Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:25, реферат
Цель данного реферата - в экстремально-малом
объёме попытаться изложить характерные явления ,возникающие во
взаимоотношениях личности и коллектива.
1 Введение
2 Теория взаимоотношения личность-
коллектив
2.1 Основной принцип
человеческого общения
2.2 Личность и группа. Проблема
взаимоотношений.
2.3 Проблема общности в социальной
психологии.
2.4 Проблемы социальной психологии.
2.5 Понятие единства развития
личности и психики человека.
2.6 Понятие и структура малых групп в
психологии.
2.7 Типы конфликтов и их характеристика.
3 Детский коллектив
4 Изучение межличностных отношений в военном коллективе
и диагностика неуставного
поведения военнослужащих.
4.1 П рофилактика неуставных взаимоотношений.
5 С писок использ уемо й литературы
РЕФЕРАТ
по психологии
ЛИЧНОСТЬ
И КОЛЛЕКТИВ
Сдал
___________ Бочаров
И.В.
(подпись)
94-Р-1
(группа
или шифр)
Принял
____________ Куликова Л.Г.
(подпись)
Нижний Новгород
1997год
Оглавление
1 Введение
2
Теория взаимоотношения
коллектив
2.1 Основной принцип
человеческого общения
2.2 Личность и группа. Проблема
взаимоотношений.
2.3 Проблема общности в социальной
психологии.
2.4
Проблемы социальной
2.5 Понятие единства развития
личности и психики человека.
2.6 Понятие и структура малых групп в
психологии.
2.7
Типы конфликтов и их
3 Детский коллектив
4
Изучение межличностных
и диагностика неуставного
поведения военнослужащих.
4.1 П рофилактика неуставных взаимоотношений.
5
С писок использ уемо й
Введение
Цель данного реферата - в экстремально-малом
объёме попытаться изложить характерные явления ,возникающие во
взаимоотношениях личности и коллектива. В
виду огромного объёма темы было решено после краткой теоретической информации
привести анализ двух наиболее распространённых примеров из жизни человека , в
которых отношения личности и коллектива играют важнеёшую роль.
Реферат логически состоит из трёх частей;
первая-это выдержки из классической теории психологии. Здесь вводятся основные
понятия и определения , с которыми оперирует психология при определении
личности , общества и их взаимоотношений. Особое внимание уделено понятию малых
групп , как наиболее
часто встречающейся форме
Вторая часть посвящена формированию детского
коллектива и развитию в нём ребёнка - формирующейся личности. Этот тип
коллектива взят не случайно , на этом уровне происходит активное познание
ребёнком окружающей среды , складываются первые взаимоотношения со сверстниками
, формируется
собственное понятие “
положение собственной личности в коллективе.
Третья , последняя часть , рассказывает об особом
, специфическом коллективе - военном , и отношения обсуждаются тоже
специфические - неуставные. Данный пример позволяет проследить взаимоотношения
личности и коллектива в экстремальной , напряжённой обстановке.
Теория взаимоотношения личность-
коллектив
Основной принцип человеческого
общения
Отношения в группах по мере их превращения в
коллективы за
кономерно
изменяются. Сначала они бывают
относительно без-
различными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга,
не
могут определённо относится друг
к другу), затем могут
становится конфликтными, а при благоприятных условиях прев-
ращаться
в коллективистские. всё это обычно происходит за
сравнительно короткое время, в течение
которого индивиды,
составляющие группу, не могут измениться как личности. У
каждого человека есть свои
положительные и отрицательные
черты, свои особые достоинства и недостатки.
То, какой своей
стороной,
положительной или отрицательной,
он выступит во
взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социаль-
ного окружения, от особенностей группы, в
которую он включён
в данный момент времени.
Согласно интеракционистской теории личность, будучи
внутренне
относительно устойчивой в своих
базовых свойствах,
внешне
может проявлять себя по-разному
в зависимости
от складываю-
щихся обстоятельств. Замечена
закономерность:
чем ближе по
уровню своего
развития группа находится к коллективу,
тем
более благоприятные
условия она создаёт для
ших сторон в личности и
торможения того,что
в ней есть худ-
шего.И напротив,чем
дальше группа по уровню своего развития
отличается от коллектива и чем
ближе она находится
к корпо-
рации, тем большие
возможности она предоставляет
для прояв-
ления в системе
взаимоотношений худших сторон личности
с од-
новременным торможением лучших личностных устремлений.
Личность и группа. Проблема взаимоотношений .
В
самом общем
виде развитие личности можно представить
как
процесс её вхождения
в новую социальную среду и
интеграции в
ней. Этапы развития личности в
относительно
стабильной общ-
ности называются
фазами развития личности: 1. _Фаза становле-
_ния личности. .
Предполагает
активное усвоение действующих в
общности норм и овладение
соответствующими
формами и средс-
твами деятельности. Принеся с
собой в новую
группу всё, что
составляет его
индивидуальность, субъект не может
осущест-
вить потребность
проявить себя как личность раньше,
чем ос-
воит действующие
в группе нормы(нравственные, учебные,
про-
изводственные) и овладеет теми приёмами
и средствами дея-
тельности, которыми
владеют другие члены группы. 2. Порожда-
ется обостряющимися
противоречиями между достигнутым
резуль-
татом адаптации - тем, что
субъект стал таким, "как все"
в
группе и не
удовлетворяемой на первом этапе
потребностью ин-
дивида в максимальной
персонализации. На этой фазе нарастает
поиск средств
и способов для обозначения своей
индивидуаль-
ности, её фиксации.
3.Детерминируется противоречиями между
сложившимися на предидущей фазе
стремлением субъекта
быть
идеально представленным
в других своими особенностями и
зна-
чимыми для
него отличиями - с одной стороны,
и потребностью
общности принять, одобрить и
культивировать
лишь те демонс-
трируемые им индивидуальные
особенности, которые ей импони-
руют, соответствуют её
ценностям, стандартам,
способствуют
успеху совместной деятельности с другой стороны.
Проблема общности
в социальной психологии.
Для индивида, входящего в
группу, осознание
того, принад-
лежности к ней осуществляется прежде
всего через принятие
этих характеристик,
т.есть через осознание факта некоторой
психической общности с
другими членами данной
социальной
группы. Можно сказать, что "граница" группы
воспринимается
как граница этой психической общности.
Главной чисто
психо-
логической характеристикой
группы является наличие так назы-
ваемого "мы-чувства".
Это означает, что
универсальным прин-
ципом психического
оформления общности является различение
для индивидов, входящих в группу,
некоторого
образования
"мы", в отличие от
другого образования "они".
"Мы-чувство"
выражает потребность
отдифференцировать одну общность
от
другой и является
своеобразным индикатором осознания
принад-
лежности к некоторой группе.
Специфика социально-психологи-
ческого анализа
группы именно здесь и проявляется:
рассмат-
риваются выделенные
средствами социологии реальные социаль-
ные группы, но в
них, далее, определяются те их черты, кото-
рые в совокупности
делают группу психологической общностью,
т.есть позволяют каждому
её члену идентифицировать
себя с
группой.
Проблемы социальной
психологии.
Социальная психология
пользуется определением личности, ко-
торое даёт общая
психология, выясняет, каким образом,
т.есть
прежде всего
в каких конкретных группах, личность,
с одной
стороны, усваивает социальные
влияния и, с другой
стороны,
каким образом,
в каких конкретных группах она
реализует свою
социальную сущность.
Отличие такого подхода от социологичес-
кого заключается в
том, что она выявляет,
каким образом
сформировались
эти социально-типические черты, почему
в од-