Контрольная работа по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит теоретические ответы на вопросы по "Экологии" в курсе педагогики. Вопросы о наблюдении и труде, практическое задание - конспект задания.

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Божья коровка (просыпается). Где это я?

Дети: Божья коровка, ты в детском саду.

Б. коровка: Здравствуйте, дети! Меня прислали к вам мои  друзья. Послушайте, вот что они  написали (читает письмо):

«Дорогие ребята! Мы живые и чувствуем, нам так  же бывает больно, как всему живому на Земле. Мы не можем убежать, потому, что наши корни в земле, не можем сказать: «Не надо, нам больно!», потому, что никто не понимает шороха наших листьев».

В-ль: Ребята, как  вы думаете, от кого это письмо?

Дети: Письмо от комнатных растений.

Б.коровка: Молодцы, догадались! А приключилась у моих зеленых друзей беда. Появились у  них враги.

Б. коровка: Я  сфотографировала их, посмотрите. (показывает набор картинок с изображениями  божьей коровки, щитовки, тли, червеца  и др.).

В-ль: Посмотрите, ребята, а ведь здесь не все враги растениям. Давайте, мы поможем божьей коровке определить, кто из этой компании друг комнатных растений, а кто – враг.

Б. коровка: Да, я  помогаю растениям справиться с  вредителями.

В-ль: Божья коровка, на первый взгляд, кажется безобидным жучком, а на деле она – страшный хищник! Она хлопотливо бегает по веточкам и листочкам, быстро переставляет свои маленькие ножки в поисках еды. Ее еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие сок из растений. Аппетит у нее хороший – за день может съесть до 200 тлей, а ее личинка еще прожорливей. А вы знаете почему божью коровку так называют?

Дети: Потому, что  она умеет себя защищать.

В-ль: Правильно! Эта малышка умеет хорошо защищаться. Божья коровка выделяет «молочко», правда, не белое, как у коров, а оранжевое. На самом деле это не молочко, а едкая и неприятно пахнущая жидкость. Из-за нее не едят коровок ни птицы, ни ящерицы, ни пауки. Поэтому яркая окраска не мешает жить божьей коровке, а помогает, она как бы говорит всем: «Меня не трогай, я не съедобна».

Б. коровка: Только мне, ребята, не справиться. Попросила  я о помощи первоклассников, но что-то они мне не смогли мне помочь. Вы ведь в следующем году придете в школу. А сможете ли вы нашим комнатным растениям помочь? Знаете ли вы что-нибудь о них? А то, может быть, зря мы к вам за помощью обратились? Вот я принесла модели. Определите по ним, какие растения есть у нас в школе. А у вас в группе такие растения есть?

Дети: (по моделям определяют комнатные растения, показывают и называют божьей коровке) это: сансевьера-щучий хвост, бальзамин-огонек, аспарагус, герань.

В-ль: Не беспокойся, божья коровка, ребята много знают  о комнатных растениях. Вот послушай! Ребята! Какие растения мы называем комнатными?

Ребенок: Комнатными называют растения, которые выращивают люди в своем доме, заботятся о них, а растения в свою очередь приносят человеку пользу.

В-ль: Какую пользу приносят комнатные растения?

Дети: Цветы украшают комнату, делают ее уютной;

- Растения выделяют  кислород, которым мы дышим, воздух становится чище;

- Растения поддерживают  влажность воздуха в помещении;

- Растения лечат  людей;

- Отпугивают  вредных насекомых (например, моль).

(Дети во время  ответов используют модели)

Б.коровка: Молодцы, порадовали меня! А знаете, из каких частей состоит растение?

(Дети по моделям  строения растений называют части  растений)

Б. коровка: А  для чего растению нужны корень, стебель, лист, цветок, плод, семя?

(Дети объясняют  по моделям значение частей  растений.)

Б.коровка: Ребята, а что нужно, чтобы растения хорошо росли?

Дети: Тепло, свет, почва, вода.

(Дети показывают  божьей коровке модели потребностей  растений)

Б. коровка: Теперь я поняла, что нужно растениям, чтобы они были такие красивые, как у вас в группе. А больше ничего не нужно?

Дети: Нужно о комнатных растениях заботиться, ухаживать за ними.

(Дети по моделям  рассказывают, как надо ухаживать  за растениями.)

Дети: - Нужно  растения держать в теплых помещениях, т.к. большинство из них прибыли  к нам из далеких стран, где  не бывает холодной зимы.

- Поливать растения  надо водой комнатной температуры,  иначе растения могут заболеть  и погибнуть ;

- Летом растения  поливают каждый день, зимой реже, но необходимо следить, чтобы  почва в горшочках была влажной.

- Надо рыхлить  почву, чтобы к корням поступал воздух;

- После долгой  зимы вносить удобрения в почву;

- Оберегать  растения от вредителей.

