Контрольная работа по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит теоретические ответы на вопросы по "Экологии" в курсе педагогики. Вопросы о наблюдении и труде, практическое задание - конспект задания.

Работа содержит 1 файл

экология.doc

— 221.00 Кб (Скачать)
 

Департамент образования г. Москвы

Педагогический  колледж № 6 
 
 
 
 
 
 

Домашняя  контрольная работа

по

Методике  экологического образования

студентки группы № 2 «З»

Усок  Ольги Борисовны. 
 
 
 
 

              Преподаватель: Вязьмина Л.Н.

                                                Дата предоставления работы:

                                                Дата проверки:

                                                Оценка: 
 
 
 

г. Москва

2011 –  2012 уч. год 
 

Тема: «Наблюдение как метод

экологического  образования »

1.Наблюдение как метод экологического образования.

Одним из самых  важных методов экологического воспитания  является наблюдение.

Наблюдение –  это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Для успешного  достижения поставленной цели воспитатель  продумывает и использует специальные  приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, устанавливать связи между объектами и явлениями природы.

            Видный отечественный  психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает  наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Включение разнообразных  органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей  является основным. Необходимость и  значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет  показать детям природу в естественных условиях во всем ее разнообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредоточиваться на явления природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием готовности детей к обучению. Очень важно воспитывать у детей интерес к природе. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребёнка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью, развивается и любознательность. В основе последней лежит ориентировочный и исследовательский рефлекс, развитие которого И.П. Павлов считал характерной особенностью человека. У детей дошкольного возраста этот рефлекс очень ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрослым: Что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это, возможно, привлекать их самих к решению различных вопросов. Например, «Почему на крыше появляются сосульки?» задают вопрос дети. Вместо ответа на этот вопрос можно организовать длительное наблюдение за возникновением и изменением сосулек. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым.

 Данные исследования последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных, и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребёнок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Многогранный мир пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мыслей» - отмечает В.А.Сухомлинский.

Наблюдение природы, по образному выражению В.А.Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество.

Крупнейшие представители  классической педагогики прошлого, уделяли  большое внимание наблюдению и влиянию  наблюдения на развитие личности ребёнка.

Я.А. Каменский  отмечал, что ребёнок должен непосредственно  изучать окружающий мир: «Чем более  знание опирается на ощущение, тем  оно достовернее. Если мы желаем привить  учащимся истинное и прочное знание вещей, обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство», гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А.Каменского.

Беспредельную любознательность и пытливость маленького ребёнка, его естественную склонность к наблюдению отмечал другой известный  педагог, психолог и философ прошлого Д. Локк: «Способность замечать малейшее различие между вещами, свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, который помогает разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию», - писал он.

Здесь главная  задача – научить ребёнка любить природу. Дети должны видеть в труде источник духовной радости. Так, если ребёнок вырастил цветы для того, чтобы любоваться ими, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой, а творилась эта красота для радости других – он не способен на подлость, цинизм, бессердечность. Это один из сложных вопросов нравственного воспитания.

Воспитание заботливого  отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать  хотя бы элементарными знаниями о  ней, овладеют несложными способами  выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь к родному краю. 
 

 

 

      2. Общие требования к организации наблюдений.

      Каждый  вид наблюдений требует своеобразного  руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.              

      1. Цель и задача наблюдения должны  быть поставлены четко и конкретно.  Во всех случаях задача должна  иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

       2. Для каждого наблюдения воспитателю  необходимо отбирать небольшой  круг знаний. Представления об  объектах природы формируются  у детей постепенно, в результате  многократных встреч с ними. Каждое  наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

       3. В организации наблюдений следует  предусматривать системность, что  обеспечит их взаимосвязь. В  результате у детей сформируется  полное, глубокое представление об окружающей природе.

       4. Наблюдение должно способствовать  развитию умственной и речевой  активности детей. Активизация  умственной деятельности достигается  разнообразными приемами: постановка  конкретной и доступной задачи  наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

       5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

       6. Знания, полученные детьми в  процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться  с помощью других методов и  форм работы. Такими способами  могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

       7. В результате каждого наблюдения  у детей должно быть сформировано  представление или элементарное  понятие о том или ином объекте  природы, отношение к нему.

 

       3. Структура наблюдений.

      Каждое  из наблюдений имеет начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать внимание. Приемы, которыми пользуется воспитатель в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты – все это может вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю.

      Вторая  часть наблюдения является основной. Основная часть должна быть цельной, единой. Задача воспитателя – использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 с. Секунды молчания и тишины – главный момент наблюдения: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Дождавшись высказывания большинства детей, воспитатель подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашел верные ответы, не спешит делать пояснение в случае неуспеха, а задает новые, уточняющие или по другому сформулированные вопросы. Нельзя отвлекать детей длительными пояснениями, дополнениями, стихами, загадками. Для усиления наблюдения  можно использовать действия и движения, которые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства.

        Завершение наблюдения должно  быть эмоциональным, чтобы дети  после него находились в хорошем  настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких либо специальных приемов. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки – и все это по поводу наблюдения.

 

      

      4. Виды наблюдений.

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в  комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.

 Распознающее наблюдение – знания о свойствах и качествах, разнообразии, связях и отношениях. Такое наблюдение обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Здесь представлена наибольшая сенсорная основа. Потому, что может использоваться во всех возрастных группах при

 ознакомлении  детей с новыми объектами, а также для расширения сложившихся представлений.

 Формируются  умения: принимать задачи, сосредоточивать  внимание на объекте, следовать  плану, использовать обследовательские  и поисковые действия, находить  характерные признаки объектов.

Проводя с детьми распознающее наблюдение, воспитатель стремится: вызвать интерес к предстоящему наблюдению /заранее сообщает/, привлечь к созданию необходимой обстановки, размещает объект, чтобы он был виден всем детям.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогика"