Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:36, контрольная работа
Работа содержит теоретические ответы на вопросы по "Экологии" в курсе педагогики. Вопросы о наблюдении и труде, практическое задание - конспект задания.
Структура распознающих наблюдений.
1 этап – подготовительный. Цель: вызвать интерес /беседа, опыт, показ диафильмов и т.д.\
2 этап – начало
наблюдения. Цель: сосредоточить внимание
на объекте, дать общее
3 этап – основной /15-20, 20-30 мин. в старшей, подготовительной группе. Цель: последовательное рассматривание, обследование, осмысливание воспринятого; помочь выяснить свойства, качества объектов, установить необходимые связи. /вопросы, загадки, сравнение, игровые приемы, стихи/.
4 этап – заключительный.
Цель: подведение итогов и
Руководство распознающим наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения наблюдения и закрепления полученных знаний.
Подготовка – выбор объекта в зависимости от программы д\с с учетом уровня развития детей и особенностей местности; педагог конкретизирует объем формируемых у детей знаний.
Не следует торопиться с постановкой целей перед детьми, задавать вопросы. Нужно дать возможность самостоятельно составить впечатление от наблюдаемого объекта. Лишь на этой основе можно вести наблюдение дальше.
Приемы используемые воспитателем
по ходу наблюдения: вопросы: репродуктивного
характера /кто, что это: Смотрите, что
происходит! Посмотрите может быть вы
догадались что это?/ поискового /как ты
думаешь?/, обобщающего /почему: Зимой темно,
а весной в то же время светло? Листья появляются
весной, а не зимой/; сравнение, обследование,
поисковые, игровые, трудовые действия,
показ образа действия, указания, объяснения.
Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Начиная со средней группы, во время наблюдений, используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два – три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т.д. Такая организация довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие наблюдения, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к природе.
Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с собственными. Этот способ организации наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. По ходу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению.
В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя). Использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей.
Наблюдения за преобразованием объектов или \длительные\ – требует более сложных умственных действий – сопоставление данного состояния объекта с его предыдущим состоянием. Это связано: с наличием ранее сложившихся представлений, умением выделить тот признак, который свидетельствует об изменении объекта, пониманием того, что объект, оставаясь тем же, меняется.
Требования к организации: воспитатель должен знать основные этапы роста и развития растений и животных, наглядная опора: рисунки, графики, модели, гербарии, обязательно проводить заключительное наблюдение.
В соответствии с основными стадиями роста и развития длительное наблюдение разбивается на несколько эпизодических. Каждое эпизодическое проводится, когда изменения проявились достаточно ярко. В конце – заключительное наблюдение, итог всех наблюдений.
Этапы: 1. Задание – рассмотреть, 2. сравнить с предыдущим, 3. определить признаки изменений, сравнить с предыдущим 4. подвести итог наблюдения с воспроизведением всего цикла роста и развития объектов.
Воспитатель должен
помочь детям восстановить весь процесс
развития. Это может быть организовано
в виде рассказов детей. Например, Что
происходило с деревьями в разные сезоны?
Как мы вырастили лук?
Воссоздающее наблюдение (старший дошкольный возраст).
Следы
на снегу – чьи? (вороны, собаки).
Опишите: какая она, что у нее
есть?
5Перспективный план наблюдений за ростом и развитием огурца (на подоконнике)
Старшая
группа.
наблюдение | цель | Вопросы и задания |
№1
Наблюдение и рассматривание семян огурца. |
Рассматривание
семян огурца, определение величины,
формы, цвета, характера поверхности.
Дать представление детям, что для появления ростков необходимы условия: наличие тепла и влаги. Семена огурца замачивают, перед детьми ставится задача: наблюдать за их изменением. |
|
№2 Наблюдение за пророщенными семенами огурца, сравнение с сухими семенами. | Учить замечать
и выделять изменения, |
1.Что перед
вами?
(Предполагаемые ответы детей) - огурцы, семена огурцов, пророщенные семена. 2. Прошло немного времени – изменились семена огурцов? -семена набухли, увеличились в размере, у них лопнула кожица, появился белый толстый росток. 3.Какие условия необходимы семенам, чтобы они проросли? – влага и тепло. 4. Давайте зарисуем пророщенные семена огурца в дневнике наблюдений. 5. Высадим наши ростки в грунт. |
№3
наблюдение за вегетативным ростом огурца. |
Учить замечать и выделять изменения, произошедшие с семенами огурца. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. Воспитывать желание ухаживать за растением, чтобы получить результат труда. | 1Что перед
вами? –Предполагаемые ответы детей: ростки
огурца, всходы семян огурца, листочки.
2.Прошло две недели – изменились ли огурцы? -изменились, появились листочки и стебли. 3. Какие условия внешней среды необходимы для роста огурцов? – вода, свет, тепло, питательные вещества, воздух. 4.Давайте зарисуем в дневнике наблюдений каким стало растение. |
№4 наблюдение за первой стадией онтогенеза – стадия цветения огурца. | Учить детей замечать и выделять изменения, произошедшие с ростками огурца. Закреплять представления детей о необходимых условиях всех факторов внешней среды: влаги, тепла, света, питательных веществ, воздуха. Воспитывать наблюдательность. | Вопросы те же
см. наблюдение №3 Зарисовать растение. |
№5 наблюдение за второй стадией онтогенеза – стадия появления завязи, огурцов. | Учить детей замечать и выделять изменения, происходящие с ростками огурца. Закрепить знания детей о культурных растениях, о том, что для роста и развития необходимы специальные условия: тепло, свет, вода, питательные вещества. Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе. |
|
№6
Заключительное наблюдение «Как мы вырастили огурцы». |
Рассмотреть растение, определить признаки изменений, подвести итог наблюдения с воспроизведением всего цикла роста и развития огурца. Воспитывать умение радоваться результатам совместного труда. |
|
Тема: «Труд в природе»
1.Требования к труду.
Труд как метод
воспитательно-образовательной
Труд в природе
лишь в том случае имеет воспитательно-
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
1. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
2.В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями.
3. Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способности их достижения.
4.Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
5.Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
6.Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: В младшей группе в пределах 5 – 7 минут, в средней – от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.
7.Необходимо обеспечить правильную паузу в труде детей. Так, при переносе воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе.
8.Орудие труда должны
быть абсолютно безопасны и соответствовал
росту и силам ребенка, но вместе с тем
нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный,
а настоящий.
Виды труда дошкольников.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развитие способности к физическому усилию.
В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его. Дети рассматривают растения («Покажи, где листочки маленькие, а где большие», «Понюхай цветок», «Посчитай, сколько распустилось цветков» и т.п.). Педагог разъясняет необходимость ухода за растениями и животными.
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведение животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растёт заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей. Ребята начинают понимать, что животные нуждаются в их заботе.
Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приёмов ухода, в огороде высаживают различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объём детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щёточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.