Б коровка: Теперь я довольна! Вы действительно много  знаете о растениях. У меня к вам  просьба. Положите в большой конверт  все ваши модельки и отправьте в школу первоклассникам, я им по моделькам все расскажу о растениях и покажу, как нужно заботиться о них.

В-ль: Хорошо, божья  коровка! Ребята с удовольствием  поделятся своими знаниями с первоклассниками.

Б. коровка: Вот  только не знаю, как себя растения чувствуют, пока я у вас нахожусь. А вдруг они погибли?

В-ль: Не волнуйся, божья коровка, теперь твоим друзьям первоклассники помогут. А первого сентября и наши ребята придут в школу не с пустыми руками, а принесут растения в класс.

Ребята, я предлагаю каждому из вас посадить маленькое растение в горшочек, который вы сможете взять с собой в школу. Но сначала давайте вспомним, как размножаются растения.

Дети: Растения размножаются семенами.

В-ль: Правильно, но основной вид размножения комнатных  растений – вегетативный, т.е. размножение частями растений: (показывает модели)

 – стеблевыми  черенками – бальзамин, традесканция, бегония вечноцветущая;

- листовыми  черенками – узумбарская фиалка, бегония-рекс, сансевьера;

- луковицами  – амазонская лилия, амариллис;

- отпрысками  – усы у камнеломки, цветочная  стрелка у хлорофитума, детки  на краях листьев каланхое.

В-ль: А сейчас мы с вами перейдем к практической части .Мы с вами заранее приготовили  посадочный материал. Выберите то, что вам больше нравится. Какие инструменты вам понадобятся?

Дети: Горшок с  землей, совок, лейка с водой.

В-ль: В какой  последовательности будете работать?

Дети: Сначала  надо выкопать лунку, затем налить воды, потом поставить растение, присыпать  землей, укрепить, слегка прижав землю, и еще раз полить.

Дети выполняют  работу. После окончания работы горшочки выставляются в специальный ящик с названием «Юные спутники жизни». Ящик покрывается стеклом для  поддержания влажного микроклимата, чтобы черенки не погибли от высыхания.

В-ль: Вот видишь, божья коровка, сегодня ребята сделали большое дело. Они посадили новые растения, за которыми будут ухаживать, наблюдать за за их ростом и развитием, а осенью принесут в школу.

Б. коровка: Спасибо  вам, ребята, за помощь. Приходите в  школу побыстрее.

Я, божья коровка, и растения, и школьники, и учителя  – все мы будем ждать вас.

А мне пора в  конверт, до свидания! Отправляйте конверт  в школу! 
 
 
 
 
 

 

Формы ознакомления детей  с природой.

 Ознакомление  детей с природой осуществляется  в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия.

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность  формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и  особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение детей  на занятиях осуществляется разными  методами. Выбор методов зависит  от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида — обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Занятия проводятся во всех возрастных группах: в младшей и средней — 2 занятия в месяц, в старших — 1 занятие в неделю.

Подготовка к  занятию.

Эффективность занятия зависит от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать программные задачи занятия.

В определении  содержания программных задач воспитатель  исходит из требований «Программы» и уровня развития детей своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данного занятия в системе работы (идет ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация, упражнение в применении знаний и т. д.).

В программное  содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные.

На занятиях, где используется труд детей, в программных  задачах отражают необходимость  формирования трудовых навыков и умений, а с использованием метода наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности (например, умение обследовать предмет, сосредоточиться на объекте, отыскать яркие части, видеть характерные и существенные признаки и т. п.).

При подготовке к занятию и его проведении важно правильно определить метод  построения занятия. Выбор метода зависит  от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта  и от возраста детей.. Выбранный метод  должен обеспечить полноту реализации программных задач и активную умственную деятельность детей.

Разнообразие  предметов природы и методов  обучения, используемых на занятиях, требует  от воспитателя тщательной подготовки обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, картин детей сажают полукругом. Это позволяет всем активно участвовать на занятии. Если на занятии используется раздаточный материал и каждый получает объект наблюдения, то детям удобнее сидеть за столами. Иногда занятие, посвященное воспитанию навыков труда, организуется в групповой комнате. Поскольку усвоение программного содержания всеми детьми осуществляется в ходе занятия, воспитатель заранее разрабатывает последовательность работы, обеспечивающую продвижение детей в соответствии с программными требованиями, сочетание заданий, систему приемов, активизирующих умственную деятельность детей (поисковые вопросы, сравнение, обследовательские действия и т. п.). В ходе занятия важно привлекать к выполнению задания всех детей. В конце занятия воспитатель, как правило, пользуется педагогической оценкой навыков и умений, отношения детей к занятию, их интереса, дифференцируя ее в зависимости от возраста детей.

Экскурсии.

Экскурсия —  один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

 Преимущества  экскурсий-занятий и в том,  что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Экскурсии в  лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогика"