Контрольная работа по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит теоретические ответы на вопросы по "Экологии" в курсе педагогики. Вопросы о наблюдении и труде, практическое задание - конспект задания.

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Структура распознающих наблюдений.

1 этап – подготовительный. Цель: вызвать интерес /беседа, опыт, показ диафильмов и т.д.\

2 этап – начало  наблюдения. Цель: сосредоточить внимание  на объекте, дать общее представление,  поддержать интерес /сюрпризный момент, художественной слово, показ, пояснения, иллюстрации/

3 этап – основной /15-20, 20-30 мин. в старшей, подготовительной группе. Цель: последовательное рассматривание, обследование, осмысливание воспринятого; помочь выяснить свойства, качества объектов, установить необходимые связи. /вопросы, загадки, сравнение, игровые приемы, стихи/.

4 этап – заключительный. Цель: подведение итогов и закрепление,  оценка использованных способов  обследования.

Руководство распознающим наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения наблюдения и закрепления полученных знаний.

Подготовка  – выбор объекта в зависимости от программы д\с с учетом уровня развития детей и особенностей местности; педагог конкретизирует объем формируемых у детей знаний.

Не следует  торопиться с постановкой целей  перед детьми, задавать вопросы. Нужно дать возможность самостоятельно составить впечатление от наблюдаемого объекта. Лишь на этой основе можно вести наблюдение дальше.

  Приемы  используемые воспитателем по ходу наблюдения: вопросы: репродуктивного характера /кто, что это: Смотрите, что происходит! Посмотрите может быть вы догадались что это?/ поискового /как ты думаешь?/, обобщающего /почему: Зимой темно, а весной в то же время светло? Листья появляются весной, а не зимой/; сравнение, обследование, поисковые, игровые, трудовые действия, показ образа действия, указания, объяснения. 

 

       Наблюдение с использованием раздаточного материала.

        Начиная со средней группы, во время наблюдений, используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два – три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т.д. Такая организация довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие наблюдения, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к природе.

      Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с собственными. Этот способ организации наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. По ходу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению.

В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды  и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя). Использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей.

        Наблюдения за преобразованием объектов или \длительные\ – требует более сложных умственных действий – сопоставление данного состояния объекта с его предыдущим состоянием. Это связано: с наличием ранее сложившихся представлений, умением выделить тот признак, который свидетельствует об изменении объекта, пониманием того, что объект, оставаясь тем же, меняется.

Требования  к организации: воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растений и животных, наглядная опора: рисунки, графики, модели, гербарии, обязательно проводить заключительное наблюдение.

В соответствии с основными стадиями роста и развития длительное наблюдение разбивается на несколько эпизодических. Каждое эпизодическое проводится, когда изменения проявились достаточно ярко. В конце – заключительное наблюдение, итог всех наблюдений.

Этапы: 1. Задание – рассмотреть, 2. сравнить с предыдущим, 3. определить признаки изменений, сравнить с предыдущим 4. подвести итог наблюдения с воспроизведением всего цикла роста и развития объектов.

Воспитатель должен помочь детям восстановить весь процесс  развития. Это может быть организовано в виде рассказов детей. Например, Что происходило с деревьями в разные сезоны? Как мы вырастили лук?   

 Воссоздающее наблюдение (старший дошкольный возраст).

  1. Данный вид требует: активного припоминания, деятельности воображения, идет процесс совершенствования имеющихся знаний, применение их в практических ситуациях - воссоздание картины целого по памяти, по части увиденного.

   Следы на снегу – чьи? (вороны, собаки). Опишите: какая она, что у нее  есть? 
 

 

       
 

5Перспективный  план наблюдений за ростом и развитием огурца (на подоконнике)

              Старшая группа. 

наблюдение цель Вопросы и задания
№1

Наблюдение  и рассматривание  семян огурца.

Рассматривание  семян огурца, определение величины, формы, цвета, характера поверхности.

Дать  представление детям, что для появления ростков необходимы условия: наличие тепла и влаги.

Семена  огурца замачивают, перед детьми ставится задача: наблюдать за их изменением.

