Контрольная работа по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит теоретические ответы на вопросы по "Экологии" в курсе педагогики. Вопросы о наблюдении и труде, практическое задание - конспект задания.

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приёмах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приёмы размножения растений путём черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, булкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т.д.).

У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

Труд в природе: уход за комнатными растениями: поливка, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за комнатными животными: приготовление пищи и кормление (с помощью взрослых), прогулка, посев овса (для черепахи, попугая, канарейки); выращивание рассады для высадки на огороде, в цветнике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян; участие в прополке, поливке, перекопке земли, сборе фруктов и овощей, покраске деревьев.

    Педагог должен подходить к организации  трудовой деятельности с позиции вариативности, предлагая детям различные ее виды:

    -уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями;

     -работа  на огородах разного типа;

     - посадка деревьев, кустарников;

     - содержание в порядке территории;

    Посильная и безопасная очистка территорий (лес, парк, берег реки);

     - починка, реставрация книг, игрушек и т.п. (экономное природоиспользование);

     - подкормка птиц и животных  с учетом их биологических  особенностей;

     - создание кормушек, дополнительных  местообитаний для животных с  учетом природных особенностей.

    В то же время в трудовую деятельность ребенка в природе целесообразно  включать сбор живых организмов. Ведь природа это огромная мастерская для творчества. Художественное творчество с использованием природных материалов – это один из путей приобщения детей к труду. В желуде, шишке, в причудливых ветвях таятся образы сказочных героев, вот почему дети любят работу с природным материалом. 
Формы организации детей.

Труд детей  в природе организуют в форме  индивидуальных поручений, коллективного  труда и дежурства.

Индивидуальные  поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственность за порученное дело, настойчивость, аккуратность, привычки к трудовому усилию.

Коллективный  труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умение всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умение принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре  коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное задание; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений, в результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на насколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

     Дежурства являются одним из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей.

     В уголке природы дети имеют возможность  хорошо рассматривать

 растения  и животных, наблюдать за ними  длительное время; они овладевают  трудовыми навыками, учатся заботиться  о своих питомцах.

Труд  в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста воспитанников). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы.  Постоянные дежурства в составе 2 – 3 человек вводятся со старшей группы.

В первых числах сентября проводится беседа о работе дежурных, на которой надо познакомить детей с обязанностями дежурных в уголке природы, уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями и животными, познакомить с новыми способами.

В дальнейшем дежурные ежедневно осматривают  комнатные растения, по мере надобности поливают, протирают, опрыскивают их, кормят животных, участвуют в чистке клеток, моют кормушки, поилки.

 

Формы организации  труда в цветнике и на огороде.

Интересная и  разнообразная работа проводится в  цветнике и на огороде. Дети наблюдают  за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, подкормка, рыхление, сбор семян и  урожая и т.д.). Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на трудолюбие, самостоятельность и взаимопомощь.

Труд и наблюдения в цветнике и на огороде проводятся утром и вечером. Их организация  зависит от цели. Со всеми детьми можно проводить посадку, посев, сбор урожая. Такой труд, как подготовка земли, полив растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т.д., лучше проводить с подгруппой детей.

В старшей и  подготовительной к школе группах  возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.

 

     

  Методика руководства  трудовой деятельностью в младших группах.

Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными  и растениями в уголке природы  и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Это учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.

Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлечь детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.

Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку  определяет воспитатель.

Дети выполняют  индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растения приготовленной водой и т.д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен к нему детей поочередно, так как необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.

Во второй младшей  группе возможна организация труда  всего коллектива детей, например, посадка  лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. Труд этот будет организован  как труд рядом. Каждый ребенок действует  в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей  группе возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядки или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам  труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснениями, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.

Труд детей  проходит при участии воспитателя  или под его наблюдением. В  ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляется на занятиях. 

 

 Методика руководства трудовой деятельностью в подготовительной к школе группе.

Воспитанники подготовительной к школе группе под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделки грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Дети продолжают ухаживать за животными - обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущими на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать связь между теми условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условия их существования в природе.

 Дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

 В этом  возрасте необходимо сформировать  умение принимать и ставить  трудовую задачу, представлять результат  ее выполнения, определять последовательность  трудовых операций, отбирать необходимый  материал, самостоятельно выполнять  трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длинными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В подготовительной группе дети дежурят по природе.

Длительность  дежурств – до двух дней, а можно  и до недели. Длительные дежурства  формируют чувство ответственности, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят  целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умении по уходу за животными и растениями организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том кто, что будет делать и в какой последовательности.

 Помощь воспитателя  заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т.д. Если дежурные  выполняют работу по уходу  за новыми для них животными,  воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

Большую роль в  руководстве работой дежурных имеет  оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как  они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и в поведении животных. При оценке дежурств, следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

 При организации  общего труда дети подразделяются  на подгруппы. Каждая подгруппа  выполняет то или иное поручение, а результат получается общий.

Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян  для корма птиц и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогика"