаль-

ного окружения, от особенностей группы, в

которую он включён 

в   данный момент времени.

Согласно   интеракционистской теории личность, будучи

внутренне 

относительно  устойчивой в своих

базовых   свойствах,   внешне 

может   проявлять себя по-разному

в зависимости  от складываю- 

щихся обстоятельств.   Замечена

закономерность:   чем ближе по 

уровню   своего   развития группа находится к коллективу,   тем 

более благоприятные  условия она создаёт для проявления   луч- 

ших   сторон в личности и

торможения того,что  в ней есть худ- 

шего.И напротив,чем  дальше группа по уровню своего развития 

отличается   от коллектива и чем

ближе она находится  к корпо- 

рации, тем большие  возможности она предоставляет  для прояв- 

ления в системе  взаимоотношений худших сторон личности с од- 

новременным торможением  лучших личностных устремлений.

Личность и  группа. Проблема взаимоотношений .

В

самом общем  виде развитие личности можно представить    как 

процесс её вхождения  в новую социальную среду и  интеграции в 

ней.   Этапы развития личности в

относительно  стабильной общ- 

ности называются фазами развития личности:   1. _Фаза становле- 

_ния личности. .

Предполагает  активное усвоение действующих   в 

общности   норм и овладение

соответствующими  формами и средс- 

твами деятельности.   Принеся с

собой в новую  группу всё, что 

составляет   его

индивидуальность,   субъект не может

осущест- 

вить потребность  проявить себя как личность раньше,   чем ос- 

воит действующие  в группе нормы(нравственные,   учебные, про- 

изводственные) и овладеет теми приёмами

и   средствами   дея- 

тельности, которыми владеют другие члены группы. 2. Порожда- 

ется обостряющимися противоречиями между достигнутым  резуль- 

татом адаптации - тем,   что

субъект стал таким,   "как все"

в 

группе и не удовлетворяемой на первом этапе  потребностью ин- 

дивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает 

поиск средств  и способов для обозначения своей    индивидуаль- 

ности,   её фиксации.   3.Детерминируется противоречиями между 

сложившимися  на предидущей фазе

стремлением   субъекта   быть 

идеально представленным в других своими особенностями и  зна- 

чимыми для  него отличиями - с одной стороны,   и потребностью 

общности принять,   одобрить и

культивировать  лишь те демонс- 

трируемые им индивидуальные особенности,   которые ей импони- 

руют,   соответствуют её

ценностям,   стандартам, способствуют 

успеху совместной деятельности с другой стороны.

Проблема общности в социальной психологии. 

Для индивида,   входящего в

группу, осознание  того, принад- 

лежности к  ней осуществляется прежде

всего   через   принятие 

этих   характеристик,   т.есть через осознание факта некоторой 

психической общности с

другими   членами   данной

социальной 

группы.   Можно сказать,   что "граница" группы

воспринимается 

как граница  этой психической общности.

Главной чисто  психо- 

логической характеристикой  группы является наличие так назы- 

ваемого "мы-чувства".

Это означает, что  универсальным прин- 

ципом   психического   оформления общности является различение 

для индивидов,   входящих в   группу,

некоторого   образования 

"мы",   в отличие от

другого образования "они".

"Мы-чувство" 

выражает потребность

отдифференцировать    одну   общность

от 

другой и является своеобразным индикатором осознания  принад- 

лежности к  некоторой группе.

Специфика социально-психологи- 

ческого анализа  группы именно здесь и проявляется:   рассмат- 

риваются выделенные средствами социологии реальные   социаль- 

ные группы, но в  них, далее, определяются те их черты, кото- 

рые в совокупности делают группу психологической   общностью, 

т.есть   позволяют   каждому

её члену идентифицировать себя с 

группой.

Проблемы социальной психологии. 

Социальная психология пользуется определением личности, ко- 

торое даёт общая  психология, выясняет, каким образом, т.есть 

прежде всего  в каких конкретных группах,   личность,   с одной 

стороны,   усваивает социальные

влияния и,   с другой стороны, 

каким образом, в каких конкретных группах она  реализует свою 

социальную сущность. Отличие такого подхода от социологичес- 

кого   заключается   в

том,   что она выявляет,   каким образом 

сформировались  эти социально-типические черты,   почему в од- 

Информация о работе Личность и коллектив