Контрольная работа по « Психология и педагогика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Вы собираетесь пойти устраиваться на работу и знаете, что нужно пройти собеседование.
Как вам лучше подготовиться к этому событию? Как следует вести себя во время собеседования? Какие не следует допускать ошибки при разговоре с работодателем?

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

  Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для  каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

  1. Наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).
  2. Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной и они вносят свой разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).
  3. Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, может приводить к разделению группы на подгруппы, формирует внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

  VI. Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы - важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, 
норм, как правило, позволяется только лидеру.

  Таким образом, группа имеет следующие  психологические характеристики групп: групповые потребности, интересы, мнения, цели, ценности, нормы.

Группе  присущи следующие общие закономерности:

  1. группа неизбежно будет структурироваться;
  2. группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят);
  3. изменение места человека в группе может происходить неоднократно. 

   По психологическим характеристикам  различают:

  1. группы членства;
  2. референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

  Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, но они всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет приобщиться. 
 

Задание 4. Изучите ситуацию: на работе служащий постоянно думал о ссоре, произошедшей дома. Ему не давала покоя мысль о том, что жена не понимает его увлеченность работой. К тому по пути на работу он застрял в автомобильной пробке. А в заключении ко всему, придя на работу, получил серьезный выговор за небольшую ошибку, допущенную в его работе накануне. У служащего наступило стрессовое состояние. Какие основные приемы ухода от стресса вы порекомендовали ему? 

  Ответ: Большая часть способов снятия напряжения может быть представлена в виде трех простых категорий. Это релаксаторы, приемы, отвлекающие внимание, и приемы, избавляющие от напряжения.

     Релаксаторы действуют по линии  ослабления физического напряжения. Мы почти всегда чувствуем себя лучше, после того как расслабились наши мышцы.

     Техника релаксации включает  три следующие ступени:

  1. Отложить на время решение проблемы, которая вас беспокоит.
  2. Заняться в течение двух-трех минут релаксацией, используя один из способов, представленных ниже.
  3. Освободившись от напряжения, возвратитесь к решению первоначальной проблемы. 
         Приемы, отвлекающие внимание, работают по следующей схеме:
  4. Не касаться своих проблем.
  5. Полностью переключить внимание на что-нибудь совершенно постороннее.
  6. Возвратиться к прежней проблеме, взглянув на нее по-новому.

  Передышка. Обычно, когда мы бываем расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания -один из основных способов "выбросить из головы".

  Отложить  в сторону все проблемы, которые беспокоят. Вы сможете вернуться к ним, когда пожелаете, но нет беды в том, чтобы дать себе передышку. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Если хотите, посчитайте до пяти, пока делаете вдох, и до семи, когда выдыхаете. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все ваши беспокойства и неприятности улетучиваются.

  Передышка — это техника релаксации. Но вместе с тем она может сработать и как средство, отвлекающее внимание, уводящее мысли от наших проблем хотя бы на несколько минут.

     Следующий способ относится к  числу снимающих напряжение.

  Простые утверждения. Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

Сейчас  я чувствую себя лучше.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить  ее на всякие беспокойства.

Что бы ни случилось, я постараюсь сделать  все от меня зависящее, чтобы избежать стресса.

Внутренне я ощущаю, что у меня все будет в порядке.

  Постарайтесь  придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными; избегайте негативных слов. Очень важно повторение.

  Сделайте  шаг. Часто источником беспокойств и огорчений являются реальные или возможные события, порождающие нашу неуверенность в своих действиях. Здесь поможет вопрос, обращенный к самому себе: "Что следует предпринять в первую очередь, чтобы выйти из создавшейся ситуации?". Совсем не обязательно, чтобы этот первый шаг сразу же привел к решению проблемы. Но без него невозможно начать. Действие рождает надежду, а надежда порождает следующее действие.

Три способа, с которые описаны выше, можно  свести к следующей программе  действий:

  1. Отложите в сторону свои проблемы, дышите спокойно и глубоко в течение трех минут.
  2. Каждый раз в момент вдоха повторяйте какое-либо утверждение типа: "Я начинаю чувствовать себя лучше".

3. Успокоившись, постарайтесь решить, хочется ли  вам продолжать заниматься какой-либо  из ваших проблем. Если да, то используйте способ "Сделайте шаг". Помните, что сфокусировать внимание надо на том, что вы можете решить данную проблему, а не на том, что вы не можете этого сделать.

  Теперь  ознакомимся с техникой релаксации, которую можно использовать, когда  появляется необходимость расслабить какую-то конкретную часть тела.

Думайте нежно. С помощью воображения  снимает физическое напряжение.

  Направьте внимание на напряженную мышцу. Вообразите, что она превращается во что-то мягкое. Можете представить себе горящую свечу, которую вы держите в руке. Воск тает и капля за каплей капает вам на руку. Вы ощущаете его тепло. Ваши мышцы начинают расслабляться. Если этот способ ослабляет напряжение хотя бы на двадцать или более процентов, вам стоит его использовать.

Вы можете использовать любые образы и картины, ассоциирующиеся с миром и доверием.

  В дополнение к образам можно использовать некоторые слова и фразы, которые  тоже способствуют снятию напряжения. Слова обладают едва ли не магической силой воздействия на нас.

Волшебное слово. Прерывает автоматический поток мыслей при помощи успокаивающего слова или фразы.

  Выберите  простые слова типа: мир, отдых, покой, успокоиться, уравновешенный. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. Пусть мысли проносятся в вашей голове, не давайте им завладеть вами. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторяйте слово, фразу или считайте про себя в течение шестидесяти секунд. Дышите медленно и глубоко.

  Для лучшего усвоения способа первое время занимайтесь в тихом  месте не менее десяти минут. Постепенно ваш разум научится ассоциировать этот способ с релаксацией. В конце концов он начнет срабатывать за две-три минуты.

  Последние три способа способствуют позитивным изменениям в восприятии того, что  вы видите и слышите вокруг себя. Подумайте о своем собственном  визуальном и слуховом окружении. Как вы сможете подпитывать свое сознание при помощи успокаивающих картин и звуков? Музыка способна служить быстрым и эффективным способом смены настроения. Используйте для этого записи тех музыкальных произведений, которые помогают вам почувствовать себя счастливыми и спокойными.

     Существует ещё много способов  релаксации. Мы же охватили только  основные, которые дают общую картину техники релаксации. 

Задание 5. Сформулируйте обыденные ситуации общения. 

  Ответ: В каждой культуре, в каждом обществе людей есть своего рода "кодекс" взаимных ожиданий, одобряемых "моделей" и правил общения. Именно этот "кодекс" и составляет основу этикета общения, который пронизывает (у практически все виды и официального (служебного, общественного, гражданского) и неофициального (семейного, бытового, товарищеского) взаимодействия.

            Конечно, конкретный "набор"  правил зависит от характера  самой ситуации, от целей и  задач партнеров. В самом общем виде обыденные ситуации общения можно сгруппировать следующим образом:

   1. Диадное, интимно-личностное общение  - взаимодействие двух человек,  как правило, близких или хорошо знакомых друг с другом (приятелей, мужа и жены; влюбленных и т.п.). Чаще всего выделить какую-то рациональную: цель, лежащую в основе такого общения, бывает трудно. Здесь главную ценность представляет сам контакт и те эмоциональные переживания, которые с ним связаны - сопереживание, ощущение взаимопонимания, поддержки, сходства и близости с другим.

  2. Межличностное общение двух и более людей в малых группах и сообществах, где каждый знает каждого. Это могут быть, например, различные неофициальные разговоры, беседы между людьми в учебных, трудовых коллективах, в приятельской компании, в семье, со знакомыми по месту жительства и проч. Как правило, такое общение не преследует деловых, утилитарных целей. Основной его смысл состоит в установлении и поддержании контакта, чувства "мы". Может быть также, что люди обмениваются какой-то значимой для них информацией, самоутверждаются, 
пытаются оказать друг на друга влияние, получить "эмоциональную разрядку" и т.п. Словом, цели могут быть различными, но во всех случаях партнеры проявляют себя как личности, исполняя определенные межличностные роли. Они строят свое поведение на основе тех взаимных ожиданий, которые обусловлены их знаниями друг о друге, установившимися отношениями, с учетом "предыстории" взаимодействия. По отношению к одному члену группы Человек,    
например, может выступать в роли Друга, по отношению к другому - в роли Врага, или Приятеля, или Обожателя, или      Соперника, или Подопечного и т.п.

  3. Ситуация делового общения двух или более людей в малых группах, где все участники в большей или меньшей степени знают друг друга. Цель делового общения - достижение какого-либо четкого решения, соглашения, договоренности. Это может быть взаимодействие между коллегами по работе, между начальником и подчиненным, коммерсантами и т.д. Во всех случаях статус каждого из партнеров по отношению к другим четко определен, то есть каждый 
знает, что он может требовать и ждать от участников общения, что он сам обязал и что не должен делать. Иными словами, партнеры такого общения вступают в него в первую очередь как исполнители определенных функций, социальных ролей: деловых, профессиональных, служебных. Разумеется, партнеры привносят в такое общение что-то свое, личностное. Знания, квалификация, черты характера и темперамента неизбежно проявляются в деловом взаимодействии, определяя стиль исполнения партнерами своих ролей. Продавец, например, может быть более или менее вежливым с покупателями; участник деловой дискуссии может в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями вести себя как "горячий" иди "холодный" оппонент. Но все же поведение партнеров в деловом общении в значительно большей степени регламентировано, с одной стороны, законами и установлениями, а с другой - принятыми в данном конкретном обществе "алгоритмами" делового взаимодействия.

  4. Общение людей в относительно больших группах и сообществах, в которые могут входить как хорошо знакомые, так и незнакомые друг другу люди, но объединенные некой общей задачей, целью. Ситуации, в которых имеет место такой тип общения, весьма разнообразны, в одних из них могут преобладать нормы делового взаимодействия, в других - межличностного. Цели участников также значительно варьируют от общественных до личностных.

Информация о работе Контрольная работа по « Психология и педагогика»