Личность и коллектив

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:25, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - в экстремально-малом
объёме попытаться изложить характерные явления ,возникающие во
взаимоотношениях личности и коллектива.

Содержание

1 Введение
2 Теория взаимоотношения личность-
коллектив
2.1 Основной принцип
человеческого общения
2.2 Личность и группа. Проблема
взаимоотношений.
2.3 Проблема общности в социальной
психологии.
2.4 Проблемы социальной психологии.
2.5 Понятие единства развития
личности и психики человека.
2.6 Понятие и структура малых групп в
психологии.
2.7 Типы конфликтов и их характеристика.
3 Детский коллектив
4 Изучение межличностных отношений в военном коллективе
и диагностика неуставного
поведения военнослужащих.
4.1 П рофилактика неуставных взаимоотношений.
5 С писок использ уемо й литературы

Работа содержит 1 файл

личн и кол-в.docx

— 52.89 Кб (Скачать)

них   условиях   формирования личности они проявились в

полной 

мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические 

черты   вопреки   принадлежности личности к определённой соци- 

альной группе.   В большей мере,

чем в социологическом  подхо- 

де,   здесь принимаются в расчёт

такие регуляторы поведения и 

деятельности  личности, как вся система межличностных  отноше- 

ний,   внутри которой наряду с их

деятельностной  опосредован- 

ностью изучается  и их эмоциональная регуляция. От общепсихо- 

логического отличается тем,   что

социальная психология расс- 

матривает поведение  и

деятельность

"социально-детерминиро- 

ванной   личности"   в конкретных реальных социальных группах, 

индивидуальный  вклад каждой личности в деятельность   группы, 

причины,   от   которых

зависит величина этого вклада в общую 

деятельность. Для  социальной психологии главным ориентиром в 

исследовании    личности   является

взаимоотношение личности с 

группой.

Понятие   единства

развития личности и психики человека.

В

жизни конкретного  человенка как индивида,

как отдельного 

представителя   человеческой   общности его личность и психика 

представлены  в неразрывном единстве. Индивид  обладает психи- 

кой,   но в то же время индивид

выступает как  личность, явля- 

ясь субъектом  межчеловеческих, общественных по своей  природе 

отношений. Детерминантой  развития личности является деятель- 

ностно-опосредствованный  тип взаимоотношений,   которые скла- 

дываются   у   человека

с   наиболее   значимой

для него груп- 

пой(группами) в  этот период.   Эти

взаимоотношения   опосредс- 

твуются содержанием  и характером деятельностей,   которые за- 

даёт эта референтная  группа,   и

общения, которое  в ней скла- 

дывается.   Исходя из этого можно

сделать вывод, что развитие 

группы выступает  как фактор развития личности   в   группе.   В 

соответствии    с концепцией

персонализации  индивид характери- 

зуется потребностью быть личностью,

т.е.   оказаться и оста- 

ваться   в   максимальной степени представленным

значимыми для 

него качествами в жизнедеятельности других   людей,   осущест- 

влять своею  деятельностью преобразования их смысловой  сферы,

и

способностью  быть личностью,   т.е.

совокупностью индивиду- 

альных особенностей и средств, позволяющих совершать  деяния, 

обеспечивающие  удовлетворение

потребности   быть   личностью.

Понятие и структура  малых групп в психологии. 

Малая группа   - это

немногочисленные  по составу объединения 

людей,   члены которого имеют

общую цель и  находятся   друг   с 

другом в непосредственных личных контактах. Малую группу ха- 

рактеризует психологическая  и поведенческая общность её чле- 

нов,   которая   выделяет и обособляет её,   придаёт её относи- 

тельную социально-психологическую  автономию, отличает данную 

группу от остальных.   Малые

группы могут  быть разными по ко- 

личественному составу:   от 2-3 до

30-40 человек;    различными

по

структуре отношений,   существующих между

их членами; нео- 

динаковыми по индивидуальному составу,

характеру ценностей, 

норм и правил,   которых

придерживаются  их члены, межличност- 

ным отношениям,   целям и

содержанию деятельности.   Условными 

или   номинальными называются

группы,   которые объединяют лю- 

дей,   не входящих в состав ни

одной малой  группы. В противо- 

положность   им выделяются

реальные группы.   Они представляют 

собой действительно

существующие    объединения   людей,

пол- 

ностью   отвечающие   определению малой группы.   Естественными 

называют такие  группы,   которые

складываются  сами   по   себе, 

независимо от желания экспериментатора.

Они возникают  и су- 

ществуют исходя из потребностей общества   или   включённых   в 

эти   группы людей.   Естественные группы бывают формальными и 

неформальными.Формальные создаются и существуют лишь в    рам- 

ках официально признанных организаций.Также все  естественные 

группы можно  разделить   на   слаборазви

тые   и   высокоразви- 

тые.Слаборазвитые    малые   группы характеризуются тем,   что в 

них нет достаточной  психологической общности,налаженных   де- 

ловых и личных отношений,

сложившейся структуры  взаимодейс- 

твия,чёткого  распределения   обязанностей,приз   нанных

лиде- 

ров,эффективной

совместной               работы.

Типы конфликтов и их характеристика. 

По направленности   конфликты   делятся

на "горизонтальные", 

"вертикальные" и "смешанные".   К "горизонтальным"   относятся 

такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящие-

ся

в подчинении друг другу.   К

"вертикальным" конфликтам от- 

носятся те из них,   в которых

участвуют лица,   находящиеся в 

подчинении один у другого. В смешанных конфликтах предчстав-

лены

и   "вертикальные" и

"горизонтальные" составляющие.

По 

значению для  организации конфликты делятся  на конструктивные

и

деструктивные. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда 

оппоненты не выходят  за рамки этических норм,   деловых отно- 

шений и разумных аргументов.

Неконструктивный  конфликт воз- 

никает в двух случаях:   когда

одна из сторон упорно и жестко 

настаивает   на   своей позиции и не желает учитывать интересы 

другой стороны;   когда один из

оппонентов прибегает  к нравс- 

твенно   осуждаемым методам

борьбы,   стремится психологически 

подавить партнёра,   дискредитируя

и унижая его. По характеру 

причин конфликты  делятся на объективные и субъективные. Пер- 

вые порождены  объективными причинами,вторые - субъективными.

Детский

коллектив 

Развитый детский    коллектив   представляет   собой необходимое

условие самоутверждения  личности.

Ему присущи  общность целей   и

адекватность    мотивов

предметно-практической совместной деятель-

ности,   направленной на

пользу общества, забота об общем резуль-

тате,   определенные

организация и  характер общения, широкая сис-

тема коллективных связей.

Наиболее развитые формы взаимоотноше-

ний   детей   создаются в процессе целенаправленной

организации их

социально-одобряемой деятельности:   учебной,

организационно-об-

щественной,   трудовой,

художественной, спортивной и др. При этом

придание основным типам деятельности детей определенной   целевой

направленности, социальной значимости позволяет не только форми-

ровать отношения  детей внутри возрастных групп,   но и строить их

на

единой основе.   Сочетание

взаимоответственности, с одной сто-

роны,   а с другой -

необходимости проявления самостоятельности в

организации и  осуществления просоциальной деятельности обеспечи-

вает условия  для развития

подлинной

самостоятельности.   Макси-

мальное развитие

самодеятельности    детей выступает

определяющим

признаком развитого  детского коллектива. 

Социально признаваемая

деятельность  как средство формирова-

ния

детского коллектива и определенных отношений его  членов   мо-

жет

быть реализована  в том случае,   если она

соответствующим об-

разом организована. 

Это должна быть такая организация, при которой: 

а) дети разных возрастов  выполняют отдельные части общей  за-

дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение; 

б) значимые   цели   этой деятельности имеют как общественный,

так

и личностный смысл; 

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-

ция   каждого ребенка (от

планирования  дел до оценки ее результа-

Информация о работе Личность и коллектив