Личность и коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:25, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - в экстремально-малом
объёме попытаться изложить характерные явления ,возникающие во
взаимоотношениях личности и коллектива.

Содержание

1 Введение
2 Теория взаимоотношения личность-
коллектив
2.1 Основной принцип
человеческого общения
2.2 Личность и группа. Проблема
взаимоотношений.
2.3 Проблема общности в социальной
психологии.
2.4 Проблемы социальной психологии.
2.5 Понятие единства развития
личности и психики человека.
2.6 Понятие и структура малых групп в
психологии.
2.7 Типы конфликтов и их характеристика.
3 Детский коллектив
4 Изучение межличностных отношений в военном коллективе
и диагностика неуставного
поведения военнослужащих.
4.1 П рофилактика неуставных взаимоотношений.
5 С писок использ уемо й литературы

Работа содержит 1 файл

личн и кол-в.docx

— 52.89 Кб (Скачать)

тов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение

совместной дея-

тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,

главное,   с позиции ее

активного участника, действующего вначале

для

"контактного"  коллектива,потом для общешкольного,а  затем для

района, города, общества; 

д) деятельность эта направлена на благо

другим   людям,   об-

ществу.   Именно   в развитых формах социально одобряемой

деятель-

ности формируется  умение

ребенка   учитывать   интересы,

позицию

другого   человека и соответственно

этому ориентироваться  в своем

поведении. 

Как инструмент   воспитаний   детский

коллектив   организуется

взрослым.   При этом важное

значение приобретает  вопрос о соотно-

шении:   1) потребности

детей в общении  и 2) задач,

поставленных

перед этим коллективом. Практически в любом организованном детс-

ком

объединении реально  существует определенное сочетание  данных

двух факторов.   Однако

наиболее широкие  возможности   их   взаимо-

действия создаются  в условиях сформированного детского коллекти-

ва.   Активно включая детей

в решение социально  важных задач, та-

кой

коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-

ливает возможности  развития индивида как личности. Психолого-пе-

дагогическая    задача   при этом заключается в том,   чтобы детский

коллектив не воспринимался  лишь как форма целесообразности, что-

бы

в глазах детей  воспитательная функция коллектива отступала на

второй план перед его социально

полезной   функцией.   Иначе

его

воспитательное  воздействие нивелируется,   заменяясь влиянием так

называемых неофициальных, неформальных детских объединений. 

Детский коллектив,   существующий

в современной  общеобразова-

тельной школе  представляет собой многоплановую    систему,

внутри

которой дети могут  быть членами объединений, разных по характеру

и

длительности  существования. 

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые  склады-

ваются между    детьми   в изменяющейся структуре постоянных и вре-

менных объединений, что проводит всех школьников через  положение

руководителей и исполнителей,

формируя умения командовать това-

рищами и подчиняться  товарищу,

создавая развернутую  сеть разно-

образных связей, отношений. 

Особое место  в креплении межколлективных  связей занимает це-

ленаправленное  создание временных объединений, позволяющих  орга-

низовать деятельность детей в небольших группах, которым  поруча-

ется выполнение

кратковременных дел. Психологическое своеобразие

этих групп  состоит в том, что школьник в  таком объединении, нас-

читывающем обычно всего несколько детей, постоянно  находится под

воздействием  общественного мнения товарищей  и не может уклонить-

ся

от   принятых норм поведения.   Кроме того детям легче осущест-

влять самостоятельное  руководство небольшим числом   сверстников.

Но

главное состоит  в том,   что только в

небольших группах  каждый

ребенок может

определить   для себя такое

положение в  совместной

работе,   при котором он

способен приложить  все свои знания, силы

и

способности,   т.е.   возникает возможность для каждого выделить

свою роль в  общей деятельности,

в наибольшей степени  адекватную

его

индивидуальным  склонностям. 

К числу   важных   моментов

в организации  детского коллектива

относится

разновозрастное   построение   контактных

объединений

школьников. Разновозрастный  состав детских коллективов нивелиру-

ет

обычно существующую в объединении сверстников тенденцию  замы-

каться в кругу  групповых интересов.   Ребенок испытывает

влияние

каждой такой  группы и, занимая в ней определенное место, в то же

время сам воздействует на

окружающих,   оптимизируя   собственное

развитие. 

Но этот   путь реализуется лишь в

многоплановой системе детс-

кого коллектива школы в целом,

где в сложных  структурных связях

находятся контактные коллективы,

разные по длительности сущест-

вования, объему и содержанию деятельности.

В

общешкольном  коллективе складывается совершенно особая   психо-

логическая ситуация.

Наличие для  детей разных возрастов и заня-

тых

разными видами деятельности   общих   интересов:

общешкольные

дела,   взаимоотношения

классов, групп, бригад, штабов, кружков -

создает возможности  для установления   между   детьми   развернутых

типов отношений. 

В частности    общешкольный   коллектив

обеспечивает  единство,

дружбу, товарищество старших и младших школьников. 

Ежегодно обновляясь,

общешкольный  коллектив сохраняет в

то

же

время свои законы,   обычаи, традиции и

требования. В  этом от-

ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-

давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-

вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол-

лективе,   тем   прочнее спаяны контактные объединения

детей;   чем

значимее,   обширнее общая

цель, зримее ее общественный характер,

тем   прочнее связи всех

детских коллективов  в их общей иерархии.

Целенаправленная  организация разветвленного детского   коллектива

обеспечивает  наиболее благоприятные психологические  условия фор-

мирования коллективистских качеств личности каждого ребенка. 

Коллективизм  составляет   одно из

определяющих  отношений лич-

ности в ее конкретной деятельности - творческое отношение  к   об-

щественной делу,   выражая

потребность в  деле, необходимом другим

людям. Такую  потребность нельзя сформировать в  замкнутом коллек-

тиве, акцентированном    лишь

на достижении своих целей,   что таит

опасность развития групповщины.

Нередко дети,   проявляя   внутри

своего коллектива отношения товарищества,   взаимопомощи, ответс-

твенности, не демонстрируют  качеств коллективиста   за

пределами

своего коллектива. 

В чем   причина   слабой сформированности коллективистских ка-

честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно

указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе. 

Формирование  коллектива класса,

ученической бригады, несом-

ненно,   способствуют

воспитанию у  детей определенных отношений к

своему коллективу,   внутри

коллектива.   Однако даже товарищеские

отношения,   отношения   деловой независимости все же сами по себе

не

идентичны коллективистским качествам личности

отдельных   де-

тей,   составляющих   коллектив.

Коллективизм  не может основываться лишь на делах  своего   коллек-

тива,   потому   что быть коллективистом - значит болеть не

только

за

дела своего коллектива.   Главное в

коллективизме - обществен-

ная

ориентация деятельности,   творческое

отношение к  любому дру-

гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности. 

Поэтому формирование   подлинно

коллективистских  качеств лич

-

ности предполагает "абстрагирование" от дел и  целей   конкретного

коллектива, связь

этих   дел   и

целей с более  широкими задачами

других коллективов,

образующих общество,   именно на

этом пути у

подростка, юноши  формируется личная ответственность  за общие де-

ла.

В этом плане  показательны данные,

полученные в  исследовании

по

выявлению   условий формирования

коллективистских  качеств лич-

ности детей  подросткового возраста.   Схематично эти исследования

выглядят следующим  образом. 
 

Возник, однако,   вопрос о степени

сформированности  коллекти-

вистских качеств  личности детей.

Для выяснения  этого был прове-

ден

дополнительный    эксперимент.   Смысл его состоял в коссвенной

проверке того,   как поведет

себя каждый подросток в ситуации вы-

бора между  личной и социально значимой целью.   Оказалось, что те

Информация о работе Личность и коллектив