Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:36, контрольная работа
Работа содержит теоретические ответы на вопросы по "Экологии" в курсе педагогики. Вопросы о наблюдении и труде, практическое задание - конспект задания.
Департамент образования г. Москвы
Педагогический
колледж № 6
Домашняя контрольная работа
по
Методике экологического образования
студентки группы № 2 «З»
Усок
Ольги Борисовны.
Преподаватель: Вязьмина Л.Н.
г. Москва
2011 –
2012 уч. год
Тема: «Наблюдение как метод
экологического образования »
1.Наблюдение как метод экологического образования.
Одним из самых важных методов экологического воспитания является наблюдение.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, устанавливать связи между объектами и явлениями природы.
Видный
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее разнообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредоточиваться на явления природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению. Очень важно воспитывать у детей интерес к природе. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребёнка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью, развивается и любознательность. В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитие которого И.П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: Что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это, возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Например, «Почему на крыше появляются сосульки?» задают вопрос дети. Вместо ответа на этот вопрос можно организовать длительное наблюдение за возникновением и изменением сосулек. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым.
Данные исследования последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных, и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.
Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребёнок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
Многогранный мир пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мыслей» - отмечает В.А.Сухомлинский.
Наблюдение природы,
по образному выражению В.А.
Крупнейшие представители классической педагогики прошлого, уделяли большое внимание наблюдению и влиянию наблюдения на развитие личности ребёнка.
Я.А. Каменский отмечал, что ребёнок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство», гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А.Каменского.
Беспредельную любознательность и пытливость маленького ребёнка, его естественную склонность к наблюдению отмечал другой известный педагог, психолог и философ прошлого Д. Локк: «Способность замечать малейшее различие между вещами, свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, который помогает разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию», - писал он.
Здесь главная задача – научить ребёнка любить природу. Дети должны видеть в труде источник духовной радости. Так, если ребёнок вырастил цветы для того, чтобы любоваться ими, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой, а творилась эта красота для радости других – он не способен на подлость, цинизм, бессердечность. Это один из сложных вопросов нравственного воспитания.
Воспитание заботливого
отношения к природе возможно
тогда, когда дети будут располагать
хотя бы элементарными знаниями о
ней, овладеют несложными способами
выращивания растений, ухода за животными,
научатся наблюдать природу, видеть её
красоту. На этой основе и формируется
любовь к родному краю.
2. Общие требования к организации наблюдений.
Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.
1.
Цель и задача наблюдения
2. Для каждого наблюдения
3. В организации наблюдений
4. Наблюдение должно
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в
процессе наблюдений, должны закрепляться,
уточняться, обобщаться и
7. В результате каждого
3. Структура наблюдений.
Каждое из наблюдений имеет начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты – все это может вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю.
Вторая часть наблюдения является основной. Основная часть должна быть цельной, единой. Задача воспитателя – использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Секунды молчания и тишины – главный момент наблюдения: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Дождавшись высказывания большинства детей, воспитатель подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы, не спешит делать пояснение в случае неуспеха, а задает новые, уточняющие или по другому сформулированные вопросы. Нельзя отвлекать детей длительными пояснениями, дополнениями, стихами, загадками. Для усиления наблюдения можно использовать действия и движения, которые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства.
Завершение наблюдения должно
быть эмоциональным, чтобы
4. Виды наблюдений.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.
Распознающее наблюдение – знания о свойствах и качествах, разнообразии, связях и отношениях. Такое наблюдение обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Здесь представлена наибольшая сенсорная основа. Потому, что может использоваться во всех возрастных группах при
ознакомлении детей с новыми объектами, а также для расширения сложившихся представлений.
Формируются
умения: принимать задачи, сосредоточивать
внимание на объекте,
Проводя с детьми распознающее наблюдение, воспитатель стремится: вызвать интерес к предстоящему наблюдению /заранее сообщает/, привлечь к созданию необходимой обстановки, размещает объект, чтобы он был виден всем детям.