Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:25, реферат
Цель данного реферата - в экстремально-малом
объёме попытаться изложить характерные явления ,возникающие во
взаимоотношениях личности и коллектива.
1 Введение
2 Теория взаимоотношения личность-
коллектив
2.1 Основной принцип
человеческого общения
2.2 Личность и группа. Проблема
взаимоотношений.
2.3 Проблема общности в социальной
психологии.
2.4 Проблемы социальной психологии.
2.5 Понятие единства развития
личности и психики человека.
2.6 Понятие и структура малых групп в
психологии.
2.7 Типы конфликтов и их характеристика.
3 Детский коллектив
4 Изучение межличностных отношений в военном коллективе
и диагностика неуставного
поведения военнослужащих.
4.1 П рофилактика неуставных взаимоотношений.
5 С писок использ уемо й литературы
тов);
г) осуществляется непрерывность и усложнение
совместной дея-
тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,
главное, с позиции ее
активного участника, действующего вначале
для
"контактного"
коллектива,потом для
района, города,
общества;
д) деятельность эта направлена на благо
другим людям, об-
ществу. Именно в развитых формах социально одобряемой
деятель-
ности формируется умение
ребенка учитывать интересы,
позицию
другого человека и соответственно
этому ориентироваться в своем
поведении.
Как инструмент воспитаний детский
коллектив организуется
взрослым. При этом важное
значение приобретает вопрос о соотно-
шении: 1) потребности
детей в общении и 2) задач,
поставленных
перед этим коллективом.
Практически в любом
ком
объединении реально существует определенное сочетание данных
двух факторов. Однако
наиболее широкие возможности их взаимо-
действия создаются в условиях сформированного детского коллекти-
ва. Активно включая детей
в решение социально важных задач, та-
кой
коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-
ливает возможности развития индивида как личности. Психолого-пе-
дагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский
коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-
бы
в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на
второй план перед его социально
полезной функцией. Иначе
его
воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так
называемых неофициальных,
неформальных детских объединений.
Детский коллектив, существующий
в современной общеобразова-
тельной школе представляет собой многоплановую систему,
внутри
которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру
и
длительности
существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады-
ваются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и вре-
менных объединений, что проводит всех школьников через положение
руководителей и исполнителей,
формируя умения командовать това-
рищами и подчиняться товарищу,
создавая развернутую сеть разно-
образных связей,
отношений.
Особое место в креплении межколлективных связей занимает це-
ленаправленное создание временных объединений, позволяющих орга-
низовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча-
ется выполнение
кратковременных дел. Психологическое своеобразие
этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас-
читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под
воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-
ся
от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осущест-
влять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.
Но
главное состоит в том, что только в
небольших группах каждый
ребенок может
определить для себя такое
положение в совместной
работе, при котором он
способен приложить все свои знания, силы
и
способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить
свою роль в общей деятельности,
в наибольшей степени адекватную
его
индивидуальным
склонностям.
К числу важных моментов
в организации детского коллектива
относится
разновозрастное построение контактных
объединений
школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру-
ет
обычно существующую
в объединении сверстников
каться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает
влияние
каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же
время сам воздействует на
окружающих, оптимизируя собственное
развитие.
Но этот путь реализуется лишь в
многоплановой системе детс-
кого коллектива школы в целом,
где в сложных структурных связях
находятся контактные коллективы,
разные по длительности сущест-
вования, объему и содержанию деятельности.
В
общешкольном коллективе складывается совершенно особая психо-
логическая ситуация.
Наличие для детей разных возрастов и заня-
тых
разными видами деятельности общих интересов:
общешкольные
дела, взаимоотношения
классов, групп, бригад, штабов, кружков -
создает возможности для установления между детьми развернутых
типов отношений.
В частности общешкольный коллектив
обеспечивает единство,
дружбу, товарищество
старших и младших школьников.
Ежегодно обновляясь,
общешкольный коллектив сохраняет в
то
же
время свои законы, обычаи, традиции и
требования. В этом от-
ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-
давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-
вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол-
лективе, тем прочнее спаяны контактные объединения
детей; чем
значимее, обширнее общая
цель, зримее ее общественный характер,
тем прочнее связи всех
детских коллективов в их общей иерархии.
Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива
обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор-
мирования коллективистских
качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм составляет одно из
определяющих отношений лич-
ности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к об-
щественной делу, выражая
потребность в деле, необходимом другим
людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-
тиве, акцентированном лишь
на достижении своих целей, что таит
опасность развития групповщины.
Нередко дети, проявляя внутри
своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответс-
твенности, не демонстрируют качеств коллективиста за
пределами
своего коллектива.
В чем причина слабой сформированности коллективистских ка-
честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно
указать излишнюю
замкнутость ребенка в
Формирование коллектива класса,
ученической бригады, несом-
ненно, способствуют
воспитанию у детей определенных отношений к
своему коллективу, внутри
коллектива. Однако даже товарищеские
отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе
не
идентичны коллективистским качествам личности
отдельных де-
тей, составляющих коллектив.
Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллек-
тива, потому что быть коллективистом - значит болеть не
только
за
дела своего коллектива. Главное в
коллективизме - обществен-
ная
ориентация деятельности, творческое
отношение к любому дру-
гому человеку
как к цели, а не как к средству
деятельности.
Поэтому формирование подлинно
коллективистских качеств лич
-
ности предполагает "абстрагирование" от дел и целей конкретного
коллектива, связь
этих дел и
целей с более широкими задачами
других коллективов,
образующих общество, именно на
этом пути у
подростка, юноши формируется личная ответственность за общие де-
ла.
В этом плане показательны данные,
полученные в исследовании
по
выявлению условий формирования
коллективистских качеств лич-
ности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования
выглядят следующим
образом.
Возник, однако, вопрос о степени
сформированности коллекти-
вистских качеств личности детей.
Для выяснения этого был прове-
ден
дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в коссвенной
проверке того, как поведет
себя каждый подросток в ситуации вы-
бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что те