  1. Что перед вами?
  2. Какой формы семена огурца?
  3. Какого цвета, размера?
  4. Как вы думаете, какие условия нужны, чтобы семена проросли?
  5. Давайте зарисуем семя огурца в дневнике наблюдений.
№2 Наблюдение за пророщенными семенами огурца, сравнение с сухими семенами.  Учить замечать  и выделять изменения, произошедшие  с семенами огурца. Закрепить представления детей о   способах и условиях необходимых для проращивания семян. Сравнение сухих и проросших семян. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира природы. 1.Что перед  вами?

(Предполагаемые  ответы детей)  - огурцы, семена  огурцов, пророщенные семена.

2. Прошло немного  времени – изменились семена  огурцов?

-семена набухли,  увеличились в размере, у них  лопнула кожица, появился белый  толстый росток.

3.Какие условия  необходимы семенам, чтобы они  проросли? – влага и тепло.

4. Давайте зарисуем  пророщенные семена огурца в дневнике наблюдений.

5. Высадим наши  ростки в грунт.

№3

наблюдение за вегетативным ростом огурца.

Учить замечать и выделять изменения, произошедшие с семенами огурца. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. Воспитывать желание ухаживать за растением, чтобы получить результат труда. 1Что перед  вами? –Предполагаемые ответы детей: ростки огурца, всходы семян огурца, листочки.

2.Прошло две недели – изменились ли огурцы?

-изменились, появились  листочки и стебли.

3. Какие условия внешней среды необходимы для роста огурцов? – вода, свет, тепло, питательные вещества, воздух.

4.Давайте зарисуем в дневнике наблюдений  каким стало растение.

№4 наблюдение за первой стадией онтогенеза – стадия цветения огурца. Учить детей  замечать и выделять изменения, произошедшие с ростками огурца. Закреплять представления детей о необходимых условиях всех факторов внешней среды: влаги, тепла, света, питательных веществ, воздуха. Воспитывать наблюдательность. Вопросы те же

 см. наблюдение  №3

Зарисовать растение.

№5 наблюдение за второй стадией онтогенеза – стадия появления завязи, огурцов. Учить детей  замечать и выделять изменения, происходящие с ростками огурца. Закрепить  знания детей о культурных растениях, о  том, что для роста и развития необходимы специальные условия: тепло, свет, вода, питательные вещества. Воспитывать любовь   и заботливое отношение к природе.
  1. Что перед вами?
  2. Прошло две недели – изменился ли огурец?
  3. Что у него изменилось? Какими они стали?
  4. В каких условиях рос огурец?
  5. Зарисуйте в дневнике наблюдений, какие изменения вы увидели.
№6

Заключительное  наблюдение «Как мы вырастили огурцы».

Рассмотреть растение, определить признаки изменений, подвести итог наблюдения с воспроизведением всего цикла роста и развития огурца. Воспитывать умение радоваться результатам совместного труда.
  1. Что перед  вами?
  2. Прошло немного времени – изменились ли огурцы?
  3. Какими стали огурцы? -большими, зелеными, вкусными, и т.д.
  4. В каких условиях росли  огурцы?
  5. Что находится внутри огурца?- семена, зернышки.
  6. Как вы думаете можно ли использовать эти семена для того, чтобы получить новый урожай огурцов?
  7. А теперь давайте посмотрим наш дневник наблюдений.
 Воспитатель помогает детям воспроизвести весь цикл развития огурца от семени до нового семени. Детям предлагают разложить картинки (рисунки) в том порядке, как рос огурец, и рассказать о последовательности.
 
 
 
 
 

Тема:  «Труд в природе»

1.Требования к труду.

Труд как метод  воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека.

Труд в природе  лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Разнообразный труд в природе доставляет детям  много радости и содействует  их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

1. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

2.В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.

3. Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способности их достижения.

4.Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

5.Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

6.Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: В младшей группе в пределах 5 – 7 минут, в средней – от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

7.Необходимо обеспечить правильную паузу в труде детей. Так, при переносе воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе.

8.Орудие труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовал росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. 

Виды  труда дошкольников.

Труд в природе  предусматривает участие детей  в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развитие способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т.п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведение животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растёт заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Ребята начинают понимать, что животные нуждаются в их заботе.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приёмов ухода, в огороде высаживают различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объём детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щёточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогика"